Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:29, реферат
Джотто ди Бондоне или просто Джотто (итал. Giotto di Bondone) (ок. 1267—1337) — итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи,Рафаэль, Микеланджело.
Джотто ди Бондоне или просто Джотто (итал. Giotto di Bondone) (ок. 1267—1337) — итальянский худож
Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone)
(1266 или 1267–1337)
Итальянский живописец, основоположник
проторенессанса. Родом из Колле да Веспиньяно
в Тоскане. Учился в мастерской Чимабуэ
(между 1280 и 1290), работал главным образом
во Флоренции (где с 1334 руководил строительством
собора Санта-Мария дель Фьоре и городских
укреплений) и Парме. В начале 14 века Джотто
посетил Рим. С именем Джотто связан новый
этап в развитии итальянского и европейского
искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской
живописи со средневековыми художественными
канонами и традициями так называемого
итало-византийского искусства. Знакомство
Джотто с позднеантичной живописью и произведениями
Пьетро Каваллини способствовало становлению
его творческого метода, созданию такого
выдающегося памятника проторенессансной
живописи, как росписи капеллы дель Арена
(Скровеньи) в Падуе (1304–1308). Фрески Джотто,
посвященные жизни Марии и Христа, расположенные
на стенах тремя горизонтальными рядами,
отличаются драматизмом и жизненной убедительностью
образов, смелым построением пространства,
почти скульптурной лепкой пластического
объема, простотой и в то же время выразительностью
жестов и ракурсов, светлым, праздничным
колоритом. Искусство Джотто отличалось
огромной изобразительной силой и драматической
выразительностью своих образов. Воздействие
его на зрителя было тем сильнее, чем естественнее
и реалистичнее были художественные приемы
Джотто, поставившего перед собой задачу
изображения реального трехмерного пространства,
построенного на перспективно-линейном
основании. Не обладая знанием научной
перспективы, примитивными, казалось бы,
средствами Джотто достиг небывалого
для искусства своего времени эффекта,
одним из первых введя в живопись изображение
интерьера. Одновременно с этим вторым
завоеванием Джотто было создание пластической,
округлой человеческой фигуры, причем
каждая из изображенных им фигур обладала
и чисто материальной весомостью и в силу
этого глубокой жизненной, реалистической
убедительностью.
Собственно, росписи капеллы дель Арена
в Падуе в творческом наследии Джотто
занимают центральное место. Этот обширный
фресковый цикл включает в себя роспись
коробового свода, уподобленного синей
небесной тверди с золотыми звездами и
заключенными в медальоны изображениями
Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный
суд» на западной стене, тридцать четыре
сцены из жизни Марии и Христа, расположенные
в три ряда на длинных боковых стенах и
так называемой «триумфальной арке» алтаря.
Именно эти сцены определяют характер
росписей капеллы. Строгая упорядоченность
их расположения организует всю ритмику
интерьера, построенное на насыщенных
красочных тонах цветовое решение сообщает
всему ансамблю праздничный характер.
Земная жизнь Марии и Христа предстает
в этих композициях как связанные неторопливым
ритмом повествования этапы патриархального,
эпически-величественного бытия. Джотто
очень скупо обозначает приметы изображаемого
им мира условными скалистыми горками,
светлыми зданиями, густой ультрамариновой
синевой неба. Но самым замечательным
открытием Джотто являются его персонажи
— коренастые, широколицые, наделенные
величавым обликом, облаченные в одежды
и плащи простого покроя из тяжелых, однотонных
тканей, задрапированных в крупные складки.
В 1310-х годах Джотто работает во Флоренции.
К этому времени относится созданная им
«Мадонна Оньиссанти», украшавшая главный
алтарь францисканской церкви Оньиссанти
(ныне хранится в Галерее Уффици). По стилю
она непосредственно связана с фресками
капеллы Дель Арена, поэтому может быть
отнесена к 1306-1310 годам. Францисканская
базилика Санта Кроче, капеллы Перуцци
и Барди во Флоренции хранят основные
произведения позднего периода творчества
Джотто. Роспись капеллы Перуцци, представляющая
сцены из жизни Иоанна Крестителя и Иоанна
Евангелиста, выполнена почти исключительно
в технике альсекко, поэтому плохо сохранилась,
но, несмотря на это, она и сегодня еще
демонстрирует расцвет творческих сил
художника. Пространство этих картин глубже
и просторнее, в них словно больше воздуха.
Пропорции фигур и архитектуры более реалистичны,
движение фигур свободнее. На некоторых
картинах представлено по две сцены, как,
например, рождество и наречение Иоанна
Крестителя. Все достигается сильным укорачиванием
перспективы. Сдержанность, экспрессивная
драматическая выразительность образов
знаменуют собой дальнейшее развитие
художественных тенденций фресок капеллы
Дель Арена. Цвета здесь более глубоких
тонов и более мягкие, чем на падуанских
фресках. В капелле Барди в сценах жития
св. Франциска архитектурные формы стройнее,
скульптурность контуров несколько смягчается.
В изображениях в большей мере ощущается
готический стиль, чем в капелле Перуцци,
где наследие античности играет более
заметную роль. Свет в обеих капеллах падает
на изображения со стороны окна, источника
естественного света. Укорачивание перспективы
ориентировано на зрителя, стоящего у
входа в капеллу.
В алтарных образах Джотто, сохраняя во
многом традиционную композиционную схему,
по-новому строил пространственные отношения
фигур, стремился к внутренней значительности
образов («Мадонна во славе» или «Мадонна
Оньиссанти», 1310–е, Уффици). В росписях
капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320–1325)
в церкви Санта-Кроче во Флоренции мастер
достиг органической связи живописи с
архитектурой, спокойной торжественности
и архитектонической стройности композиции,
благородной сдержанности колорита.
В 1328-1332 годах Джотто работал в Неаполе
придворным живописцем у короля Роберта
Анжуйского. Цикл «Знаменитые мужи» из
большого зала замка Кастель Нуово и фрески
дворцовой капеллы, созданные там художником,
также утрачены. В 1334 году Джотто вновь
работает во Флоренции, где руководит
строительством собора. По его проекту
было начато возведение знаменитой флорентийской
звонницы, Кампанилы, и сегодня являющейся
символом и гордостью Флоренции.
Реформатор итальянской живописи, Джотто
открыл новый этап в истории живописи
всей Европы и явился предтечей искусства
Возрождения. Его историческое место определяется
преодолением средневековых итало-византийских
традиций. Джотто создал облик мира, адекватный
реальному по своим основным свойствам
— материальности и пространственной
протяженности. Использовав ряд известных
в его время приемов — угловые ракурсы,
упрощенную, т. н. античную, перспективу,
он сообщил сценическому пространству
иллюзию глубины, ясность и четкость структуры.
Одновременно он разработал приемы тональной
светотеневой моделировки форм при помощи
постепенного высветления основного,
насыщенного красочного тона, что позволило
придать формам почти скульптурную объемность
и в то же время сохранить сияющую чистоту
цвета, его декоративные функции.
Джотто был известен также как архитектор
— создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского
собора. Состоящее из пяти ярусов, это
стройное и легкое сооружение, украшенное
рядом рельефов, над некоторыми из которых
Джотто работал совместно с Андреа Пизано,
является одним из лучших украшений архитектурного
ансамбля Флоренции. Скончался Джотто
ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции. Джотто
оказал влияние на формирование ведущих
школ итальянской живописи 14 века, прежде
всего флорентийской, а также на ряд мастеров,
работавших в Сиене и Падуе. К его наследию
неоднократно обращались мастера итальянского
Возрождения от Мазаччо до Микеланджело.
Художественные реформы Джотто были глубоки
и значительны, и его историческое значение
было осознано не только в последующие
века, но и его современниками. В пятой
новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо
называет Джотто «превосходным талантом»,
«светочем флорентийской славы», который
«вывел на свет искусство, в течение многих
столетий погребенное», и следовал в своих
изображениях природе. Мазаччо, Пьеро
делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль
и Микеланджело — великие мастера Возрождения
— обращались к искусству Джотто как к
живительному и вечно свежему источнику
глубоко этических, человечных образов.
Джотто-гениальный
художник своего времени, которое в Италии
называют "периодом Данте и Джотто".
Его нельзя назвать художником Средневековья,
но ещё и не Ренессанс. Часто это именуют
ПротоРенессансом.
Сappella dell'Arena (Капелла дель Арена1305 год)-
это прорыв в искусстве, который, к сожалению,был
не сразу заметен.
Флорентиец Джотто поехал в Падую работать
по заказу Инрико Скровене, который постройкой
капеллы пытался замолить грехи отца.
И лицо самого Инрико мы можем видеть в
персонаже у трона в сцене Страшного суда.
Никто до Джотто не писал лиц спонсоров
в своих работах. Но не это главное новаторство.
Итак, фрески капеллы, написанные с технике
гризале, расположены на 4-х вертикальных
ярусах, которые делятся на 7 квадратов.
В каждом квадрате- своя сцена. Читать
их надо с верхнего левого угла вправо,
каждый раз спускаясь на ярус ниже, когда
сделали "круг". Верхний ярус- житие
Богоматери, ниже- младенчество Христа,
ещё ниже -смерть Христа, самый нижний
(заметно меньше, чем верхние три)- добродетели
и пороки.
Если говорить о технике, то тут впервые
в истории появляется объем, глубина, сцены,
как в театре.
Станковые произведения
Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Это расписные кресты, отдельные алтарные картины и полиптихи, которые он писал сам либо совместно с ассистентами из своей мастерской. Некоторые из этих работ имеют подпись Джотто, авторство других установлено благодаря сохранившимся историческим свидетельствам и стилистическому анализу. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306—1312 годов до 1320—1325 годов).
Станковые картины в XIII—XIV веках писались на деревянных досках (в Италии это, как правило, был тополь). На доску с помощью клея, приготовленного из кожи животных, наклеивался холст, на холст наносилась грунтовка в виде гипса, разведённого всё тем же животным клеем, а поверх гипса налагалась позолота. Далее по заранее процарапанным контурам фигур наносилась роспись темперной краской. Такая технология производства иконы была распространена в Византии, её придерживались и итальянские мастера, включая Джотто.
К раннему периоду в творчестве мастера исследователи относят большой расписной крест, Мадонну с младенцем и двумя ангелами из церкви Сан-Джорджо-алла-Коста (Флоренция), алтарный образ «Стигматизация Святого Франциска» (Лувр, Париж) и Полиптих из флорентийской церкви Бадиа.
«Расписной крест», около шести
метров в высоту, был создан для
флорентийской церкви Санта Мария
Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре
стал образцом для подражания (в 1301
годуДеодато Орланди уже
скопировал его в «Распятии» для церкви Сан-Миниато-аль-Тедеско
«Мадонна с младенцем и двумя ангелами» из ц. Сан-Джорджо-алла-Коста дошла до нас в обрезанном виде. Особенно пострадали правый и левый край. Из того, что осталось, можно мысленно реконструировать, что Мадонна восседает на троне светлого мрамора с розоватым обрамлением и мозаичными бордюрами в стиле «космати», которые оканчиваются резным готическим украшением в виде голов животных — именно так она обычно изображалась в то время. Произведению присущ такой же яркий свет и тщательно выписанные детали, как на ранних фресках Джотто. В нём видно стремление к передаче убедительной весомости и человеческой значительности центрального образа, которое впоследствии особенно проявится в его «Мадонне Оньисанти» из Галереи Уффици.
Средний период в творчестве мастера стал пиком его художественного развития. В это время он создал фрески в капелле Скровеньи в Падуе. Эти росписи считаются концентрированным выражением сути всего творчества Джотто. К этому же периоду принадлежат и лучшие станковые произведения, в которых со всей полнотой выразилось стремление мастера к реалистическому отображению. В его более поздних работах видно усиливающееся влияние готики.
«Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Этот большой алтарный образ, размером 3,25×2,04 метра, художник написал для Умилиатского братства церкви Оньисанти во Флоренции. Стилистическая близость к падуанским фрескам позволяет отнести его создание к первому десятилетию XIV века. По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из ц. Санта-Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»). Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти», изменилось многое. Иератические и возвышенные образы иного мира, воплощённые в Мадоннах эпохи дученто, уступили место человечной матери семейства со светлым и открытым лицом и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей увидеть белизну зубов, в то время как Мадонны дученто всегда были отчуждены и печальны. Земная природа Марии заявляет о себе весомостью её тела, ещё более очевидной из-за контраста с хрупкими архитектурными деталями трона. Приземлённое упрощение образа по сравнению с великими художниками XIII века не означает его обеднения. Ткани широкого шерстяного плаща и прозрачной туники Мадонны в картине Джотто ещё более рафинированны и драгоценны. Равным образом и в изображении трона, ставшего роскошным, но вместе с тем более правдивым и убедительным, видно хроматическое богатство. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство и похожи на торжественных и любезных персонажей королевского двора.