Стиль и его направления в искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

При наличии и преобладании в нем целостной совокупности неких доминирующих стилевых характеристик почти в каждом произведении данного стиля всегда находятся элементы и черты, случайные для него, чуждые ему, что не только не умаляет «стильности» данного произведения, но, скорее напротив, усиливает его художественную активность, его конкретную жизненность как эстетического феномена именно данного стиля.

Оглавление

Введение 3
Понятие стиля в искусстве 5
Уровни и признаки стиля 7
Крупнейшие стилистические направления в искусстве 11
Заключение 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

культура.rtf

— 125.29 Кб (Скачать)

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).

Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся освещением, ложной перспективой и эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

Маньеризм (конец XVI века, длился около 25 лет) -- стиль в европейском искусстве, основной чертой которого было подведение итогов нового художественного восприятия мира, возникшего после Средневековья в эпоху Возрождения. Маньеризм осуществил переход от массивных и тяжелых форм в интерьерах Ренессанса к новому стилю, олицетворяющему весь шик, богатство и пышность королевского двора -- Барокко. Название "маньеризм" (от слова "манера") стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье -- обращение к недавнему прошлому, повторение его лучших достижений.

Готика, готический стиль - условное обозначение стиля, господствовавшего в искусстве стран средневековой Европы (главным образом Западной) приблизительно с 12 по 14-15 века Термин «готика» возник в Италии в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, которое представлялось варварским (готы- племя, по мнению итальянцев, разрушавшие античный Рим, что не соответствует исторической правде).

Центр культуры этого периода - город. Именно в городах искусство, и, прежде всего архитектура, достигли наивысшего рассвета. Города были заказчиками строительства больших соборов и ратуш - основных сооружений того времени. Готика стиль - результат высокого развития инженерно-строительной мысли.

В главных городах Европы, где сооружались огромные соборы, определялись черты национального искусства, хотя даже в пределах одной страны (например, Франции) существовали особые школы. Главный собор города был источником просвещения: при нем создавались школы, преобразовавшиеся в коттеджи. Своеобразный характер имела придворная «рыцарская» готика (дворцовые капеллы, живопись и скульптура, изображающая придворные стены, иллюстрации к лирике и эпосу).

В искусстве готики доминирует архитектура и сопутствующий ей комплекс изобразительных искусств. Строго говоря, термин «готика», «готический стиль» относится именно к ним. Но в этот период продолжается развитие всех других искусств.

Модерн -- стиль конца XIX - начало XX в., ввел в дизайн интерьера принципиально новые декоративные элементы, отдавая им предпочтение перед конструктивными. В Германии и Австрии называли юнгендстилем, во Франции -- ар нуво, в Англии и России -- модерн, в Италии -- либерти.

Модерн стоял на заре новой эры ХХ века, и потому, просто обязан был стать неповторимым и великолепным. Создатели этого стиля, независимо от видов искусства, вносили в него все лучшие достижения прошлого и самые изысканные и утонченные идеи своего времени. В дизайне интерьеров внимание уделялось стилизованному растительному узору, гибким текучим формам. Стиль, наиболее популярный в современном дизайне интерьеров.

Ренессанс (стиль Возрождения) (XV-XVI вв.). Новый стиль, названный современниками стилем Возрождения, привнес в искусство и культуру средневековой Европы новый дух свободы и веры в безграничные возможности человека. Впервые за полторы тысячи лет человек снова стал творцом красоты и свободным странником, желающим увидеть и ощутить окружающий его мир, он снова готов к открытиям и смелым решениям. Новая эстетика отразилась и на дизайне интерьера: теперь ему характерны большие помещения со скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое.

Рококо (середина XVIII века). Основными принципами стиля в искусстве были уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и эротических ситуаций. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Интерьеры изящны, декоративны, легки. Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству.

 

Заключение

Стиль в искусстве - это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Понятие стиля по самой своей природе свидетельствует о существовании устойчивого конструктивного принципа в менталитете любого типа. Исследователи говорят не только о стиле искусства, но и о стиле жизни, стиле культуры. Любому стилю присущи раз найденные композиционные и языковые приемы, если они адекватны самосознанию той или иной эпохи, стремятся расшириться, распространить свое господство не только на другие виды искусств, но и на все формы деятельности человека: на способы его восприятия, переживания, общения, чувствования. Стиль является видимым знаком единства искусства, в стиле культура заявляет себя как целое.

Внутренняя природа того или иного стиля уже наделена содержательностью особого качества. Основополагающие приемы культурного и художественного видения эпохи всегда есть следствие ее предельного видения и оборачиваются особой трактовкой самой себя. Каждая эпоха, опредмечивая себя в стиле, предстает осуществлением только ей присущей иерархии ценностей.

Стилистическая гомогенность, элементарность и всеобщность первобытного искусства - результат минимального разрыва между индивидуальным и социальным. Изощренность и монолитность Больших стилей - продукт мощного внешнего давления, редуцирующего личностное начало. Тем не менее индивидуальные стилистические черты проявляются уже в традиционном (этническом) искусстве.

Стиль первобытного искусства (палеолит) - индивидуальность неразличима.

Этнические (традиционные) стили - голоса звучат в унисон внутри своего этноса.

Имперские стили - отдельный голос минимально своеобразен, но различим.

Стили Возрождения - полифония солирующих голосов в пределах региональной мозаики.

Стили Нового времени - ясно различимая индивидуальность в пределах национальной культуры и классической эстетической парадигмы.

Стили конца XIX - первой половины XX в. (постклассический период) - ярко выраженные индивидуальности в русле интернациональных течений.

В центре внимания эстетики искусства: художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества; особенности художественного произведения, художественного образа, художественной реальности, художественной концепции мира и личности; наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве; происхождение, природа и законы социального бытия, функционирования, развития искусства; особенности художественного процесса (природа художественного развития, художественных направлений и художественных взаимодействий); проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения.

 

Список литературы

 

  1. Бореев Ю.Б. Эстетика. - М.: Высшая школа, 2002.
  2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. - М.: Гардарики, 2004.
  3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995.
  4. Гёте И. В. Из моей жизни. Поэзия и правда, Собр. соч., т. 10, М., 1937.
  5. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
  6. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. -- М.: Аспект Пресс, 2000.
  7. Лекции по истории эстетики. /Под ред. М.С. Кагана. Кн. 1--4. Л., 1973--1980
  8. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX -- начала ХХ в. М., 1995.
  9. Лихачев Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусства. Л., 1981.
  10. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994. С. 226
  11. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1990.
  12. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве ХХ в. М., 1994.
  13. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  14. Шепетис Л.К. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде. - М.: Наука, 1993.
  15. Шестаков В. П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. - М.: Мысль, 1979.
  16. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1.М., 1993.
  17. Энциклопедия. Искусство. - М.: Издательство «Русское энциклопедическое товарищество», 2002.

 

1 Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994. С. 226

2 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.

3 Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб., 1995.


 



Информация о работе Стиль и его направления в искусстве