Серебрянный век в художественной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:10, реферат

Краткое описание

Сравнительно небольшой период истории русской культуры принято называть «серебряным веком» или «духовно-культурным ренессансом»: примерно о нач. 90-х гг. XIX в. до революционных катаклизмов 1917 г.
Это, словами философа Н.А. Бердяева, «серебряное отражение» предыдущих «золотых» времен, и возрождение утраченных реалистическим искусством духовно-религиозных начал.

Файлы: 1 файл

11 класс Серебряный век.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

    СЕРЕБРЯНЫЙ  ВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 

    Сравнительно  небольшой период истории русской  культуры принято называть «серебряным веком» или «духовно-культурным ренессансом»: примерно о нач. 90-х гг. XIX в. до революционных катаклизмов 1917 г.

    Это, словами философа Н.А. Бердяева, «серебряное отражение» предыдущих «золотых» времен, и возрождение утраченных реалистическим искусством духовно-религиозных начал.

    Главное, что в культуре «серебряного века»  произошла переоценка ценностей, некогда питавших творчество мастеров русской классики. В основе этой переоценки лежали общественные потрясения предреволюционной России, поражающие накалом страстей, жаждой духовного обновления, повлекшие изменение взглядов на искусство и художника-творца. Шла мучительная борьба против суженности сознания традиционной интеллигенции.

    Творцами  «серебряного века» нельзя назвать  всех его современников. К ним  принадлежать только те, чьи произведения несут печать нетрадиционного для предшествующей эпохи мировосприятия. Эти люди жили предчувствием надвигающейся социальной катастрофы, предрекали и призывали обновление человеческой души, испытывали неприязнь к «обыденной серости» привычной окружающей жизни.

    «Серебряный век» - это подлинный расцвет творческого  духа и один из ярких периодов раскрепощения художественного гения российской культуры.

    Поэты-символисты «первой волны» - З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Им на смену пришли «Младосимволисты» - А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов.

    Затем темп смены художественных течений  ускорялся.

    Поэтический акмеизм (Н. Гумелев, О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Городецкий).

    Футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский и др.)

    Кубизм, абстракционизм, примитивизм  в живописи (П. Кончаловский, М. Ларионов, В. Кандинский, К. Малевич и др.).

    Символизм в музыке (А. Скрябин), неоклассицизм (Н. Метнер), неофольлоризм (И. Стравинский), кубофутуризм (С. Прокофьев). В этом бурном течении новаторской композиторской мысли выделяется подлинный «духовный ренессанс» церковной музыки, что нашло отражение в сочинениях композиторов Синодального училища, вдохнувших вторую жизнь в древнерусское певческое искусство: А. Кастальский, П. Чесноков, А. Гречанинов и др.

    Одно  из самых ярких явлений художественной культуры «серебряного века» - символизм.

    Именно  в России символизм обрел глубоко духовный, религиозно-философский смысл, отраженный в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки. «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть иной мир…. Но характерно, что символисты начала века… не верили в Христа. И это можно определить как космическое прельщение, под которым жило это поколение». (Н. Бердяев)

    Иными словами, обратившись к познанию тайн духовной жизни, символисты прошли мимо религиозного многовекового опыта христианства и ввергли себя в бесконечные мучительные поиски «преображенного космоса», не находя утешения в собственной иллюзорной вере, заменив православные истины творческими озарениями.

    Символисты  свято верили в мистическую силу искусства, в его способность  стать новой «религией», преобразующей человека. Они считали, что исконная задача искусства состоит в том, чтобы запечатлевать мгновения прозрения, озарения и вдохновения художника.

    Зреющий кризис символизма в культуре «серебряного века» наметился к 1910 году. Но в  финале это направление обрело свою кульминацию – музыку Александра Николаевича Скрябина (1871-1915).

    Он  обладал обновленным мироощущением  и не искал опоры в художественном опыте своих непосредственных предшественников. Ему были чужды взгляды композиторов «Могучей кучки» и П. Чайковского. Вместе с тем музыка Скрябина глубоко национальна, поскольку в ней отразилось традиционное русское богоискательство, преломленное сквозь призму духовных идеалов интеллигенции «серебряного века». В ее звуках - страстное неистовство чувства гения, уверовавшего в свою особую миссию на Земле. Он шаг за шагом фиксирует собственные изменчивые, трудноуловимые и не поддающиеся рациональному анализу духовные ощущения. Поэтому его сочинения отличаются изощренностью ритмики, гармоническими «блужданиями», образами, словно подернутыми дымкой.

    А. Скрябин свои философские идеи оформлял в виде заглавий произведений, поэтических комментариев к ним. Его самой важной идеей является мысль о божественной силе творчества и художнике-теурге, ведущем человечество к счастью.

    Победа  духа над материальностью была для  композитора не только философской, но и конкретной творческой установкой, которую он реализовал достаточно последовательно в большинстве своих крупных симфонических произведений.

    Третья  симфония («Божественная поэма») (1904г.): три части «Борьба», «Наслаждение», «Божественная игра» – намек на поэму Данте «Божественная комедия». Ведь именно Данте открыл в искусстве раннего европейского Возрождения страницу, повествующую о силе людского разума. Музыка Скрябина воспевает человека-творца, богоподобное существо, способное мощью своего «я» преображать Вселенную.

    «Прометей» («Поэма огня») – одночастное симфоническое произведение (1910г) для большого симфонического оркестра, фортепиано с органом, хором и световой клавиатурой, что предвосхитило появление еще не существующего «светового инструмента». По замыслу он должен был пускать в концертный зал особые цветовые волны, соответствующие акустической природе звуков.

    В основу «Поэмы огня» положен миф о Прометее, похитившем на Олимпе огонь и подарившем его людям. В отместку боги навеки приковали его к скале, где большой орел терзает печень титана. Впрочем, сюжет мифа не нашел конкретного отражения в музыке. Для него Прометей не столько мифологический персонаж, сколько символ активной энергии Вселенной, принцип вечного движения, закон творчества и одновременно огненная стихия, которую композитор ассоциировал с демоническими силами (родственность демоническим образам Врубеля).

    Фортепианные  произведения – сонаты, прелюдии, этюды, мазурки, поэмы с программными названиями. К популярным пьесам относится Этюд, соч. 8, № 12, мятежный образ которого позволил современникам назвать его «Революционным».

    «Две  поэмы» опус 32 (1903г), где воплотились  важнейшие сферы его музыки - причудливо-утонченное томление духа и энергичный взрыв, утверждение творческого «я». Зыбкие ласкающие звуки Первой поэмы сменяются «трубными гласами» и победными интонациями во второй пьесе.

    «Эпохой Скрябина» завершается в русской  культуре «серебряного века» всплеск символизма.

    Одна  из вершин русской художественной культуры «серебряного века» – творчество С.В. Рахманинов (1873-1943).

    Эмоционально-приподнятая, рамантически взволнованная музыка Рахманинова выросла из глубин русских духовных традиций. В ней запечатлелся многообразный спектр образов, отражающих православное сознание, «русскую идею», «русскую правду», «законы собора». Это и ожидание Апокалипсиса, и поиски высшего смысла в жизни, и щемящее чувство скорби по стремительно уходящим из жизни нравственным идеалам. В сочинениях композитора с обнаженной непосредственностью и искренностью отразились издревле присущие русскому человеку представления о двуединой основе мира, где столкнулись Божье и антихристово, свет и тьма.

    Религиозно-философские проблемы жизни и смерти воплотились в крупных симфонических и вокально-симфонических произведениях – трех симфониях, четырех концертах для фортепиано с оркестром, «рапсодия на тему Паганини», кантатах «Весна» и «Колокола». Православные циклы: «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение».

    Рахманинов  – гениальный пианист-виртуоз (Прелюдии, Этюды-картины). Взаимодополняющим сочетанием поэзии, выразительной мелодии и фортепиано отмечены его одухотворенные романсы «Весенние воды», «Сирень», «Здесь хорошо» и др.

    «Всенощное  бдение» возникло на основе традиционных текстов православной церкви. В ее состав входят такие молитвы, как «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж», «Свете тихий», «Ныне отпущаюши», «Богородице Дево, радуйся» и др. (до Рахманинова обращались П. Чайковский, А. Гречанинов, П. Чесноков и др.). Однако сочинение Рахманинова не имеет равных по глубине и выразительной силе. Создавая музыку, композитор пользовался архаичными древнерусскими знаменными распевами (взяты из «Обихода»). Мелодии многих молит, окрашенных глубокими религиозными переживаниями, Рахманинов сочинил сам.

    Одно  из самых популярных сочинений –  Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901). Крупные формы этого произведения заставляют вспомнить монументальные древнерусские фрески, могучая колокольность – героические страницы древнерусского эпоса, лирическая одухотворенность – русские пейзажи. Первая часть: гулкие набатные удары фортепиано, переходящие в величавую главную партию. Вторая часть: состояние «вечного» покоя. Ее нескончаемые мелодии переносят слушателя на лоно природы, на берега тихих рек или озер, дарящих возвышенное чувство благодати. Финал концерта – гимнический апофеоз, утверждающий торжество света, красоты и любви.

    Подобно многим своим современникам-интеллигентам, революционный переворот и приход к власти большевиков Рахманинов не принял. Он писал: «Россия шагнула в пустоту», «лица людей превращаются в зверские дикие рыла». В декабре 1917 г. он навсегда покинул родину. Позднее он писал: «Покинув родину, я потерял себя».

    Он  гастролировал по Европе и Америке, но еще 10 лет не мог сочинять.

    Одно  из крупных оркестровых сочинений, написанных в годы эмиграции «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. В его основу положена тема скрипичного каприса знаменитого итальянского композитора. Образный мир: трагический земной путь художника, полный страстей, искушений, страданий. Напоминанием о бренности жизни и судном дне звучит в музыке «Рапсодии» средневековая попевка «Dies irae» («День гнева»). Этот мотив-символ включен в большинство произведений, написанных композитором в эмиграции. 

    Домашние  задания:

  1. Презентация: «Врубель – основные направления и черты творчества».
  2. Реферат: «Творчество режиссера Мейерхольда. Символистский театр».
  3. Доклад «Провозглашение музыкальной сущности мироздания в творчестве поэтов-символистов (А. Блок, К. Бальмонт)».
 
 
 
 
 

     

Информация о работе Серебрянный век в художественной культуре