Западноевропейское барокко и классицизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 10:07, сочинение

Краткое описание

Вторая половинаXVI века характеризуется изменением характера в искусстве под влиянием изменений общественных условий – вера в гуманизм, которая была принята всеми художниками. Они начинают искать новые средства выразительности для отражения волнений и беспокойства, ярких чувств и разочарований. В этот период закладываются основы художественного стиляXVII века – Барокко.

Файлы: 1 файл

Западноевропейское барокко и классицизм.docx

— 24.75 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Пермского края

Г. Пермь

Пермский государственный национальный исследовательский университет

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе по теме: «Западноевропейское барокко и классицизм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Жеглова Анастасия

студентка 2курса направления «история»

Руководитель: Заморяхин Алексей Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Пермь

2014г.

 

Вторая половина XVI века характеризуется изменением характера в искусстве под влиянием изменений общественных условий – вера в гуманизм, которая была принята всеми художниками. Они начинают искать новые средства выразительности для отражения волнений и беспокойства, ярких чувств и разочарований. В этот период закладываются основы художественного стиля XVII века – Барокко.

В Европе начинается реформация католической церкви, на что сама церковь ищет меры против реформации. Искусство есть отражение  жизни. Все изменения в общем положении привели к тому, что вера в гуманизм исчезает. Художники и реагировали на эти изменения. Библейская сюжетика остается, но меняются настроения, появляются новые средства выразительности: диагонали – беспокойства; избирательная освещённость; асимметрия; контражур; необычный ракурс; сочные цвета… появляются новые направления: маньеризм-беспокойства и волнений передаются с помощью динамики – вытянутые пропорции, удлиняются части тела; экспрессионизм - передача движения через все детали картины, используются необычные ракурсы; кавараджизм- подражание основателю движения – максимально приближенные фигуры к краю холста.

Научная революция так же сыграла большую роль в изменении мировоззрения жителей средневековья. Появляются два  новых направления в философии: эмпиризм (Бэкон.Ф) и рационализм (Декарт.Р). Так же изменения коснулись и физики и других естественно-научных предметов – например: создание механической картины мира, по которой Вселенная которая окружает нас, от атомов до планет, представляет из себя замкнутою систему, которая состоит из множеств элементов и движение которых определяется законами классической механики.

Насколько это все повлияло на представление о жизни догадаться не сложно. К началу XVII века складывается стиль Барокко. Истоки этого стиля восходят к концу XVI века и появляется он в Италии. Термин «барокко» применяется к искусству XVII века, тогда как понятие «классицизм» относится к XVIII веку. Сам же период XVII-XVIII в в Европе – независимое существование разнообразных стилей в Европе.

 

Центом развития нового искусства – барокко - стал Рим. Само слово с итальянского переводится как «странный», «причудливый»,  «склонный к излишествам», с португальского – жемчужина причудливой формы. Переход от Возрождения к барокко обозначается грандиозными по масштабу и по значению творениями мастеров, от Микеланджело до Бернини. Величественные и невероятной красоты здания, картины, скульптуры. Этот стиль, прежде всего, нашел свое отражение в церковной архитектуре. Обилие и излишняя декорация, грандиозность, динамика, пышность; яркость, контрастность; противостояние, страсть, асимметрия, фантазия, помпезность – это лишь некоторые из слов, которые с точностью будут передавать особенности и тематики стиля барокко. Наиболее полное отражение барокко получило в архитектуре - грандиозные сооружения и ансамбли, пышный архитектурный декор, украшение главного фасада и  стен. Скульптура поражает своим разнообразием. Знаменитые работы Л. Бернини, В. В. Растрелли, Ф. Борромини в Италии, живописцев - П. П. Рубенса, Я. Йорданса, ван Дейка,. Все это выделяет барокко из общего списка западноевропейского искусства.

Разница экономическая, политическая и географическая вызывает какие-то свои особенности в отдельно взятых странах. Так например, на родине барокко, в Италии, видно сильное влияние античности, которое не дает до конца развиться этому искусству и ограничивает его. Сдержанность форм, объемов, нет преувеличенности, что видно из монументальной живописи – множество скульпторов занимались реставрацией античных статуй. Живопись Фландрии считается классической барочной живописью: это и изобилие предметов, яркие цвета и роскошная пышная природа. Знаменитые работы мастера натюрморта – Ф. Снейдерса, который в картины вносит человека, как часть натюрморта. В тоже время в Испании появляются свои особенно отличительные черты этого стиля. Мистицизм в простом, вера в потустороннее, непостижимое. Эль Греко – удивительно возвышенные образы подчеркнуты духовно, драпировки как будто бы живут своей жизнью. Барокко в Англии представляли такие общепризнанные имена как Дж. Рейнолдс и А. Ван Дейк. Отличительными чертами в этой стране стала связь барокко с классицизмом и готикой. Во Франции барокко имеет более спокойный характер, более классического направления и его развитее оставалось до середины XVII в, там ведущим стилем был классицизм.

 

Иногда архитектура приближалась к классицизму, тогда как монументальны живопись оставалась под влиянием барокко. Именно в конце XVII в. в Италии, Франции и Англии проявилось стремление выйти за пределы барокко и вновь обратиться к идее классического искусства. Возникшее направление получило название «классицизм» и источником вдохновения для него стало искусство античности. В истоках классицизма заложаны идеи рационализма, которые формируются одновременно с идеями в декартовой философии. Особенности классицизма – невозможная ни в одном из предшествующих стилей: формальные признаки стиля сохранялись даже тогда, когда искусство коренным образом менялось. К основным особенностям классицизма можно отнести: строгую симметрию, греческие ордена, прямые линии, спокойные формы, в общем, противоположность барокко. К ярким примерам выдающихся художников и скульпторов этой эпохи можно назвать Н. Пуссена, К. Лоррена, Э. М. Фальконе и Ж. Л. Давида. Скульптура развивалась стремительно, чему способствовали архитектурные раскопки.  По сравнению со скульптурами барокко, монументальная живопись классицизма более спокойная, формы более сглаженные, нет вычурности. Стремясь к рационализму скульпторы отходили от частного, например: в одном персонаже мог воплощаться дух целого народа. Живопись «классической эпохи» выделяется своими характерными линиями и светотенью. Основоположник классицизма – Н. Пуссен, прославился своими знаменитыми пейзажами. Изобразительному искусству XVIII столетия в лучших произведениях свойственны анализ точных переживаний человека, нюансы чувств и настроений.

Развитее европейского искусства XVIII века шло неравномерно. Искусство Италии представлено работами венецианцев, которые отталкивались от барокко. Франция превращается в центр художественной жизни Западной Европы. Появляются частные коллекции, салоны. Живописцы Франции черпали свое вдохновение из греческого искусства, искусство Эллады, больше изящества, разнообразия. В Англии классика, как таковая, не выделяется, так как античностью там увлекались уже давно.

 

Классицизм стал  кульминационной идеей классического искусства, вдохновляющих многих художников даже в период высшего расцвета барокко. Однако, увлечение классицизмом ни в коей мере не мешало художникам Франции и Англии не задумываясь использовать элементы изобразительного искусства, которые оставались откровенно барочными. Осознание того, что искусство барокко противоречит идеям классицизма пришло позже – существовали произведения, которые невозможно было отнести ни к одному из виду (работы голландских мастеров).

Эпоха барокко – богатейшее разнообразие изобразительных возможностей.

Эпоха классицизма – классика выдержанная веками.

Барокко - развитие принципов, которые были заложены в эпоху Возрождения. Художник не должен был следовать природе, а начать совершенствовать саму природу и стремиться к идеалам. От этого и получилось та декоративность, бурная динамика и грандиозный размах. Во многих странах были и промежуточные стили, между барокко и классицизмом. Например, рококо, хотя, как показывает исследование, его редко считают самостоятельным, большим жанром. Просто говорят в контексте, либо как связь между первым и вторым. Был сентиментализм и т.д. Так же много где можно встретить, что классицизм относят и к XVII веку, когда как в XVIII веке был так называемый «неоклассицизм». Но так не везде. Для каждой страны характерны свои особенности и своя индивидуальность.

Вклад классицизма в искусство огромен. Он определил последующее развитее искусства. Отголоски еще долгое время можно наблюдать в работах различных художников, вплоть до XX века. Много еще было последователей, и тех, кто пытался задать в классицизм новое. Работы полны идей гуманизма, рационализма  и необходимости просвещения. Наследие классицизма велико, да и само направление популярно и сейчас. Особенно дизайнеры часто используют знания тех столетий и достигают гармонии и рационализма в построении предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Ильина Т.В - история искусств. Западноевропейское искусство. М. 2008
  2. Дмитриева – краткая история искусств. Т.2. 1975
  3. Левшиц А.Н. – малая история искусств. Искусство XVIII века. 1977
  4. Ж. Базен – барокко и рококо

 


Информация о работе Западноевропейское барокко и классицизм