Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:32, контрольная работа

Краткое описание

Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта

Оглавление

1. Введение
2. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей
3. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций
4. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации
5. Заключение
6. Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 36.50 Кб (Скачать)

    

                                                            План

1. Введение

2. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей

3. Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций

4. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации

5. Заключение

 6. Литература

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение 
          

       Основная задача воспитания дошкольников  – гармоничное развитие личности  ребенка, которое происходит в  процессе приобщения детей к  богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.   
К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А., - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка.   Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптур и др.).                                                                                                          
      Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. 
 

1. Своеобразие книжной  графики, ее значение  в художественном  воспитании детей    

  Книжная графика относится к изобразительным  видам искусства. Как и все  эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение  ее зримых форм, передает облик предметов  и явлений окружающего мира, все  многообразие воспринимаемых зрением  событий. Изобразительное искусство  выражает также мысли художника, его отношение к изображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального  и эмоционального  определяет собой  сущность художественного образа. 

            Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет и эстетическую функцию. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации - одно из сильных средств воспитания. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знания об окружающем мире. Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.).        Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству. Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.

        Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его "Кто сказал мяу?", "Айболита", "Мешок яблок", "Елку", "Крошку енота" и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к "Тараканищу", "Чудо-дереву" Корнея Чуковского, "Вот какой рассеянный" С. Маршака и другим произведениям. Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы. До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И.А. Билибина и Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами - классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия, поэтому вы не ошибетесь, купив книги с иллюстрациями этих художников своему малышу.

          Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. 

2. Особенности восприятия  детьми книжных  иллюстраций

         Рассматривание иллюстраций - косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании. Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т.д. Кроме того, с возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.

         Важно подчеркнуть, что у ребенка каждый возраст имеет самодовлеющую ценность, представляя собой органическое целое, определяемое законами внутреннего развития. Иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге анализируются в ряде работ психологов и педагогов. Исследователь И. Котова установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

            На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, - ясность, простота и выразительность графического произведения - вот три требования, которые предъявляет малыш к изображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудно узнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Крохе не зачем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации "для самых маленьких" не должны содержать светотень и перспективу. И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований - предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, "природной" раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий. Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда "понимал" картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.

           В более старшем возрасте (от 2 до 6 лет) у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире - работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции.        

       Иллюстрации в книге играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто ребенок на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки - страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех же явлений окружающего мира. В этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера маленького человека. Поэтому вывести формулу "идеальной" иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей. Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух-трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.

             Книга с иллюстраций служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. 

  3. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование           представлений о изобразительных средствах иллюстрации.

          Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Основная задача на занятиях с дошкольниками, при чтении книг, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т.е. правильно воспринимать речь.

Информация о работе Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей