Творчество Левитана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить жизнь и творчество И.И.Левитана.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Изучить искусствоведческую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить основные этапы жизненного пути И.Левитана.
3. Описать особенности творческого наследия И.Левитана.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.ЛЕВИТАНА ……………………...6
1.1. Детство и юность: первые трудности и испытания …………...6
1.2. Зрелые годы жизни ………………………………………………9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
И.ЛЕВИТАНА ………………………………………………………… 12
2.1. Образы русской природы в работах И.Левитана ……………. 12
2.2. Отражение социальной действительности в творчестве
И.Левитана ……………………………………………………………. 16
2.3. «Предчувствие счастья» в картинах Левитана ……………. . 19
2.4. Работы И.Левитана в последние годы жизни ……………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………. 2

Файлы: 1 файл

197 Левитан.Курсовик.СФГА.(Знание).doc

— 137.00 Кб (Скачать)

С.Н.Дружинин полагает, что в основе картины лежит противопоставление краткости и скорбности человеческой жизни, в которой нет покоя, величию и вечности природы, в которой лишь может быть успокоение и гармония. Можно воспринимать эту картину как своеобразный реквием по всем тем, чьи духовные силы и таланты гибли в окружавшей художника социальной действительности. Можно усматривать в этом произведении предчувствие некой неизбежной, медленно, но неотвратимо приближающейся грозы, которая смоет эти убогие, покосившиеся кресты погоста, разорвет тучи, и жизнь станет иной, полной солнца и красок.

Преобладание в картине  горизонтальных линий обусловлено  темой «покоя» и помогает ее выражению. Характерна и самая манера наложения мазка — по преимуществу горизонтальная. Эта картина — плод глубоких, сложных, трагических переживаний художника.

Сам Левитан расценивал картину «Над вечным покоем» как одно из наиболее значительных своих произведений. Он был глубоко взволнован, когда узнал, что она приобретена для Третьяковской галереи. В письме к П. М. Третьякову (18 мая 1894 года) Левитан говорил: «Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, — но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание...».

Несомненно, что Левитан  был искренен, когда писал эти  слова, и ему в то время действительно  казалось, что в этой картине заключено  «все его содержание». Но так же нет  сомнения в том, что «психика», духовный мир Левитана был шире, сложнее, богаче. Его внутренний мир художника далеко не исчерпывался трагическими переживаниями. Трагическое восприятие действительности достигло у Левитана своего предела в его картине «Над вечным покоем».

 

2.3. «Предчувствие счастья» в картинах Левитана

С середины 1890-х годов начинается новый период творчества Левитана. Он несомненно связан с новым этапом революционно-освободительного движения в стране. Не сознавая происходивших в общественном развитии России коренных сдвигов, Левитан чувствовал, однако, изменение «моральной атмосферы» в русском обществе, покончившем с настроениями «эпохи безвременья». Тяжело, неизлечимо больной, измученный жизненными невзгодами, Левитан пишет в эти годы ряд жизнеутверждающих, бодрых произведений: «Март» (1895), «Золотая осень» (1895), «Весна. Большая вода» (1897) и многие другие.

В картине «Март», написанной без какой-либо этюдной подготовки, целиком с натуры, колорит строится на теплых рыжеватых тонах санной дороги, как бы проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, на сильном цветовом акценте освещенной солнцем лимонно-желтой стены дома, золотистых в лучах солнца осин и берез, искрящегося на свету снежного сугроба. Начало предвесеннего пробуждения природы раскрывается здесь прежде всего через поэзию света, ослепительно яркого мартовского солнца и уж потом подкрепляется такими приметами, как беспечно открытая дверь, порыхлевший, осевший на землю снег, или подтаявший снег на крыше крыльца, готовый вот-вот соскользнуть вниз.

Элементы рассказа сведены  до минимума. Только оставленная у крыльца пригревшаяся на солнце лошадь и незакрытая дверь говорят о незримом присутствии человека. Представитель так называемого «чистого пейзажа», Левитан в этой картине и в других своих произведениях очеловечивает природу прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты, передачей в ее образе своих переживаний и настроений.

Картина «Март» отличается мастерством в изображении природы  как бы крупным планом, без ненужных подробностей. Художник запечатлел, например, не весь дом (дом Турчаниновых, у которых жил Левитан), а только часть его стены, срезал рамой картины ветви деревьев слева. Любя гармоническую уравновешенность композиции, он противопоставил освещенной прямыми лучами солнца желтой стене дома рельефно выделяющиеся на темной зелени сосен золотистые стволы осин. Возникшую от этого некоторую статичность композиции он оживляет сочными цветовыми пятнами, контрастами света и тени. Особенно мастерски передан Левитаном теплый свет мартовского солнца – им полна вся картина.

«Март» Левитана занимает место в одном ряду в такими шедеврами русской пейзажной живописи, как «Грачи прилетели» Саврасова и «Московский дворик».

Проникновенно-лирический образ создает Левитан в небольшой  картине «Весна. Большая вода». Когда смотришь на эту картину как бы чувствуешь легкое влажное дыхание теплого апрельского ветра. Широко разлились весенние воды, они покрыли подножие молодой рощицы. Тонкие березки тянут свои красноватые, еще голые, молодые побеги к нежно-голубому небу с высокими легкими облачками. Голубеют воды, трепетно дрожат на их поверхности нечеткие, то сиреневатые, то розовато-желтые отраженья деревьев.

По верности, тонкости и красоте цветовых отношений  эта картина является одним из самых совершенных произведений художника.

Бодрое, радостное чувство  пробуждает картина Левитана «Золотая осень». Празднично звучат «багрец и золото» берез на синем небе. Чист прозрачен воздух. Холодеет в речке вода. Ярким красным костром вспыхнул прибрежный куст. А там, вдали, зеленеют всходы озимых, говоря о вечном возрождении природы.

 

2.4. Работы И.Левитана  в последние годы жизни

Последние годы жизни  И.Левитана были особенно трудными. Он чувствовал себя плохо, часто болел. Порой художника охватывало мрачное, доходящее до отчаяния настроение. Он обретал душевное спокойствие  и бодрость лишь в работе над картинами любимой природы, с особой остротой чувствуя ее красоту. В то же время И.Левитан упорно ищет «новые формы», приходя к предельной, подлинно чеховской простоте изобразительных средств.

В позднейших работах, охватывающих примерно трехлетие его творчества, происходит своеобразное слияние «пейзажа настроения» с этюдом, непосредственно и тонко передающим неповторимое состояние природы. Опуская ненужные подробности, он сосредоточивает внимание на самом существенном. главном, и лаконичной композицией, верно взятым общим тоном, обобщенной трактовкой форм добивается поэтического настроения в самых, казалось бы, прозаических пейзажных мотивах.

В этом можно убедиться, взглянув на одну из последних картин Левитана — «Летний вечер» (1900).

Как мало, на первый взгляд, в ней сказано, но как много  говорит она сердцу русского человека!.. Набегает вечерняя тень, и с нею  вместе потянуло вечерней прохладой. Заходит  солнце, освещая деревенскую околицу  и дальний лесок через поле… Вот и все. Но немало найдется людей, которые вспомнят, что, может быть, когда-то возле такой же околицы, в такой же летний вечер, когда так же заходило солнце и набегала тень, они с особенной силой пережили чувство родины, ощутили свою неразрывную связь с ней, поняли, что не могут, жить без ее полей и лесов, без ее городов и сел.

Необыкновенно проста по композиции и «Деревня. Лунная ночь» (1898), в которой лишь верно взятым общим тоном Левитан передает очарование летней лунной ночи в русской деревне, когда укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет и все благополучно.

Незадолго до смерти И.Левитан  приступает к работе над большой  картиной – «Солнечный день. Озеро» (1899-1900).

           ...Широко легло озеро. На дальнем пологом берегу раскинулись древни и села, поля и луга. Быстро несутся по синему небу белые облака. Весело отражает озеро на своей подернутой рябью поверхности и облака, и синее небо, и берега с белой церковкой и золотыми березами. Лишь одна темная тень от убегающей «последней тучи» омрачает синеющий день. Но умчится туча, и ярче заблещет солнце, свободнее и радостнее вздохнет земля.

В этой картине Левитан  хотел в одном художественном образе показать все своеобразие и красоту русской природы, передать свои думы о родине, выразить всю свою глубокую любовь к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Таким образом, творчество И.И.Левитана  – является завершающим звеном  в развитии русского реалистического пейзажа второй половины XIX века, представленного такими крупнейшими мастерами как Саврасов, васильев, Куинджи, Шишкин, Поленов. Выступив как их достойный преемник, И.Левитан развивал преимущественно то направление национального лирического пейзажа, начало которому положил еще Венецианов и окончательно утвердили в 1870-х годах Саврасов, Васильев и Поленов. Опираясь на творческие достижения своих предшественников и учителей, И.Левитан продолжал поиски обобщенного художественного образа русской природы, исполненного больших мыслей и переживаний, стремился сделать пейзаж глубоко эмоциональным и поэтичным, выражающим общественные настроения своей эпохи.

            Вся недолгая творческая жизнь И.Левитана была наполнена вечными неустанными поисками. Развитие его творчества - это поиски новых и новых образов русской природы, в которых раскрывались бы все новые ее черты и признаки. А вместе с этим это была и эволюция самого художнического восприятия природы, отношения к ней, ее живописной передачи. Это была богатая достижениями эволюция всего живописного строя искусства И.Левитана.

            Художник в течение всей своей  жизни сохранял верность реалистическому  методу и общественной направленности  искусства. Продвинув далеко вперед  завоевания пленеризма, достигнув поразительной свежести и красоты живописи, тончайшей передачи света и воздуха, он наметил иной, самостоятельный и плодотворный путь развития русской пейзажной школы. В его творчестве органически сочеталось объективно правдивое изображение жизни природы с раскрытием настроения воспринимающего ее художника; красота его живописи была основана на верных отношениях и гармонии тонов и том поэтическом чувстве, с которым он создавал свои удивительно простые и необыкновенно содержательные произведения.

            Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова «родина», он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алпатов М. Исаак Ильич Левитан: 1861-1900. — М.; Л.: Искусство, 1945. — 31 с.
    2. Безелянский Ю.Н. Художник тоски и печали // Улыбка Джоконды: Книга о художниках.— М.,1999. — С.195-218.
    3. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке.- М.: Республика, 1995.- 448 с.
    4. Гинзбург И.И. Левитан. — Л.; М.: Искусство, 1937. — 71 с.
    5. Глаголь С. Исаак Ильич Левитан: жизнь и творчество.- М.: Издание И.Кнебель, 1913.- 120 с.
    6. Дружинин С.Н. Левитан. — М.: Знание, 1960. — 30 с. 
    7. Иовлева А. Исаак Ильич Левитан.- М.: Академия художеств РСФСР, 1960.- 4 с.
    8. И.Левитан (1860-1990): Жизнь и творчество [Электронный ресурс]: http://www.isaak-levitan.ru/
    9. Левитан : альбом / авт. текста и сост.: Н. И. Сергиевская ; ред. А. Ромушкевич. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — 127 с. 
    10. Левитан И.И. Исаак Ильич Левитан: 1861-1900: Воспоминания и письма: К 50-летию со дня смерти. — М.: Искусство, 1950. — 126 с. 
    11. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века – М.: Искусство, 2002.- 56 с.
    12. Могилевская Т.В. Исаак Ильич Левитан.- Новгород, 1992.- 19 с.
    13. Нестеров М.В. Давние дни. Очерк о Левитане. Башкирское книжное издательство, Уфа, 1986.
    14. Паустовский К. Исаак Левитан. — М.; Л. : Детгиз, 1938. — 62 с. 
    15. Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. — СПб. : Художник России, 1992. — 198 с.
    16. Петрова О.Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства.- Л.: Аврора, 1971.- 301 с.
    17. Пророкова С.А. Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 238 с. 
    18. Прытков В.А. Левитан. — М. : Изд-во Акад.художеств СССР, 1960. — 113 с. 
    19. Розенталь Л. Великий мастер пейзажа // Искусство.- 1960.- № 8. 
    20. Розенвассер В. К вопросу о творческом методе И.И.Левитана // Искусство.- 1985.- № 8. 
    21. Русский пейзаж / Авт.-сост.Т.В.Моисеева. — М.: Искусство, 2000. — 62 с.
    22. 100 великих русских художников. — М.: Белый город, 2009. — 519 с. 
    23. Турков А.М. Исаак Ильич Левитан. — М.: Искусство, 1974. — 160 с. 
    24. Федоров-Давыдов А.А. Исаак Ильич Левитан : (К 100-летию со дня рождения). — М.: Советский художник, 1960. — 33 с. 
    25. Юферова А.А. Исаак Ильич Левитан.- Ленинград: Художник РСФСР, 1962.- 40 с.

 




Информация о работе Творчество Левитана