Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:03, доклад
В творчестве П. Пикассо, чрезвычайно обильной и многообразной по техникам, языку, творческим задачам, не сводимой к каким-либо простым формулам, отчетливо проступает мощное волевое начало. Художник не отображает мир, а создает, строит его по собственным, им самим декретируемым, но все-таки непреложным законам.
1910-е гг. оказались для Пикассо
достаточно сложными. В 1911 г. всплыла
история с покупкой и хранением украденных
из Лувра статуэток, которая продемонстрировала
Пикассо ограниченность его собственных
моральных, человеческих сил: он оказался
и неспособным впрямую сопротивляться
нажиму власти, и сохранять преданность
дружбе (на первом допросе он пытался отречься
даже от самого факта знакомства с Апполинером,
"благодаря" которому он оказался
вовлеченным в этот неприятный инцидент).
В 1914 г. началась Первая мировая война
и выяснилось, что Пикассо не готов сражаться
за Францию, ставшую его второй родиной.
Это тоже развело его со многими друзьями.
В 1915 г. умерла Марсель Умбер.
Наверное, именно в этот период Пикассо
по-настоящему разобрался в себе (и его
открытия не всегда оказались приятными)
и осознал, что его по большому счету интересует
лишь живопись, только ей он готов приносить
жертвы, только ей служить: "Искусство
никогда не надоедает мне, и я не мог бы
жить, не отдавая ему все свое время. Я
люблю его как единственную цель своей
жизни".
Кубизм постепенно становился для Пикассо
уже внутренне пережитым опытом, раскрепостившим
его кисть. Позже он говорил: "Если задуматься,
я, наверное, художник без стиля. "Стиль"
нередко лишь сковывает художника, навязывает
ему одну точку зрения на вещи, одни и те
же приемы, одни и те же формулы, и так год
за годом, иногда на всю жизнь". Это,
конечно же, не был случай Пикассо, отчаянного
смельчака в искусстве.
На возвращение к живописи более читаемой,
фигуративной повлияла как логика художнического
развития Пикассо, так, видимо, и внешние
факторы: отношения с балетной труппой
Сергея Дягилева, поездка в Рим, где всё
буквально перенасыщено античностью с
ее интересом к плоти, человеческому телу,
всё монументально и материально. Ольга Хохлова, русская
балерина, ставшая вскоре женой Пикассо
и матерью его первого сына, тоже хотела
узнавать себя в собственных портретах.
Желание любимой женщины, конечно, никак
не повлияло бы на мастера, если бы не совпало
с его внутренним настроем. Но в конце
1910-х гг. все эти обстоятельства сошлись
воедино и определили новый этап в творчестве
художника. При этом Пикассо, создавая
вполне реалистичные, казалось бы, картины,
продолжает свои опыты. Так, знаменитые "Портрет Ольги
в кресле" 1917 г. или "Поль в костюме
Арлекина" 1924 г. являются тоже до некоторой степени
экспериментальными: Пикассо весьма активно
интересовался фотографией и типичными
для нее уплощением форм и искажением
пространства, и это нашло свое отражение
в данных работах.
К этому периоду относятся и замечательные
шаржированные графические портреты деятелей
круга Дягилева (например, "Портрет Игоря
Стравинского"). Витавший в воздухе 1920-30-х гг. интерес,
с одной стороны, к монументальному в искусстве,
с другой - к "новой вещественности",
в творчестве Пикассо воплотился, к примеру,
в"Женщинах, бегущих
по пляжу" 1922 г. Здесь он и отдает дань этим тенденциям,
и одновременно подвергает их осмеянию.
"Красота будет
конвульсивной, или ее не
В 1925 году Пикассо написал картину "Танец". Агрессивная,
болезненная, с деформированными фигурами,
она отражает тяжелый период в семейной
жизни художника и одновременно провозглашает
новый перелом в его творчестве. Пикассо
близок к сюрреалистам, но у него всегда
свой путь.
Работы этого периода: "Купальщица,
открывающая кабинку" (1928), "Фигуры на пляже" (1931), "Женщина с цветком" (1932)
и др.
В холодный январский день 1927 года Пикассо
встретил семнадцатилетнюю Марию Терезу
Вальтер. Он приобрел для нее замок Буажелу
и там она стала его единственной моделью
и героиней нескольких его известных работ,
например "Зеркало" (1932, частное собрание),
"Девушка перед зеркалом", (1932, Музей
современного искусства, Нью-Йорк); с нее
также сделана скульптура "Женщина
с вазой" (теперь эта скульптура стоит
на могиле художника)). В 1935 году Мария-Тереза
родила дочь Майю, но к 1936 году Пикассо
расстался с обеими женщинами, хотя официально
не был разведен с Ольгой Хохловой вплоть
до ее смерти в 1955 году.
Начиная с 1930-х годов в творчестве
Пикассо появляется такая ключевая
для него тема и образ как бык, Минотавр.
Художник создает целый ряд работ с этим
персонажем ("Минотавромахия", 1935),
при этом миф о Минотавре Пикассо трактует
по-своему. Для Пикассо бык, Минотавр -
это разрушительные силы, война и смерть.
Апогеем развития этой темы стала знаменитая
картина Пикассо "Герника" (1937).
«Герника» (исп. Guernica) была заказана Пикассо
испанским правительством, которое собиралось
разместить ее на Всемирной выставке в
Париже. Художник представил картину в
мае 1937 года. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8
м шириной, она была написана маслом в
черно-белом стиле в течение одного месяца.
Международный журналист А. В. Медведенко
рассказывал, что художник "работал
неистово, как сумасшедший... Первые дни
Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов.
Работа продвигалась столь стремительно,
что невольно складывалось впечатление,
что он давно продумал картину в мельчайших
подробностях и деталях".
Впервые произведение «Герника» было
вставлено на всеобщее обозрение в июне
1937 году в испанском павильоне на Всемирной
выставке и вызвало очень неоднозначную
реакцию у критиков и даже поклонников
художника. Французский архитектор Ле
Корбюзье, присутствовавший на открытии
испанского павильона, вспоминал потом:
"Герника" видела в основном спины
посетителей", а сам художник, вспоминал
позднее: "Чего только не довелось мне
услышать о моей "Гернике" и от друзей,
и от врагов".
Герника - это маленький городок басков
на севере Испании, практически стертый
с лица земли немецкой авиацией 1 мая 1937
года. Эта огромная (почти восемь метров
в длину и три с половиной в высоту) монохромная
(черный, белый, серый) картина была впервые
выставлена в республиканском павильоне
Испании на Всемирной выставке в Париже.
Однажды гестапо устроило обыск в доме
Пикассо. Нацистский офицер, увидев на
столе фотографию "Герники", спросил:
"Это вы сделали?". "Нет" - ответил
художник - "это сделали вы".
В этот же период создана и серия монстров
"Мечты и ложь генерала Франко" (1937)
(в 1936 году во время гражданской войны
в Испании Пикассо поддержал республиканцев
и выступил против сторонников генерала
Франко) и еще ряд картин на сходные темы:"Ночная рыбалка
на Антибах" (1939), "Плачущая женщина" (1937)
(последнюю картину он писал с Доры Маар,
югославской женщины-фотографа, с которой
Пикассо познакомился в 1936 году; она прославилась
тем, что запечатлела стадии работы Пикассо
над "Герникой").
В годы второй мировой войны Пикассо живет
во Франции, где сближается с коммунистами-участниками
Сопротивления (в 1944 Пикассо даже вступает
во Французскую компартию). В это время
он создает такие картины с тем же лейтмотивом
быка, войны и смерти:"Натюрморт с
бычьим черепом" (1942), "Утренняя серенада" (1942, Нац.
музей современного искусства, Центр Помпиду,
Париж), "Бойня" (1944-1945, Музей современного
искусства, Нью-Йорк) и скульптуру "Человек
с агнцем" (1944), которая была установлена
впоследствии перед старинным романским
собором на торговой площади города Валлорис
на юге Франции.
Уже в мирное время, в 1946 году, Пикассо
делает живописный ансамбль из 27 панно
и картин для замка княжеской
семьи Гримальди в Антибе - курортном
городе на Средиземноморском побережье
Франции. Панно в первом зале называется
"Радость бытия" и вся серия выдержана
в том же духе гармонии с природой и бытием
- изображения фавнов, обнаженных девушек,
кентавров, сказочных существ
В 1946 году Пикассо знакомится с молодой
художницей Франсуазой Жило и переезжает
с ней в замок Гримальди. Франсуаза вскоре
дарит ему сына Клода и дочь Палому. Франсуазе
посвящена картина "Женщина-цветок".
(В 1953 году Франсуаза сбежала от Пикассо
с двумя детьми из-за его сложного характера
и постоянных измен, художник тяжело переживал
это расставание, что отразилось в ряде
его работ того времени - например, в серии
рисунков тушью, изображающих отвратительного
старого карлика буффонадно контрастирующего
с юной и прекрасной девушкой).
В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого
"Голубя мира" на плакате Всемирного
конгресса сторонников мира в Париже,
а в 1951 году создает политическую картину
"Резня в Корее" (Музей Пикассо, Париж).
С 1947 года Пикассо живет на юге Франции,
в городе Валлорисе, где расписывает в
1952 году стены старой капеллы аллегорическими
символами войны и мира и сам называет
все это "Храмом мира". В Валлорисе
же Пикассо занялсякерамикой. Он
создает своих излюбленных персонажей
- кентавров, фавнов, быков, голубей, женщин,
делает антропоморфные кувшины. До сих
пор в этом городке на юге Франции сохранились
так называемые "керамические мастерские",
которые продолжают держать марку "Пикассо"
и тиражировать изделия, придуманные художником.
В 1958 году уже признанный и прославленный
художник создает для здания ЮНЕСКО в
Париже монументальную композицию "Падение
Икара". В 1961 году почти 80-летний Пикассо
женится на 34-летней красавице Жаклин
Рок. Она вдохновляет его на серию портретов,
на которых можно увидеть ее точеный профиль
сфинкса. Для нее и себя он покупает виллу
в Каннах.
В 1950-х годах Пикассо пишет различные вариации
на темы прославленных мастеров - Веласкеса,
Гойи, Манэ в свободной скандальной кубистической
манере: "Девушки на берегу Сены. По
Курбе" (1950, Художественный музей, Базель),
"Алжирские женщины. По Делакруа"
(1955), "Менины. По Веласкесу" (1957), "Завтрак
на траве. По Мане" (1960).
В позднем творчестве художник часто
обращается к женскому портрету (портреты
Жаклин Рок). Жаклин остается последней
и верной женщиной Пикассо и ухаживает
за ним, уже больным, ослепшим и плохо
слышащим, до самой его смерти. Умер
Пикассо 8 апреля 1973 в возрасте 92 лет,
мультимиллионером, в городе Мужене
во Франции и похоронен около принадлежавшего
ему замка Вовенарг. Он оставил после себя
более 80 тысяч работ (по другим сведениям
около 20 тысяч). О смерти сам Пикассо говорил
так: "Я все время думаю
о Смерти. Она всего лишь женщина, которая
никогда не покинет меня". Еще
при жизни художника, в 1970 году был открыт
Музей Пикассо в Барселоне (картины для
этого музея передал сам Пикассо), а в 1985
усилиями наследников художника - уже
был создан Музей Пикассо в Париже, насчитывающий
более 200 картин, более 150 скульптур и несколько
тысяч рисунков, коллажей, эстапмов, документов.
Творчество Пикассо кардинальным образом
повлияло на ход развития искусства и
культуры всего XX века. А на мировых аукционах
до сих пор отыскиваются и выставляются
на продажу все новые и новые, пока еще
малоизвестные работы прославленного
мастера из его огромного наследия.