Театрально - педагогическое творчество Сергея Васильевича Женовача

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:04, реферат

Краткое описание

Импровизационный метод (этюдный) – это метод творческого самовыражения, метод работы ребенка над собой, над ролью. Здесь происходит развитие творческого потенциала ребенка, формируются навыки конструктивного взаимодействия, так как идет близкая работа в парах, проигрываются ситуации, разыгрываются картины из сказок, ситуации из жизни. Обучающимся очень нравятся ситуации «Необитаемый остров», «Праздники», «Осада крепости», «Попроси вкусняшку» и др. (методическое пособие Мониной Г.Б., Лютовой - Робертс Е.К. «Коммуникативный тренинг»).

Оглавление

Импровизационный метод………………………………………………………..2
Упражнения для детей………………………………………………….…………2
Упражнения для подростков……………………………………………….……..3
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

МОНОЛОГ ПРОФЕССИОНАЛА.docx

— 21.63 Кб (Скачать)

      Содержание

    1. Импровизационный метод………………………………………………………..2
    2. Упражнения для детей………………………………………………….…………2
    3. Упражнения для подростков……………………………………………….……..3
    4. Список литературы……………………………………………………………..…6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Когда дети начинают играть, им не нужен драматург и режиссёр – всё происходит

спонтанно, легко, автоматически, без усилий. Та же спонтанность самовыражения присуща взрослым, - особенно, если они актёры. Это уже  потом появляется кто-то, «убирающий»  всё «лишнее», и одновременно делающий их несвободными, но суть актёрского мастерства – импровизация.  

Импровизационный  метод (этюдный) – это метод творческого самовыражения, метод работы ребенка над собой, над ролью. Здесь происходит  развитие творческого потенциала ребенка, формируются навыки конструктивного взаимодействия, так как идет близкая работа в парах, проигрываются ситуации, разыгрываются картины из сказок, ситуации из жизни. Обучающимся очень нравятся  ситуации  «Необитаемый остров», «Праздники», «Осада крепости», «Попроси вкусняшку» и др. (методическое пособие Мониной Г.Б., Лютовой - Робертс Е.К. «Коммуникативный тренинг»). В этюде «Попроси вкусняшку» используются  вербальный и невербальный способы общения. Применяя вербальный способ общения, ребята используют речевую импровизацию. Здесь они учатся умению договариваться, прослеживают, как интонация влияет на результат (развитие коммуникативных способностей). Все задания осуществляются на площадке (сцене), доминантой является позиция «я в предлагаемых обстоятельствах». Перед выполнением задания определяется: «Что я хочу или чего я хочу и как воздействую на партнера», «Мое отношение к партнеру». В результате мы получаем следующие навыки и умения: 

  1. Видеть, слышать, понимать товарища и воздействовать на него
  2. Управлять своими мыслями
  3. Четко формулировать свои мысли, выступая перед публикой.
 

(1;99-103)Для детей очень удобны занятия «экспромт - театром». Берутся простенькие сюжеты или из жизни, или из очень коротких произведений для детей. Несколько раз рассказывается сюжет или прочитывается. Распределяются роли (чтобы не было обид- считалками). Условие одно – чтобы дети, изображая животных, не ходили на четвереньках и не смотрели на педагога и в «зрительный» зал, играя сценку.

Ниже  приводятся как образец некоторые  сценки: 

«Медвежата, белочка, ежики, зайчата»

Из-за кулис  друг за другом выходят три ежика, принюхиваясь и оглядываясь.

- скажи,  брат, скоро будет ручей? –  спрашивает последний из них.

- что-то  я уже устал,- гворит второй.

- уже  пришли,- отвечает первый,- вот он  …

Подходят  к ручью и начинают лакать. Вдруг, услышав рычание, настораживаться.

- Ой, кто-то  идет, прячемся! (Ежики сворачиваются  в клубочки)

По сцене  пробегают на четвереньках два медвежонка и скрываются за кулисами. Появляется белочка, подбегает к ручью и  замечает ежей. Те осторожно поднимают  мордочки.

- Вы  кто? – спрашивает белка.

- мы  ежики.

А почему у вас такая редкая шерсть на спине?

- Это  не шерсть, а иголки!

Белочка (трогает лапкой спинку ежа): Правда-а!

Здесь появляются медвежата, и белка вспрыгивает  на дерево, наблюдая за ними. Медвежата  пытаются отнять друг у друга яблоко. Яблоко падает, белка быстро хватает  его и прыгает на дерево. Медведи  пытаются достать ее.

- Отдай  яблоко!

- Не  отдам! Вы все равно яблоки  не едите. А я сушу, так как  орехи игрибы.

- Но  мы играем яблоками!

- А вы  поиграйте вон теми серыми  шариками. – Белка показывает  на ежей. Медвежата с размаху  хлопают ежей по спине, укалываются  и, визжа, убегают. Белка скачет  вслед за ними, выпрыгивают два  зайчика, приближаются к ежам.

- Это  почему медведи визжали? - спрашивают зайцы.

- Потому  что они о нас укололись.

- А мы  их боимся.

 А  мы нет, у нас иголки- защита. У нас есть защита?

- Есть, - отвечают  зайчики,- наша защита  – быстрые ноги! Вот попробуйте  нас догнать!- зайцы убегают.

Ежи посмотрели им вслед, переглянулись.

- Чудаки! – и, повернувшись в другую сторону, скрылись. 

Сценка  из сказки «Серый волк и лиса»

Серый волк в густом лесу

Встретил  серую лису.

- Лисавета, здравствуй!

- Как  дела, зубастый.

-Ничего  идут дела.

- Голова  пока цела.

- Где  ты был?

- На  рынке.

- Что  купил?

- Свининки.

- Сколько  взяли?

- Шерсти  клок.

Ободрали

Правый  бок,

Хвост отгрызли в драке!

- кто  отгрыз?

- Собаки!

- Сыт  ли, милый куманек?

- Еле  ноги уволок! 

Сценки  из произведений Л.Н. Толстого

«Рассказы для детей!

«Белка  и волк»

«Девочки  и книжка» и др. 

Сценки  из произведений М. Пляцковского

«Какая  бывает зима»

«Длинная  шея»

«Хитрый ответ»

«Урок дружбы»

«добрая лошадь»

«Ученый аист» и др. 

Сценки  из произведений В. Сутеева

«Под  грибом»

«яблоко»

«Кто  сказал «Мяу»?» 

Ниже  мы предложим вам тренинги «импровизационным методом» для подростков.(2;73-74)

«Сказочник»

Группа  стоит в цепочке или в круге. Первый участник начинает импровизированную  историю. После этого звучит хлопок ведущего, и право продолжить переходит  к следующему по очереди игроку. Проблема в том, что он произносит свой текст на «джибрише» (воображаемый язык, звукоподражание без какого-то смысла). Хлопок — третий участник возвращается, к истории и продолжает рассказ  первого игрока. Четвертый актер  вновь говорит на «джибриш». Пятый  возвращается к рассказу, и так  далее. Иными словами, каждый нечетный игрок ведет сказку, каждый четный «продолжает» рассказ на «джибриш».

Основная  задача: рассказчикам — не потерять смысловую нить и продолжать связный  и логический текст, невзирая на помехи в лице «джибриш»-декламаторов. В  свою очередь говорящие на джибриш  отыгрывают жестикуляцией и интонационно якобы продолжение нормального  рассказывания. В идеале у зрителя  должно возникнуть впечатление,

что сказку рассказывают не несколько людей  в разных стилях, а один-единственный исполнитель!

Так как  упражнение идет в несколько кругов и завершается после того, как  логически завершен рассказ, просим актеров обратить внимание и на преемственность  в смысле и стиле повествования, и на темпоритм упражнения: без  скачков и пауз. 

  «Сказка втроем»

Уже из названия понятно, что в задании  будут участвовать трое актеров. Один из них выполняет роль сказочника. Ему предстоит рассказывать одну из известных сказок, определенных ведущим. Второй актер садится на стул лицом к зрителям. Его «обязанность»  — беззвучно открывая рот и  используя мимику, имитировать рассказывание  сказки. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль «рук второго участника» будут «исполнять»  руки третьего актера. Для этого  он должен встать на колени прямо за спиной второго актера и просунуть  свои руки у него

под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в  ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле «рассказчика».

Именно  иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле игрок голосом  первого актера и руками третьего, является доказательством успешности сцены. Добиться этого можно при  умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

  1. Актерский тренинг для детей. – М,: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.- 352 с.
  2. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / Михаил Кипнис. — М.: ACT: ACT МОСКВА, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 249, [7] с: ил. - (Золотой фонд актерского мастерства).

Информация о работе Театрально - педагогическое творчество Сергея Васильевича Женовача