Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:03, реферат
При наличии и преобладании в нем целостной совокупности неких доминирующих стилевых характеристик почти в каждом произведении данного стиля всегда находятся элементы и черты, случайные для него, чуждые ему, что не только не умаляет «стильности» данного произведения, но, скорее напротив, усиливает его художественную активность, его конкретную жизненность как эстетического феномена именно данного стиля.
Введение 3
Понятие стиля в искусстве 5
Уровни и признаки стиля 7
Крупнейшие стилистические направления в искусстве 11
Заключение 15
Список литературы 17
Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).
Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.
Маньеризм (конец XVI века, длился около 25 лет) -- стиль в европейском искусстве, основной чертой которого было подведение итогов нового художественного восприятия мира, возникшего после Средневековья в эпоху Возрождения. Маньеризм осуществил переход от массивных и тяжелых форм в интерьерах Ренессанса к новому стилю, олицетворяющему весь шик, богатство и пышность королевского двора -- Барокко. Название "маньеризм" (от слова "манера") стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье -- обращение к недавнему прошлому, повторение его лучших достижений.
Готика, готический стиль - условное обозначение стиля, господствовавшего в искусстве стран средневековой Европы (главным образом Западной) приблизительно с 12 по 14-15 века Термин «готика» возник в Италии в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, которое представлялось варварским (готы- племя, по мнению итальянцев, разрушавшие античный Рим, что не соответствует исторической правде).
Центр культуры этого периода - город. Именно в городах искусство, и, прежде всего архитектура, достигли наивысшего рассвета. Города были заказчиками строительства больших соборов и ратуш - основных сооружений того времени. Готика стиль - результат высокого развития инженерно-строительной мысли.
В главных городах Европы, где сооружались огромные соборы, определялись черты национального искусства, хотя даже в пределах одной страны (например, Франции) существовали особые школы. Главный собор города был источником просвещения: при нем создавались школы, преобразовавшиеся в коттеджи. Своеобразный характер имела придворная «рыцарская» готика (дворцовые капеллы, живопись и скульптура, изображающая придворные стены, иллюстрации к лирике и эпосу).
В искусстве готики доминирует архитектура и сопутствующий ей комплекс изобразительных искусств. Строго говоря, термин «готика», «готический стиль» относится именно к ним. Но в этот период продолжается развитие всех других искусств.
Модерн -- стиль конца XIX - начало XX в., ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В Германии и Австрии называли юнгендстилем, во Франции -- ар нуво, в Англии и России -- модерн, в Италии -- либерти.
Модерн стоял на заре новой эры ХХ века, и потому, просто обязан был стать неповторимым и великолепным. Создатели этого стиля, независимо от видов искусства, вносили в него все лучшие достижения прошлого и самые изысканные и утонченные идеи своего времени. В дизайне интерьеров внимание уделялось стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Стиль, наиболее популярный в современном дизайне интерьеров.
Ренессанс (стиль Возрождения) (XV-XVI вв.). Новый стиль, названный современниками стилем Возрождения, привнес в искусство и культуру средневековой Европы новый дух свободы и веры в безграничные возможности человека. Впервые за полторы тысячи лет человек снова стал творцом красоты и свободным странником, желающим увидеть и ощутить окружающий его мир, он снова готов к открытиям и смелым решениям. Новая эстетика отразилась и на дизайне интерьера: теперь ему характерны большие помещения со скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое.
Рококо (середина XVIII века). Основными принципами стиля в искусстве были уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Интерьеры изящны, декоративны, легки. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству.
Стиль в искусстве - это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Понятие стиля по самой своей природе свидетельствует о существовании устойчивого конструктивного принципа в менталитете любого типа. Исследователи говорят не только о стиле искусства, но и о стиле жизни, стиле культуры. Любому стилю присущи раз найденные композиционные и языковые приемы, если они адекватны самосознанию той или иной эпохи, стремятся расшириться, распространить свое господство не только на другие виды искусств, но и на все формы деятельности человека: на способы его восприятия, переживания, общения, чувствования. Стиль является видимым знаком единства искусства, в стиле культура заявляет себя как целое.
Внутренняя природа того или иного стиля уже наделена содержательностью особого качества. Основополагающие приемы культурного и художественного видения эпохи всегда есть следствие ее предельного видения и оборачиваются особой трактовкой самой себя. Каждая эпоха, опредмечивая себя в стиле, предстает осуществлением только ей присущей иерархии ценностей.
Стилистическая гомогенность, элементарность и всеобщность первобытного искусства - результат минимального разрыва между индивидуальным и социальным. Изощренность и монолитность Больших стилей - продукт мощного внешнего давления, редуцирующего личностное начало. Тем не менее индивидуальные стилистические черты проявляются уже в традиционном (этническом) искусстве.
Стиль первобытного искусства (палеолит) - индивидуальность неразличима.
Этнические (традиционные) стили - голоса звучат в унисон внутри своего этноса.
Имперские стили - отдельный голос минимально своеобразен, но различим.
Стили Возрождения - полифония солирующих голосов в пределах региональной мозаики.
Стили Нового времени - ясно различимая индивидуальность в пределах национальной культуры и классической эстетической парадигмы.
Стили конца XIX - первой половины XX в. (постклассический период) - ярко выраженные индивидуальности в русле интернациональных течений.
В центре внимания эстетики искусства: художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества; особенности художественного произведения, художественного образа, художественной реальности, художественной концепции мира и личности; наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве; происхождение, природа и законы социального бытия, функционирования, развития искусства; особенности художественного процесса (природа художественного развития, художественных направлений и художественных взаимодействий); проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения.
1 Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994. С. 226
2 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.
3 Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995.