Топиарное искусство в городской среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:00, реферат

Краткое описание

Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. Орнаментальное садоводство в течение многих столетий широко использовалось при устройстве садов и парков. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен.

Оглавление

Введение……..………………………………………………………………….…...3
1. Этимологическая справка.……………………………………………….……..…..3
2. Из истории вопроса…………..…………………………………………….…….….3
3. Топиарное искусство в России…………………..………………………………….5
4. Формы и виды топиарного искусства………………………………………………6
5. Техника выполнения…………………………………………………………………8
6. Разновидности растений для топиари..……………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………….12
Литература…………………………………………………………………………..12

Файлы: 1 файл

Реферат топиарное искусство.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ  ВПО  «Чувашский государственный  университет

имени  И. Н. Ульянова»

Факультет дизайна и компьютерных технологий

Кафедра дизайна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: « Декоративно-прикладное искусство в дизайне среды:

«Топиарное искусство в городской среде» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Выполнила: студентка:

                       Гр. ФДиКТ 62-06

                        

                       Проверил: проф.             
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Чебоксары  2011

Оглавление:

         Введение……..………………………………………………………………….…...3

  1. Этимологическая справка.……………………………………………….……..…..3
  2. Из истории вопроса…………..…………………………………………….…….….3
  3. Топиарное искусство в России…………………..………………………………….5
  4. Формы и виды топиарного искусства………………………………………………6
  5. Техника выполнения…………………………………………………………………8
  6. Разновидности растений для топиари..……………………………………………10

    Заключение………………………………………………………………………….12

    Литература…………………………………………………………………………..12

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Садово-парковое искусство является критерием  оценки благосостояния и общего культурного  развития общества. Традиции садоводства передаются из поколения в поколение, зачастую перерастая в бережно охраняемое национальное достояние. Орнаментальное садоводство является неотъемлемой частью истории садово-паркового искусства, поражающей совершенством природы, отшлифованной человеческим опытом. Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует – пожалуй, самая подходящая латинская пословица, которой можно охарактеризовать топиарное искусство. Дошедшее до нас искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников- топиарное искусство, пережив многовековые «взлеты и падения» не потеряло актуальности, и, как ни странно, в век высоких технологий продолжает набирать популярность.

     Топиарное искусство или искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников  является одним из интереснейших направлений ландшафтной архитектуры. Орнаментальное садоводство в течение многих столетий широко использовалось при устройстве садов и парков. В современном ландшафтном дизайне и ландшафтной архитектуре стрижка растений применяется незначительно, и сводится к использованию живых изгородей, бордюров и зеленых стен. 

  1. Этимологическая справка.
 

     Topiary – [tö'pi-er'i], прил. — топиари - орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

     Прослеживая корни английского слова "topiary", мы обнаружили, что оно не имеет отношения к латыни (как это могло показаться на первый взгляд), а происходит от греческого topos -место, уменьшительной формой существительного topos было слово  topia /topion (ед.ч/мн.ч;), означавшее традиционную тему в риторике, общее место, речевое клише.

     В латинском языке это уже слово- topiarius – a; -um; — (прил.) –принадлежащий к орнаментальному искусству. 

     Topiarius – ii; -m; — (cущ), — топиариус  — садовник.

     Topiaria – ae;  — (ж.р) – топиариа — подразумевается орнаментальное искусство или фантазийное садоводство. 

     Topiarium – ii; — топиариум – фантазийное  садоводство.     

  1. Из  истории вопроса.
 

     Топиарное искусство известно с древнейших времён, хотя точно не установлено  откуда произошло это искусство: Древний Рим, Средиземноморье или Азия могли бы быть первооткрывателями. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н.э. топиари становится распространенным украшением садов состоятельных людей.

     Топиарные сады относятся к древнейшим видам искусства. Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам  и датируются 38 г. до н.э и 14 г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию (Gnaius Mattius),  другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено  ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н .э., топиари становится   естественным украшением садов состоятельных людей.

     В своих письмах Плиний Младший (62-110  гг. н.э.), описывает сады своей виллы в Тоскании как «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой  причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина — Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен» он добавляет, «…Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски  появляются и исчезают,  среди плодовых деревьев».

     Это великолепное описание сада, украшенного  самыми фантастическими формами, и, что самое интересное,  несмотря на то, что садовники были рабами, достаточно уважаемыми людьми,  достойными, чтобы увековечить свое имя. 

     Поскольку Римская Империя распространила свое влияние на весь завоеванный  мир, колонизаторы принесли с собой  много элементов своей культуры.  Дворцы и Виллы появлялись  на завоеванных землях, повторяя те, что были оставлены на Родине, и при археологических раскопках были найдены сады и самшитовые изгороди, подтверждая частое использование топиари тогда, впрочем, как и сейчас.

     Есть  мнение, что родоначальником этого  удивительного приема был присматривающий за угодьями Цезаря императорский садовник по имени Калвена. Правителю так понравилось, как последний фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, оценивался в стоимость нескольких десятков рабов, но при этом сам таковым не являлся, а был скорее приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам. С экспансией распространилась и модельная стрижка. Каждая провинция привносила что-то новое, и вскоре появились даже школы «фигурного» искусства.

     С падением Римской империи пришли в упадок и эстетика повседневного  быта, и декоративно-прикладные искусства. Сохранилась традиция топиарного искусства только в монастырях, которые по-прежнему оставались культурными заповедниками во времена общественного и культурного хаоса.

     Топиарное искусство возродилось благодаря  эпохе Ренессанса. Многое из того, что было создано мастерами итальянского Ренессанса, сохранилось до наших дней: сады виллы Ланте в Байе, вилла Гарцони в Тоскане, парк замка Бальдино в Павии.

     И, наконец, настал тот момент, когда  искусство художественной стрижки  деревьев и кустарников захватило всю Европу. Однако у декоративного стиля были серьезные противники - поэты и философы, выступавшие за “ненасилие над деревьями и кустарниками”. Впоследствии декоративность все же уступила место естественности, и многие известные регулярные сады были превращены в пейзажные.

     Одновременно  художественная стрижка растений развивалась  и на Востоке. Правда, там она из элемента ландшафтного дизайна превратилась в постулат философии и стала  называться «бонсаи». Хозяин не мог  принимать гостей в саду, если там не поработал садовый архитектор. Из растений вырезались беседки, коридоры, особенно талантливые мастера ваяли даже статуи Будды. Но все же это действо несколько отличалось от топиарного искусства других стран.

     Самым известным образцом топиарного искусства стал сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нортом для короля Людовика XIV. Версальский стиль стал образцом для подражания. Особо искусными и талантливыми мастерами топиарного искусства стали британские садоводы. Английские сады и лабиринты стали уникальными произведениями садового искусства.

     И все же, несмотря на то, что топиарное  искусство возрождалось время от времени в Европе, самые известные  топиарные сады мира появились в  США (сады Лонгвуд в Пенсильвании, сад Лэдью в Мэриленде), Англии (Грейт Дикстер, Левенс Холл) и Шотландии (Друммонд-Парк).

     Сегодня топиарное искусство переживает новое рождение. Современный темп жизни и технологические новшества  влияют на классические приемы топиари, возникают новые техники и  подходы. 

  1. Топиарное искусство в России.
 

     В России подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе – Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха. Ярким примером является Большой Петергофский дворец с его Верхним садом. Занимающий 15 га и построенный по плану архитектора Б. Растрелли регулярный сад украшают не только фонтаны, пруды и скульптуры, но и различные топиарные фигуры.

     Топиарное искусство в России претерпевает новый виток интереса у ландшафтных  архитекторов, и выходит за рамки  привычного "дворцового" стиля. Сейчас уже можно говорить о том, что  городское озеленение непременно должно включать формованные стриженые деревья и кустарники, а так же каркасное топиари. Геометрические формы в сочетании со свободными композициями упорядочивают ландшафт, придают новое эстетическое понимание городского пейзажа.

     Но  в России распространение топиарного искусства осложнено климатическими условиями, так как ассортимент растений, пригодных для стрижки, довольно-таки ограничен. Тис, граб, самшит, бук, топиарная стрижка которых широко применяется в садах и парках Западной Европы, могут не выжить в условиях наших суровых зим. Если Вас все-таки привлекает фигурная стрижка самшита, например, или других вышеперечисленных растений, то Вы можете выращивать их в контейнерах, а на зиму перемещать в светлое и прохладное помещение (с температурой 6-8 о С). 

 

  1. Виды  и формы топиарного искусства.
 

     Существует  несколько разновидностей топиарного искусства. Классификация дается на усмотрение автора, потому что, как  таковой, её просто не существует, а  все виды орнаментального садоводства  называются Topiary ( или Грин Арт).

     В классическом понимании — это геометрические или фантастические формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону, веревке или на глаз. Иногда используется стягивание ветвей. В странах с более мягким климатом используются самшит, тис, также используется лавр благородный. В России ассортимент растений несколько другой, но нельзя сказать, что ограниченный: от кизильника блестящего (северного самшита) до большого разнообразия дикорастущих и культурных ив.

     "Новое  топиари" (прибл. 18 век) — было придумано американцами, и подразумевает под собой стрижку растения по металлическому каркасу, что значительно облегчает дальнейшее поддержание формы и пока зеленая скульптура дорастает до нужного размера, идею передает металлическая скульптура, внутри которой высажено растение. Несмотря на то, что это удобно, профессионалы отказываются от каркасов, объясняя это тем, что часто растение врастает в каркас, что нельзя допускать, да и рука мастера натренирована, чтобы стричь без шаблона. Только для очень сложных конструкций, как например шея лебедя или фигуры гончих псов, в топиарном парке Ладью (США), используется каркас. Для условий Москвы и Подмосковья, каркас должен быть съемным, так как зимой металлическая конструкция, а соответственно и растение, будут промерзать сильнее.

     "Грин  Арт" — от желания скорейшего результата, стали изобретать различные модификации топиарных конструкций. Здесь технология отличается тем, что сама зеленая скульптура выращивается не из земли, а из специальной формы. Его несомненным преимуществом перед традиционным является относительная мобильность живых фигур, то есть возможность помещать растения в любом месте участка согласно творческой ландшафтной идее. Это могут быть металлические конструкции, с торфо-сфагнумовым наполнением, (в зависимости от ассортимента такая конструкция может жить от одного сезона до 5 лет, при соответствующем уходе). Высаживают комнатные (в том числе и мелколистные плющи), уличные растения, однолетники и многолетники. В условиях нашего климата, такие конструкции целесообразней делать на один сезон, потому, что поддержание и уход будут проблематичы. В зимних садах и оранжереях такие скульптуры будут, несомненно, выигрышны, как в оригинальности идеи, так и уходе. Скульптуры могут быть уличными (большими), комнатными (маленькими), идея и ассортимент используемых растений остаются все теми же. Но это уже из области фитодизайна (комнатного садоводства) или флористики, потому, что также активно используются срезанные цветы, ветви вечнозеленых или хвойных растений, которыми декорируется форма.

Информация о работе Топиарное искусство в городской среде