Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи родился
15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города
Винчи, расположенном недалеко от Флоренции.
Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус,
происходивший из известной семьи города
Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка,
по другой – хозяйка таверны, известная
под именем Катерина. Примерно в возрасте
4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах
того времени он назван незаконным сыном
Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую
знаменитого художника, скульптора и ювелира
Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Здесь
Леонардо прошел весь путь ученичества:
от растирания красок до работы подмастерья.
Согласно рассказам современников, он
написал левую фигуру ангела в картине
Верроккьо Крещение (ок. 1476, Галерея
Уффици, Флоренция), чем сразу обратил
на себя внимание. Естественность движения,
плавность линий, мягкость светотени –
отличает фигуру ангела от более жесткого
письма Верроккьо. Леонардо жил в доме
мастера и после того, как в 1472 был принят
в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.
Между 1476 и 1478 Леонардо
открывает свою мастерскую. В
1482 Леонардо уезжает в Милан,
богатейший город того времени,
под покровительство Лодовико Сфорца
(1452–1508), который содержал армию, тратил
огромные средства на проведения пышных
празднеств, покупку произведений искусств.
Представляя себя своему будущему покровителю,
Леонардо говорит о себе, как о музыканте,
военном эксперте, изобретателе оружия,
военных колесниц, машин, и лишь потом
говорит о себе, как о художнике. В Милане
Леонардо жил до 1498, и этот период его жизни
был самым плодотворным.
При дворе Сфорца Леонардо
работал и как художник-декоратор для
многих празднеств, создавая невиданные
доселе декорации и механизмы, делал костюмы
для аллегорических фигур.
В 1495 Леонардо приступил
к работе над Тайной вечерей (площадь
4,5 × 8,6 м). Фреска расположена на стене
трапезной доминиканского монастыря
Санта Мария делле Грацие в Милане,
на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую
стену помещения. Леонардо ориентировал
перспективу фрески на зрителя, тем самым
она органично вошла в интерьер трапезной:
перспективное сокращение боковых стен,
изображенных на фреске, продолжает реальное
пространство трапезной. Создание Тайной
вечери стало заметным событием в художественной
жизни Италии того времени.
После падения власти Сфорца
в 1499 Леонардо едет во Флоренцию, заезжая
по пути в Мантую и Венецию. Весной 1500 Леонардо
приезжает во Флоренцию, где вскоре получает
заказ на написание алтарной картины в
монастыре Благовещения. Заказ так и не
был выполнен. В 1506 Леонардо получает приглашение
в Милан от Людовика XII Французского. Предоставив
Леонардо полную свободу действий, исправно
платя ему, новые покровители не требовали
от него определенных работ. Леонардо
увлекается научными изысканиями, иногда
обращаясь к живописи. В 1513 Леонардо едет
в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X, но
вскоре теряет благосклонность папы. Он
изучает растения в ботаническом саду,
составляет планы по осушению Понтинских
болот, пишет заметки к трактату об устройстве
человеческого голоса. В это время им создан
единственный Автопортрет (1514, Библиотека
Реале, Турин), исполненный сангиной, показывающий
седовласого старого человека с длинной
бородой и пристальным взглядом.
Вновь Леонардо поступает
предложение от французского
короля, на сей раз от Франциска
I, преемника Людовика XII: перебраться
во Францию, в усадьбу недалеко
от королевского замка Амбуаз.
В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию,
где ему отводят апартаменты в усадьбе
Клу. Окруженный почтительным восхищением
короля, он получает титул «Первый художник,
инженер и архитектор короля». Леонардо,
несмотря на возраст и болезнь, занимается
прорисовками каналов в долине реки Луары,
принимает участие в подготовке придворных
празднеств.
Леонардо да Винчи
умер 2 мая 1519, оставив по завещанию
свои рисунки и бумаги Франческо
Мельци, ученику, который хранил их всю
свою жизнь. Но после его смерти все бесчисленные
бумаги разошлись по всему миру, часть
утеряна, часть хранится в разных городах,
в музеях мира.
Ученый по призванию
Леонардо даже сейчас поражает
широтой и разнообразием своих
научных интересов. Уникальны
его исследования в области
конструирования летательных аппаратов.
Он изучал полет, планирование
птиц, строение их крыльев, и
создал т.н. орнитоптер, летательный
аппарат с машущими крыльями,
так и неосуществленный. Создал
пирамидальный парашют, модель
спирального пропеллера (вариант
современного пропеллера). Также
сохранились записи и заметки,
в которых он пытался ответить
на этот нелегкий вопрос, например:
«Тело и душа. Каждое тело состоит
из частей и соков, необходимых
для его сохранения. Эта потребность
признается и удовлетворяется
душою, которая временно избрала
эту телесную форму своим обиталищем».
«Душа никогда не может разрушиться
при разрушении тела, но действует в теле
наподобие ветра, производящего звук в
органе, в котором если испорчена трубка,
не получится у нее больше от ветра хорошего
действия». Понимая трудности определения
психического, замечает: «А остальную
часть определения души предоставляю
уму братьев, отцов народных, которые наитием
ведают все тайны»
Эти
определения природы душевных
явлений характеризуют Леонардо
как типичного представителя
своего времени, отражая присущее
его эпохе понимание психического.
В философии Возрождения, относимой,
по мнению А.Ф. Лосева, к одному
из направлений неоплатонизма,
душевная жизнь человека связывалась
с проявлением в нем надиндивидуальной
активной субстанции Природы. Психическое
понималось как Мировая Душа, активная
творческая субстанция Природы, материально
выражающая себя через различные, ею сотворенные,
совершеннейшие механизмы, один из которых
— тело человека.
Конкретные
представления о психической
жизни в то время были тождественны
проявлениям и атрибутам живого,
активного, действенного начала
в человеке, и индивидуальность
личности связывалась не с
особенностями внутреннего психического
склада человека, а прежде всего
с его внешними чертами (анатомо-морфологическими,
конституциональными, поведенческими
характеристиками).
Отражение подобных
представлений эпохи иллюстрируют
известные фантастические рисунки
художника, изображающие различных
человечков-уродцев, именуемые «карикатурами».
Существуют заметки художника,
раскрывающие его понимание проблемы
телосложения и характера (души
и тела): «Если душа беспорядочна
и хаотична, то беспорядочно и
хаотично само тело, в котором
обитает эта душа». «Мне не
кажется, что люди грубые и
плохих нравов и недостаточно
рассудительные заслуживают такое
же прекрасное оформление и
такое же разнообразие совершенных
органов, как люди глубокомысленные
и одаренные... Мне кажется, что
у них нет ничего общего
с родом человеческим, кроме голоса
и фигуры, все остальное значительно
ниже, чем у животных...»
Внешность
человека, не соответствующая эстетическим
канонам Ренессанса, довольно однозначно
понималась художником как проявление
духовного уродства, психической
неполноценности. Этот стереотип
он и выразил в многочисленных
«карикатурах». Пытаясь проникнуть
в суть психической деятельности
человека, Леонардо остается верен
своему главному принципу — опыту Глаза,
обобщая психологические открытия языком
столь высоко ценимой им «науки живописи».
Интересны в этом ракурсе известные шедевры
художника фреска «Тайная вечеря» и портрет
Моны Лизы (Джоконды).
Психологическая характеристика
героев фрески Леонардо «Тайная
вечеря», по мнению исследователей,
основана на воплощении в живописи
общей идеи эпохи Возрождения,
заключающейся в том, что для
многообразных душевных состояний
всегда можно найти соответствующие
внешние формы, поскольку человеческое
тело — это тончайший инструмент
души. Основная психологическая
задача, решаемая Леонардо в этом
произведении, и состояла в отображении
средствами искусства поведенческих
реакций, вызванных у апостолов
словами Христа: «Один из вас
предаст меня». Художник добился
этого, изобразив в мимике лица,
позах, жестах двенадцати апостолов
различные типы индивидуальности,
соответствующие характерам каждого
из апостолов.
Зарисовки и записи в дневниках
приоткрывают творческую лабораторию
мастера в процессе работы над
образами фрески. Наблюдая у окружающих
его людей изменение мимики при
различных эмоциональных состояниях,
он записывает: «...тот, кто смеется,
не отличается от того, кто плачет, ни
глазами, ни ртом, ни щеками, но только
неподвижным положением бровей, которые
соединяются у того, кто плачет,
и поднимаются у того, кто смеется...».
А сохранившиеся этюды к голове Иуды показывают
изобразительные приемы, с помощью которых
Леонардо, варьируя в рисунках лица тонкие
нюансы мимики, искал воплощение в художественном
образе своего представления о типе индивидуальности
данного персонажа. Другое прославленное
произведение кисти Леонардо, известное
в истории как портрет Моны Лизы (Джоконды),
расценивается в искусствознании в качестве
образа, наиболее полно выразившего в
живописи представления о внутреннем
мире человека Высокого Возрождения.
Особенности художественных
представлений о внутреннем мире
личности, которые выражает портретное
искусство того периода, можно обозначить
как «психологизм живого лица», смысл
которого раскрывает история развития
портрета Ренессанса. Она показывает,
что главное направление поиска
выразительных средств портретной
живописи той поры состояло в освоении
основных открытий изобразительного искусства
для решения задачи передавать в
двумерном пространстве картины
живое лицо. В Джоконде был создан
совершенно новый тип изображения,
который преодолел статику и
психологическую скованность портретов
кватроченто. Леонардо достиг этого эффекта,
применяя в изображении Моны Лизы принципиально
новые формальные приемы, обогатившие
затем арсенал всей европейской портретной
живописи. Определяя вклад Леонардо в
развитие понимания человека как личности
с позиций истории научной психологии,
М.Г. Ярошевский считает, что им была разработана
новая концепция человека как субъекта
в целом, «понимание субъекта как центра
направленных вовне духовных сил (в противоположность
религиозной августино-томистской интроспекции),
воплощающихся в реальные, чувственные
ценности (в противоположность христианской
чистой духовности)».
Рассматривая образы человека
в искусстве Леонардо в психолого-историческом
ракурсе, можно полагать, что они
представляют собой обобщенные эталоны
восприятия и понимания человека
своей эпохи.
Универсальное творческое
мышление великого флорентийца,
воплотившего в живописи образы человека
Высокого Возрождения, проявлялось не
только в сфере художественного творчества,
хотя сам художник и считал его главным
делом своей жизни, его талант раскрылся
и во многих других областях научно-практической
деятельности.
Изучение дневников
художника, начатое по-настоящему
только лишь на рубеже XIX—XX в.,
документально подтвердило сложившиеся
еще при жизни легенды о
многогранных талантах и умениях
«божественного Леонардо», о его
одаренности не только как
живописца, но и как ученого-естествоиспытателя,
изобретателя, инженера. Заметки о
человеке в дневниках и анатомических
штудиях раскрывают психологическую наблюдательность,
тонкую развитую интроспекцию и проницательность
Леонардо и дают все основания называть
его одним из первых эмпирических психологов
в европейской науке о Человеке. Это подтверждают
и широко известные подробные описания
художником феноменов зрительного восприятия
(механизмов моно- и бинокулярного зрения,
свето- и цветоощущений), процессов фантазии
и памяти, биомеханики и выражения эмоциональных
состояний.
Среди его дневниковых
заметок дано подробное описание
психического механизма проецирования.
В искусствознании отмеченный
художником феномен получил условное
название «автопортретности». Хотя
в системе понятий этой науки ему объяснений
не найдено, поскольку понимание автопортрета
как жанра искусства имеет иное содержание,
чем то, о чем идет речь у Леонардо. Вот
что он пишет: «Величайший недостаток
живописцев... делать большую часть лиц
в исторической композиции похожей на
мастера; это много раз вызывало мое изумление,
так как я знавал живописцев, которые во
всех своих фигурах, казалось, портретировали
самих себя с натуры, и в этих фигурах видны
движения и манеры их творца... каждое свойство
в живописи следует за собственными свойствами
живописца»2. Поэтому «измерь на себе пропорциональность
своего телосложения, и если найдешь ее
в какой-либо части несогласованной, то
отметь это и хорошенько остерегайся применять
ее в тех фигурах, которые тобою компонуются,
ибо это общий порок живописцев, что им
нравятся и что они делают вещи, похожие
на себя». «Итак, помни, что ты должен изучить
недостатки, свойственные тебе, и избегать
их в тех фигурах, которые ты компонуешь».
Эти наблюдения художника хорошо согласуются
с современными научными данными об одном
из уровней восприятия себя человеком
— «образе тела», который, составляя уникальную
структуру личности, существует в виде
сложного комплексного единства бессознательных
восприятий, установок, оценок и представлений
человека о собственном теле и внешности.
Очевидно, что действие именно этого психического
механизма в процессе построения изображения
человека проницательно подметил Леонардо
да Винчи еще у своих современников.
В другой записи
в дневниках, в которой художник
размышляет о практических приемах
быстрого запоминания лица, находим
своеобразный алгоритм фоторобота:
«...об изображении человеческого
лица в профиль с одного
раза и одного взгляда. Для
этого случая тебе необходимо
запомнить разнообразие четырех
различных частей профиля —
носа, рта, подбородка и лба», «если
ты хочешь обладать легкостью
в запоминании выражения лица,
то заучи сначала на память
глаза, носы, рты, подбородки многих
голов, а также горла, шеи
и плечи. Примем случай, что
носы бывают десяти видов»... (следует
рисунок)... «они хороши, поскольку
речь идет о профиле. Спереди
носы бывают одиннадцати видов...
(следует рисунок)... и также ты
найдешь различия в других
частях».