Творчество Леонардо да Винчи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 20:57, реферат

Краткое описание

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 15 апреля 1452, село Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат. homo universale) — идеала итальянского Ренессанса.

Файлы: 1 файл

ГОС 4-3 Творчество да Винчи.doc

— 962.00 Кб (Скачать)

      ЕГО БЕССМЕРТНЫЕ ТВОРЕНИЯ: 

      Бронзовый конь. 

      

      Первый  проект Леонардо в Милане заключался в создании статуи отца Сфорци верхом на коне. У Леонардо родился блестящий  план о создании статуи, какой еще не было. Здесь мы видим, что не все грандиозные планы Леонардо воплощались в реальность. Несколько лет он занимался разработкой эскизов для статуи и ему понадобилось 11 лет, чтобы изготовить глиняную модель коня высотой 26 футов, - высотой в двухэтажный дом.

"Мадонна  в гроте"

 
 
 

       Одной из живописных работ была "Мадонна  в гроте". Об этой картине много  спорили, говорили что она не принадлежит  кисти Леонардо. Сейчас картина находится  в Лувре. Мадонна в скалах или  Мадонна в гроте была написана в первый период жизни Леонарда в Милане, где-то в середине восьмидесятых годов.

       Композиционная  идея, хотя и не вполне четкая, совершенно ясна: группа из четырех лиц –  Мадонна, ангела и двух младенцев  – представляет треугольник. Леонардо стремился облегчить человеческому глазу охват всей картины и придумал треугольную композицию. На заднем плане изображен пейзаж грота.

       Его композиционное новшество повлияет на многих художников, таких как  Рафаэль, Микеланджело и многих других

       На  картине изображена Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правой рукой младенца Иоана Крестителя, осеняет левою сына, как будто желая соединить обоих – человека и сына  Бога в одной любви. Иоан, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его   двуперстным знамением. В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. Колено преклоненный ангел, одной рукой поддерживая Иисуса, другой указывает на Иоана, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали между скалами, "властное" солнце сияет сквозь дымку дождя на туманно- голубыми, тонкими и острыми горами, видя необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Глаза еще различают подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется слышно, как медленно капли сырости падают  сверху с нависшего сверху с нависшего створа серых слоистых скал. Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.

"Тайная  вечерия"

 

 

       Картина  подготавливалась долго и писалась не сразу – несколько месяцев менялся замысел. Весь 1496 год ушел на поиски композиции. Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие.

       Он  искал новые композиционные решения, работал над решением колористических  задач и игры светотени, стремился дать образы, жесты, лица, которые раскрывали бы внутреннего человека. Картина является как бы продолжение трапезной. На ней изображен момент, когда Иисус Христос во время вечерни с апостолами говорит им, что один из них его предал. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.

       Фигуры  полны динамики. Смотрящий чувствует  ее с первого взгляда, но, когда  он разберется в своем впечатлении, он с удивлением заметит, что художник добился  такого эффекта средствами чрезвычайно скупыми. В сцене нет суеты, никаких утрированных положений, нет ртов, раскрытых для криков, выпученных глаз, воздетых рук, но движения очень много. Это впечатление достигается композицией картины.

       Глубокая  комната освещена спереди, со стороны зрителя. Длинный и узкий стол, уставленной посудой покрыт узорчатой скатертью. За столом сидят тринадцать человек, в середине отдельно от других, Христос на фоне открытого, светлого окна. По обе стороны двенадцать апостолов. Христос только что произнес слова о предательстве. На лице его мягкая, покорная печаль. Глаза опущены. Правая рука еще трепещет от сдержанного жеста, левая как-то бессильно, ладонью кверху легла на стол.

       Все апостолы разбиты на четыре группы по три человека. Две группы, ближайшие к Христу более сбиты в кучку, в треугольном абрисе, две крайние соединены более свободно, в четырехугольном оформлении.

       Впечатление движения создаются этим удивительным делением и игрой лиц, тел и  рук в каждой из групп. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены за исключением лица Иуды.

       Картина огромной силы. В ней Леонардо воплотил все решения многочисленных живописных задач, с упорством он нашел в  себе силы довести картину до конца. Правда это было нелегко. Но зато после "Тайной вечерии", слава Леонардо как художника прогремела по всей Италии. "Вечерня" была окончена в феврале 1498 года.

         К сожалению величайшее произведение  Леонардо ждала плохая участь. Он неудачно экспериментировал  с красками и написал фреску не по сырой штукатурке, а по масляной. Но камень из которого сложена стена содержит селитру и  обладает свойством выделять влагу, и с годами на фреске стали появляться белесые пятна. Кроме этого с кухней, которая находилась рядом с трапезной испарялась влага и жиры, которые оседали на картину. И еще более усилило все несколькими наводнениями во время которых вода стояла подолгу в трапезной монастыря. 

"Святая  Анна"

 

       В 1500 году Леонардо вернулся во Флоренцию. Тогда  Леонардо принялся за работу, и в апреле 1501 года закончил картон.

       Он  изображая святую Анну, на коленях  которой сидит Богоматерь, удерживающая Христа, младенца который играет с  ягненком. Вдали виднеются голубые  вершины дальних гор с тихого озера.

       Художественная  задача была осложнена тем, что здесь взрослая женщина сидит на коленях другой женщины, нагнувшись вперед и играя с ребенком. Нужно было придать всей группе соразмерность и гармонию, сделать ее легкой и непринужденной, вопреки громоздкому сочетанию и неудобной позе двух одетых женских тел. Леонардо блестяще решил эту задачу.

       Его работа, по словам Вазари "не только повергла в изумление всех художников, но будучи окончена, привлекла в  течении двух дней в комнату для  осмотра мужчин и женщин, молодых  и стариков. Это было желание взглянуть на чудеса Леонардо, которые осмыслили весь народ".

       Сейчас  картина находится во Франции, в  Лувре. Картон, который был написан  прежде картины находится в Лондоне. Причем на картоне кроме святой Анны, Марии и Иисуса художник изобразил  Иоана.

       "Мадонна  с младенцем и святой Анной" – единственная крупная картина, сделанная Леонардо во Флоренции до отъезда  к Цезарю  Борджа.

«Мона Лиза" (Джоконда")

 
 

Мона Лиза (15031505/1506) 
 

       Была  одна живописная работа, от которой  Леонардо не только не отклонялся, а  наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено все время оставшееся у него от работы над "Битвой при Ангиари". Это был портрет моны Лизы дель Джоконды, портрет, который под именем "Джоконды" стал одним из самых знаменитых картин в мире.

       Вот что говорит о картине Вазари: "Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконды портрет моны Лизы, жены его. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нем воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те же красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Рот слегка приоткрытый, с краями, соединенными полостью губ, с телесностью своего  вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса

         Это одна из наиболее тщательно  проработанных вещей Леонардо. Он  нашел при помощи приемов, уже  выработанных и испробованных  им  раньше, особенно при помощи  своего знаменитого stumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше, создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека. И ему это удалось.

         Леонардо хотел дать в портрете  Моны Лизы самое свое полнокровное, самое жизнерадостное и жизнеутверждающее произведение, на какое он только был способен и для этого дал волю своему колористическому чувству. 

      "Битва  в Анджарии". 

      

      Когда Леонардо жил во Флоренции, он получил  заказ написать картину "Битва  в Анджарии" на стенах городского муниципалитета. Битва в Анджарии не была крупной и имела место в 1440 году, но Леонардо планировал использовать это событие в качестве фона драматической сцены, показывающей ужасы войны. В то время, когда он делал наброски для своей картины, Микеланджело работал над росписью другой стены. Два величайших художника работали над одним и тем же проектом. Третий великий мастер Рафаэль посетил здание, чтобы увидеть мастеров за работой.

     Нельзя  представить, какими разнообразными нарисовал  Леонардо одежды солдат, равно как их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве, какое он обнаружил в формах начертания лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати.

     Леонардо  умел передавать лучше, нежели кто-либо. Рассказывают, что для выполнения этого картона он построил искусственное сооружение, сжимаясь, поднимало его, а расширяясь спускало.

     Картон  много лет стоял в Папском  зале, но так  не был исполнен в  фресках. Причиной тому были эксперименты Леонардо с краской. Стена не хотела сдержать те краски, которыми он решил писать фреску. Она осыпалась, едва успев подсохнуть.

      Позже картон исчез. Единственное что осталось это копия Рубенса находящаяся  в Лувре

      Но  ни Леонардо, ни Микеланджело не завершили  свои работы в здании муниципалитета.

Интересные факты

  • Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Учёные усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 15121515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.
  • Однажды Верроккьо, учитель Леонардо, получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Веррокьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
  • Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
  • Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
  • Леонардо был амбидекстром — в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.
  • Был вегетарианцем. Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса».
  • Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».
  • В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
  • Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Леонардо  да Винчи – очень  кратко 

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519 гг.), итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения. Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным

произведением "Поклонение волхвов" (Галерея Уффици, Флоренция). С 1481 до 1499 г. состоял на службе герцога Лодовико Моро, занимался вопросами гидротехники, организацией придворных фейерий.  

В миланский  период в трапезной монастыря  Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (около1495-1497 гг.). Из-за особенностей применённой им техники - масло с темперой

- это произведение  считают вершиной европейского  искусства, сохранилось в сильно  повреждённом виде. До 1506 г. Леонардо  да Винчи работал во Флоренции.  В портрете Монны Лизы ("Джоконда", около 1503 г.) воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния.

Важным компонентом  картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке. К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат "Св. Анна с  Марией и младенцем Христом" (около 1500-1507 гг.),

"Иоан Креститель" (около 1513-1517 гг.) и другие. В 1516 г. по приглашению Франциска  I уехал во Францию, где скончался.  

Многие из его  произведений остались незаконченными, тем не менее они оказали огромное влияние как на современников, так и на последующие поколения художников. Леонардо да Винчи оставил огромное количество рисунков,

которые хранятся главным образом в Королевской  коллекции в Виндзорском замке. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи.  

Информация о работе Творчество Леонардо да Винчи