Закономерности светотени

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:43, реферат

Краткое описание

Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени. Эти закономерности легко проследить и понять, наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве.

Файлы: 1 файл

Котрольная по ИЗо.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

1. Закономерности светотени.

Зрительное восприятие формы предметов и их изображения  в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей  светотени. Эти закономерности легко  проследить и понять, наблюдая за окружающими  нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Но для того, чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, необходимо хорошо освоить закономерности светотени. Не зная законов распределения света на форме предмета, студенты будут бездумно срисовывать лишь видимые пятна без понимания истинных причин, из-за чего рисунки будут менее выразительными и убедительными.  
 
    Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы перспективы и анатомии. Поэтому свет, как физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику.

 

Слово "тон" происходит от греческого слова "1опоз" - напряжение. Под словом "тон" понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета. Степень освещенности отдельных поверхностей предмета зависит от их положения в пространстве относительно лучей света, из-за чего сила света подвергается изменению. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенными. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают под острым углом, как бы скользя по поверхности.

Степень освещенности поверхности предметов зависит  от характера источника света (яркий  или слабый), расстояния от поверхности  предмета до источника света, а также  от угла падения луча света на поверхность. Кроме того, степень освещенности поверхности предмета зависит и от расстояния между изображаемым предметом и рисовальщиком, которое обусловлено пространственной световоздушной средой. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность, аналогично тому, как это происходит на открытом пространстве (в степи, на море), где яркий свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его яркости будет ослабевать .

 
 

Рассматривая  и изучая закономерность светотеней на простых геометрических телах, мы видим, что поверхность предмета, степень ее освещенности зависит  от силы источника света, расстояния и угла падения луча на его поверхность. По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления - ослабевать. Следовательно, сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света, будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без резких переходов: от наиболее контрастного на переднем плане - до плавно убывающего к заднему плану. 

Лучше разобраться  и понять закономерности светотеней помогут изготовленные из бумаги модели различных геометрических тел  небольшого размера (большая сторона  в пределах 5-7 см). Их легко изготовить в домашних условиях из плотного ватмана. В качестве источника света можно использовать как искусственное освещение (настольную лампу), так и естественное (солнечные лучи). Варьируя положение модели, анализируйте, изучайте закономерность светотеней. Кроме того, в целях развития навыков попробуйте выполнить зарисовки с определенных положений.  
    Таким образом, внимательно прорисовывал каждую деталь предмета, нужно выявить характер ее структуры, одновременно увязывая составные элементы между собой и с целым. Работая тоном, важно соблюдать чистоту, то есть не последнее место в искусстве рисования должна занимать аккуратность штриховки. Здесь следует заметить, что под аккуратностью прежде всего следует понимать культуру рисовальщика. Такие, благородные, выполненные с огромной любовью, старанием и уважением к своему искусству рисунки не следует путать с сентиментальными, слащавыми, приближенными к фотографическим изображениям и запачканными, явно выполненными так от недостатка определенного технического мастерства. Кроме владения основными элементами рисунка, знания закономерностей строения форм, перспективы, пропорции, композиции и образа в рисунке необходима и техническая сторона, чистота исполнения, словом, в искусстве рисунка важно все. Только по мере кропотливого труда, последовательно и методично усваивая все более сложные объекты, приобретаются определенные технические навыки. Задача не из легких, поэтому, чтобы добиться определенных результатов в искусстве рисования, студентам необходим целенаправленный систематический труд, огромная любовь к рисованию, характер, воля и, конечно, время.

На завершающем  этапе работы необходимо проверить  общее состояние рисунка. Для  этого следует отойти от рисунка  на некоторое расстояние и внимательно  рассмотреть его. Придирчиво оценивая выполненную работу, постарайтесь обнаружить ошибки, допущенные на предыдущем этапе. Такой ошибкой может быть перечерненность тонов на участках в тени, в свету, рефлексах, на фоне. Сила тонов рефлекса может быть чрезмерно высветлена или предметы, находящиеся на дальнем плане, недостаточно удалены и вырываются вперед, а ближние недостаточно выступают и т.п. Если сила тона рефлекса чрезмерно затемнена, ее следует ослабить, если наоборот, то усилить. Если предметы, находящиеся в глубине, вырываются вперед, их следует ослабить, смягчить. Если передний план недостаточно выступает вперед, его следует, подчеркивая, выделить. Таким образом исправив допущенные ошибки, следует еще раз проверить рисунок с расстояния, стараясь найти элементы, которые мешали бы цельному восприятию рисунка. Здесь перед студентами стоит основная задача - привести рисунок в единое целое, подчиняя ему все второстепенные детали. Под второстепенными деталями следует понимать предметы, расположенные вокруг главного. Поэтому, во избежание создания впечатления раздельного восприятия предметов в рисунке, необходимо смягчить второстепенное и выделить главное. При этом зрительный центр (центр основания зрительной пирамиды) не всегда может совпадать с композиционным центром, тем не менее, если второе не смещается далеко от первого, то следует их уравновесить. Для этого можно использовать тон или четкость прорисовки форм предметов с тем, чтобы оттянуть композиционный центр ближе к зрительному, совмещая и уравновешивая их.  
 
    В процессе тщательной прорисовки деталей, как правило, допускают некоторую дробность рисунка. Для устранения этого следует обобщить мелкие подробности, подчеркивая и выделяя более крупные общие формы. В результате рисунок приобретет большую целостность.
 
 

2. Методика работы  над рисованием  складок драпировки. 

  Для рисования складок драпировки надо определить их пластику, зная основы формообразования. Складки бывают: вертикальные, диагональные, радиальные, дугообразные и др. Структура складок на плотной и тонкой ткани неодинакова. Плотная, жесткая ткань дает более рельефные складки. Тонкая ткань легко драпируется мелкими складками .Осваивая технические приемы изображения складок, разнообразия их движений, фактуры ткани, начинающему художнику полезно выполнить следующие упражнения (тушью и пером, кистью графитным карандашом, гелиевой или шариковой ручкой и др.): нарисовать ткань, прикрепленную за одну точку, за две точки, разнообразно завязанные ткани. При этом можно использовать штрихи, плавные и резкие, тонкие и с утолщениями, главное, чтобы их характер подчеркивал и прослеживал особенности изменения формы складок.

У ткани, прикрепленной  за одну точку, складки, вертикально  направленные вниз, принимают клинообразную  форму.

При рисовании  складок на свободно висящей ткани, закрепленной в двух опорных точках, следует учитывать излом формы в местах наибольшего провисания дугообразных складок. Подобные вертикальные складки образуются на углах ткани,  покрывающей прямоугольную поверхность стола.

Кроме штриховых  рисунков складок полезно выполнить  и тоновые рисунки одних и тех же композиций. Эти упражнения помогают почувствовать декоративные возможности, заключенные в пластике складок.

Необходимо помнить  о том, что градации светотени  при передаче любых других объемных форм складок такие же, как и  при передаче любых других округленных форм: блик, свет, полутон, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Важно не запутаться в этих отношениях: тени не должны быть слишком темными, а рефлексы – слишком светлыми.

Информация о работе Закономерности светотени