Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:10, реферат
Сравнительно небольшой период истории русской культуры принято называть «серебряным веком» или «духовно-культурным ренессансом»: примерно о нач. 90-х гг. XIX в. до революционных катаклизмов 1917 г.
Это, словами философа Н.А. Бердяева, «серебряное отражение» предыдущих «золотых» времен, и возрождение утраченных реалистическим искусством духовно-религиозных начал.
СЕРЕБРЯНЫЙ
ВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЕ
Сравнительно небольшой период истории русской культуры принято называть «серебряным веком» или «духовно-культурным ренессансом»: примерно о нач. 90-х гг. XIX в. до революционных катаклизмов 1917 г.
Это, словами философа Н.А. Бердяева, «серебряное отражение» предыдущих «золотых» времен, и возрождение утраченных реалистическим искусством духовно-религиозных начал.
Главное, что в культуре «серебряного века» произошла переоценка ценностей, некогда питавших творчество мастеров русской классики. В основе этой переоценки лежали общественные потрясения предреволюционной России, поражающие накалом страстей, жаждой духовного обновления, повлекшие изменение взглядов на искусство и художника-творца. Шла мучительная борьба против суженности сознания традиционной интеллигенции.
Творцами «серебряного века» нельзя назвать всех его современников. К ним принадлежать только те, чьи произведения несут печать нетрадиционного для предшествующей эпохи мировосприятия. Эти люди жили предчувствием надвигающейся социальной катастрофы, предрекали и призывали обновление человеческой души, испытывали неприязнь к «обыденной серости» привычной окружающей жизни.
«Серебряный
век» - это подлинный расцвет
Поэты-символисты «первой волны» - З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Им на смену пришли «Младосимволисты» - А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов.
Затем темп смены художественных течений ускорялся.
Поэтический акмеизм (Н. Гумелев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий).
Футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский и др.)
Кубизм, абстракционизм, примитивизм в живописи (П. Кончаловский, М. Ларионов, В. Кандинский, К. Малевич и др.).
Символизм в музыке (А. Скрябин), неоклассицизм (Н. Метнер), неофольлоризм (И. Стравинский), кубофутуризм (С. Прокофьев). В этом бурном течении новаторской композиторской мысли выделяется подлинный «духовный ренессанс» церковной музыки, что нашло отражение в сочинениях композиторов Синодального училища, вдохнувших вторую жизнь в древнерусское певческое искусство: А. Кастальский, П. Чесноков, А. Гречанинов и др.
Одно
из самых ярких явлений
Именно в России символизм обрел глубоко духовный, религиозно-философский смысл, отраженный в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки. «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть иной мир…. Но характерно, что символисты начала века… не верили в Христа. И это можно определить как космическое прельщение, под которым жило это поколение». (Н. Бердяев)
Иными словами, обратившись к познанию тайн духовной жизни, символисты прошли мимо религиозного многовекового опыта христианства и ввергли себя в бесконечные мучительные поиски «преображенного космоса», не находя утешения в собственной иллюзорной вере, заменив православные истины творческими озарениями.
Символисты свято верили в мистическую силу искусства, в его способность стать новой «религией», преобразующей человека. Они считали, что исконная задача искусства состоит в том, чтобы запечатлевать мгновения прозрения, озарения и вдохновения художника.
Зреющий кризис символизма в культуре «серебряного века» наметился к 1910 году. Но в финале это направление обрело свою кульминацию – музыку Александра Николаевича Скрябина (1871-1915).
Он
обладал обновленным
А. Скрябин свои философские идеи оформлял в виде заглавий произведений, поэтических комментариев к ним. Его самой важной идеей является мысль о божественной силе творчества и художнике-теурге, ведущем человечество к счастью.
Победа духа над материальностью была для композитора не только философской, но и конкретной творческой установкой, которую он реализовал достаточно последовательно в большинстве своих крупных симфонических произведений.
Третья симфония («Божественная поэма») (1904г.): три части «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра» – намек на поэму Данте «Божественная комедия». Ведь именно Данте открыл в искусстве раннего европейского Возрождения страницу, повествующую о силе людского разума. Музыка Скрябина воспевает человека-творца, богоподобное существо, способное мощью своего «я» преображать Вселенную.
«Прометей» («Поэма огня») – одночастное симфоническое произведение (1910г) для большого симфонического оркестра, фортепиано с органом, хором и световой клавиатурой, что предвосхитило появление еще не существующего «светового инструмента». По замыслу он должен был пускать в концертный зал особые цветовые волны, соответствующие акустической природе звуков.
В основу «Поэмы огня» положен миф о Прометее, похитившем на Олимпе огонь и подарившем его людям. В отместку боги навеки приковали его к скале, где большой орел терзает печень титана. Впрочем, сюжет мифа не нашел конкретного отражения в музыке. Для него Прометей не столько мифологический персонаж, сколько символ активной энергии Вселенной, принцип вечного движения, закон творчества и одновременно огненная стихия, которую композитор ассоциировал с демоническими силами (родственность демоническим образам Врубеля).
Фортепианные произведения – сонаты, прелюдии, этюды, мазурки, поэмы с программными названиями. К популярным пьесам относится Этюд, соч. 8, № 12, мятежный образ которого позволил современникам назвать его «Революционным».
«Две поэмы» опус 32 (1903г), где воплотились важнейшие сферы его музыки - причудливо-утонченное томление духа и энергичный взрыв, утверждение творческого «я». Зыбкие ласкающие звуки Первой поэмы сменяются «трубными гласами» и победными интонациями во второй пьесе.
«Эпохой
Скрябина» завершается в
Одна из вершин русской художественной культуры «серебряного века» – творчество С.В. Рахманинов (1873-1943).
Эмоционально-приподнятая, рамантически взволнованная музыка Рахманинова выросла из глубин русских духовных традиций. В ней запечатлелся многообразный спектр образов, отражающих православное сознание, «русскую идею», «русскую правду», «законы собора». Это и ожидание Апокалипсиса, и поиски высшего смысла в жизни, и щемящее чувство скорби по стремительно уходящим из жизни нравственным идеалам. В сочинениях композитора с обнаженной непосредственностью и искренностью отразились издревле присущие русскому человеку представления о двуединой основе мира, где столкнулись Божье и антихристово, свет и тьма.
Религиозно-философские проблемы жизни и смерти воплотились в крупных симфонических и вокально-симфонических произведениях – трех симфониях, четырех концертах для фортепиано с оркестром, «рапсодия на тему Паганини», кантатах «Весна» и «Колокола». Православные циклы: «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение».
Рахманинов – гениальный пианист-виртуоз (Прелюдии, Этюды-картины). Взаимодополняющим сочетанием поэзии, выразительной мелодии и фортепиано отмечены его одухотворенные романсы «Весенние воды», «Сирень», «Здесь хорошо» и др.
«Всенощное бдение» возникло на основе традиционных текстов православной церкви. В ее состав входят такие молитвы, как «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Свете тихий», «Ныне отпущаюши», «Богородице Дево, радуйся» и др. (до Рахманинова обращались П. Чайковский, А. Гречанинов, П. Чесноков и др.). Однако сочинение Рахманинова не имеет равных по глубине и выразительной силе. Создавая музыку, композитор пользовался архаичными древнерусскими знаменными распевами (взяты из «Обихода»). Мелодии многих молит, окрашенных глубокими религиозными переживаниями, Рахманинов сочинил сам.
Одно из самых популярных сочинений – Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901). Крупные формы этого произведения заставляют вспомнить монументальные древнерусские фрески, могучая колокольность – героические страницы древнерусского эпоса, лирическая одухотворенность – русские пейзажи. Первая часть: гулкие набатные удары фортепиано, переходящие в величавую главную партию. Вторая часть: состояние «вечного» покоя. Ее нескончаемые мелодии переносят слушателя на лоно природы, на берега тихих рек или озер, дарящих возвышенное чувство благодати. Финал концерта – гимнический апофеоз, утверждающий торжество света, красоты и любви.
Подобно
многим своим современникам-
Он гастролировал по Европе и Америке, но еще 10 лет не мог сочинять.
Одно
из крупных оркестровых сочинений,
написанных в годы эмиграции «Рапсодия
на тему Паганини» для
фортепиано с оркестром. В его основу
положена тема скрипичного каприса знаменитого
итальянского композитора. Образный мир:
трагический земной путь художника, полный
страстей, искушений, страданий. Напоминанием
о бренности жизни и судном дне звучит
в музыке «Рапсодии» средневековая попевка
«Dies irae» («День гнева»). Этот мотив-символ
включен в большинство произведений, написанных
композитором в эмиграции.
Домашние задания:
Информация о работе Серебрянный век в художественной культуре