Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:04, реферат
С усилением классовой дифференциации украинского народа в период феодализма в одежде отдельных групп находят отражение своеобразные социальные черты и особенности. Они проявились, например, в одежде украинских феодалов и крепостных, костюме казацкой старшины и рядового казачества, мещан и городской бедноты, феодальная знать отдавала предпочтение городским модам, видоизменяя их согласно своим потребностям и эстетическим воззрениям. Наиболее устойчивой была крестьянская одежда. В ней проявились многовековые традиции, целесообразность единства утилитарной функции и эстетической.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет искусств
Кафедра изобразительного и
декоративно-прикладного
РЕФЕРАТ
ПО ФОРМОТВОРЧЕСТВУ НА ТЕМУ:
«УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»
Выполнила: студентка группы СИИ-11
Шоломинская Анна
Симферополь, 2012
С усилением классовой
дифференциации украинского народа
в период феодализма в одежде отдельных
групп находят отражение
По принципу основного назначения выделяются такие компоненты женской и мужской одежды: нательная, поясная, плечевая, верхняя одежда, пояса, головные уборы, обувь, украшения. В основу классификации указанных компонентов положен важнейший признак одежды - крой.
Основной составной частью как мужского, так и женского народного костюма является рубаха - древнейший вид сбитой одежды. Материалом для изготовления рубах служило конопляное или льняное полотно. В зависимости от кроя украинские сорочки были трех типов: туникообразные, поликовые ("з уставками") и на кокетке.
Локальные особенности украинской
народной одежды отчетливо проявлялись
в зависимости от социально-экономических,
общественно-политических и естественно-географический
условий, этнокультурных взаимоотношений
с другими народами. Эти особенности
наиболее заметны в аспекте историко-
Вышивка украинского народного костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду -кожухи, свиты, "юпки", головные уборы - "намітки", "очіпки", "хустки" и др. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становились традиционными. Орнаментальные мотивы разнообразны - геометрические узоры (ромбы, розетки, звезды), растительные мотивы. Способов вышивания и их разновидностей на Украине много. Некоторые из них встречаются во всех этнографических районах Украины, а также в русской и белорусской вышивке. Древнейшими видами народной вышивки были "заволікання", "занизування" и "настилування". Разновидностью последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Почти повсеместно была распространена техника "вирізування", обычно применяемая в комбинации с другими видами выоивки. Кроме эстетического значения, вышивка нередко отражала возраст людей, их семейное и социальное положение.
По цветовой гамме вшивки
украинские сорочки делятся на одноцветные,
двухцветные и полихромные. Первые
характерны для Волыни, Черниговщины
и Полтавщини, двухцветные - преииущеотвенно
для Киевщины и большей части
Подолии, полихромные - для западной
Подолии и Карпат. Для вышивок
северной части Украины (северные районы
Черниговщины и Волыни) характерен
красный цвет. Вышивка этих районов
аналогична русской и белорусской.
В средней полосе Украины (юг Черниговщины,
Полтавщины, почти вся Харьковщина,
Киевщина и северные районы Днепропетровщины
и Херсонщини) красный цвет встречается
наряду с синим, реже - черным. В южных
районах к этим цветам присоединяется
желтый. На Подолии черный цвет встречается
в соединении с красным. По мере приближения
к Бессарабии и Буковине вышивка
обогащается бисером и
При всем многообразии и
богатстве локальных вариантов,
уже к середине XIX в. проявляются
определяющие черты украинского
народного костюма. Однако в различных
историко-этнографических
Как и у многих народов, украинская верхняя кафтанообразная одежда развивалась от прямоспинной и приталенной; при этом раоклешение достигалось вставками клиньев от линии талии ("вусив") или же изменением деталей покроя в талии. Подобным путем шло развитие плащеподобной длиннополой одежды ("гуни", "киреи", "опанчи", "бурки" и др.) о капюшоном ("видлогою", "бородицею", "кобкою" и т.д.), пошитой из грубой ткани, преимущественно шерсти. Опанча на Подолии и Галиции в известной мере иллюстрирует развитие одежды типа плаща в свитку; Она имеет капюшон, а по бокам от линии талии - сборки.
Покрой плечевой одежды, как и других видов костюма, на протяжении столетий усложнялся. Традиционную украинскую плечевую одежду XIX в. по конструктивным признакам можно разделить на две основные группы: прямоспинного покроя и в талию. Наиболее древний вид традиционной прямоспинной одежды украинцев еще сохранялся в Карпатах и на Подолии ("гунька-нанта", "бруслук", "лей-бик", "катанка" г др.). Одним из древнейших видов верхней плечевой одежды является также короткая безрукавка ("кептар"). Древней славянской одеждой была бытовавшая на севере Украины, у русских и белорусов еще в начале XX в. "полотнянка", напоминавшая по покрою свиту.
В конце ХІУ - начале ХУ вв. в украинском костюме, по-видимому, были еще сильны древнерусские традиции, но наряду с украинско-русскими, украинско-белорусскими начинают сказываться и результаты украинско-польско-литовского этнокультурного взаимовлияния. "Польская мода" ХУІ-ХУШ вв. заметно повлияла на развитие костюма населения Украины. Это проявилось прежде всего в социальном аспекте. Украинская знать подражала польской шляхте в быту и костюме, стремилась подчеркнуть классовую общность с ней и противопоставить себя своему народу. Вместе с тем народную одежду украинцев роднила с польской общеславянская основа - древние формы, общие обоим народам.
Непременной принадлежностью
костюма разбогатевшей казацкой
верхушки была сорочка из тонкого
полотна или кисеи, вышитая шелком,
серебром или золотом. Довольно близкие
по покрою к народным холщевым сорочкам,
панские "кошулі" заметно отличались
разнообразием деталей, например, формой
ворота ("узкие стойки", отложные
с острыми углами и др.). Рубахи
заправлялись в широкие суконные,
бархатные или шелковые шаровары
ярких расцветок. На сорочку одевался
дорогой жупан, подпоясанный "слуцким"
или "персидским" поясом. Поверх одевался
кунтуш или епанча, в торжественных
случаях - шуба или ферезея, украшенная
драгоценной "запоной". Казацкая
старшина носила разноцветные сафьяновые
сапоги. Папки были преимущественно
бархатные, опушенные соболем, рысью
или лисьи малахаи с
В то же время одежда рядовых казаков немногим отличалась от крестьянской: сорочка, сиитая из грубого холста, шаровары, свита или кобеняк, кунтуш, высокая смушковая шапка со шлыком, через плечо ремень ("черес") с патронами. Казацкая "голытьба" была одета не лучше беднейшего крестьянства.
Традиционный комплекс костюма центральных районов Украины, который принято считать наиболее характерным на территории формирования украинской народности, приобретал локальные разновидности. Он образовывался путем сочетания элементов костюма основного комплекса с местными традиционными элементами и особенностями, заимствованными из одежды соседних народов.
Региональные комплексы традиционной одежды тоже складывались постепенно. Судя по источникам, в ХУШ-ХІХ вв. они заметно отличались друг от друга рядом конструктивных и художественных особенностей.
Наиболее типичный комплекс
традиционного украинского
Основным элементом мужской одежды центральных областей были туникообразные рубахи, а также сорочки с "поликами" или стрелковые. У стрелковых сорочек узенький полик нашивался на треугольную вставку на плечах. Разрез сорочек на груди "пазушка" был прямым. Вышивались преимущественно праздничные сорочки.
Женские сорочки были двух типов: с цельнокроенным рукавом, пришитым к станку по основе ткани, и с прямыми поликами, пришитыми по основе и по утку (полтавский тип). Вышивались сорочки бело-серыми и красно-черными нитками. Поверх сорочек одевали "корсетку". Поясной одеждой были домотканые плахты, запескн, дергй. Этот вид одежды дополнялся домоткаными шерстяными или вывитыми полотняными фартуками.
Мужской и женской верхней плечевой одеждой были сбиты из домотканого сукна черного, коричневого или белого цвета с густыми сборками по линии талии ("рясні"), со сборками по линии талии только на бедрах (" с прохідкою") или свиты с клиньями от линии талии ("вусами"). Носили также кожухи, кобеняки, тулупы.
Головные уборы у мужчин летом - соломенные шляпы ("бриль"), зимой - меховые шапки цилиндрической формы со сферическим или плоским дном. Женщины волосы покрывали "очіпком" (чепцом), поверх которого повязывали платок. В ряде районов Украины женщины носили полотенчатый убор головы ("намітка", "серпанок", "нафра-иа"). Девушки заплетали волосы в одну или две косы и повязывали косынкой. На праздники одевали венки, вплетали ленты и т.д. Обувь центральных районов Украины была разнообразной. Беднейшие крестьяне ходил" босиком, зимой носили "лычаки" или же лапти, в южных районах - лостолы. Зажиточные крестьяне носили ботинки ("черевики") и сапоги. Постолы одевали во время работы. Сапоги делались черные и цветные. Известны так называемые "чорнобривці"' - сапоги с цветными (красными, желтыми, зелеными) голенищами и черными передами (Полтавщина, Слободская Украина);
Общий колорит традиционного комплекса Среднего Приднепровья характеризуется сочетанием светлых и ярких тонов: яркие плахты, пояса, расшитые корсетки, цветная обувь и пр.
Ярким примером локальной специфики традиционной украинской одежды является Подолия. Здесь до последнего времени сохранились давние славянские традиция украшения одежды на основе зооморфного орнамента. Доминирующий на Подолии черный цвет вышивки характерен для верхней плечевой одежды типа свиты ("чугаїна", "канта", "гунька"), а также поясной одежды ("запаска", "горботка") и др. В отличие от центральных районов женские сорочки здесь имели отложной воротник, цельнокроенный рукав, повсеместно покрытый вышивкой ("виноград") черными, синими или металлическими нитками ("золото"). Обязательна продольная в виде полос вышивка на груди или же на груди и спине. Давние традиции имеют домотканые шерстяные юбки. Мужчины и здесь носили туникообразные рубашки, чаще с отложным воротником, на выпуск, под узкий тканый или плетеный пояс.
Определенным своеобразием отличался традиционный костюм Полесья. Как и в других экономически слабо развитых в прошлом районах; традиционный костюм здесь длительное время сохранял архаические черты. Здесь до начала XX в. бытовала мужская сорочка с ноликами, украшенная тканым узором красного цвета, дольше, чем в других районах, сохранились домотканые безрукавки и "жупани", тканые в синюю или красную полоску. Головным убором у мужчин служили "шоломи" и "магерки". В XX в. их заменили меховые шапки.
Женские рубашки вились с прямыми поликами и отложным воротником. Узор до начала XX в. в Западном Полесье был преимущественно тканым, красных тонов. В XX в. широкое распространение получила вышивка. Поясная одежда - юбка ("л1тиик") из домотканой шерсти или льняного полотна с тканым узором красного, желтого или коричневого цветов. Впереди в литнике делалась вставка из другой ткани - "притичка". Поверх литника повязывался шерстяной или льняной фартук с тканым орнаментом. Кроме того, на Полесье носили однотипный с белорусским "андарак" и безрукавки из белого сукна. На Левобережном Полесье женщины носили также плахты и "корсетки".