Сентиментализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:25, контрольная работа

Краткое описание

Сентиментализм (от фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Оглавление

Часть 1. Сентиментализм. Определение
Часть 2. Н.М Карамзин «Бедная Лиза»
Часть 3. Дж. Флаксман, Иллюстрации к «Илиаде»
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контр.работа.docx

— 65.05 Кб (Скачать)

                 Российский Государственный Торгово-Экономический Университет

 

 

 

                                 Кафедра Русского языка и речевой коммуникации

 

 

 

                       Контрольная работа

          по дисциплине «Литература и искусство»

                                  на тему:

                   СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

 

                                                                 Выполнил(а): студент(ка)

                                                                 2ого курса

                                                                 Факультет: КиМ

                                                                 Специальность: Реклама

                                                                 Группа: КР-25 (з/о)

 

 

 

                                                                Проверил(а):

 

 

 

                                          Москва, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

  • Часть 1. Сентиментализм. Определение.                  Стр.3
  • Часть 2. Н.М Карамзин «Бедная Лиза».                     Стр.5
  • Часть 3. Дж. Флаксман, Иллюстрации к «Илиаде».   Стр.6
  • Список литературы.                                                  Стр.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ 1. Сентиментализм. Определение.

 

Сентиментализм (от фр. Sentiment) – направление в европейской  литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических  настроений общества. Зародился в  лирике и романе; позже, проникая в  театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

В Европе существовал с 20-х  по 80-е годы XVIII века, в России —  с конца XVIII до начала XIX века.

Доминантой «человеческой  природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение  и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается  способностью сопереживать, чутко откликаться  на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Писатели-сентименталисты  исходили из посылки, что человек, будучи творением природы, от рождения обладает задатками «естественной добродетели» и «чувствительности»; степень чувствительности определяет достоинство человека и  значимость всех его действий. Достижение счастья как главной цели человеческого  существования возможно при двух условиях: развитие естественных начал  человека («воспитание чувств») и  пребывание в естественной среде (природе); сливаясь с ней, он обретает внутреннюю гармонию. Цивилизация (город), наоборот, является враждебной ему средой: она  искажает его естество. Чем более  человек социален, тем более опустошен  и одинок. Отсюда характерный для  сентиментализма культ частной  жизни, сельского существования  и даже первобытности и дикарства. Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для  энциклопедистов, с пессимизмом  взирая на перспективы общественного  развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели  для них негативное значение.

Сентименталистов, в отличие  от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись  повседневными впечатлениями. Место  гиперболизированных страстей, пороков  и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический (эгалитаристский) пафос сентиментализма.

 

Обращение к внутреннему  миру человека позволило сентименталистам показать его неисчерпаемость и  противоречивость. Они отказались от абсолютизации какой-либо одной  черты характера и однозначности  моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как  дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и  влечения не поддаются односложной  оценке. Поскольку в человеке от природы заложено доброе начало и  зло есть плод цивилизации, никто, не может стать законченным злодеем  – у него всегда есть шанс вернуться  к своему естеству. Сохраняя надежду  на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле  просветительской мысли. Отсюда дидактизм  и порой ярко выраженная тенденциозность  их произведений.

Родившись на британских берегах  в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.

Наиболее выдающиеся представители  сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Развитие сентиментализма  в театре связано с кризисом эстетики классицизма, провозглашавшей строгий  рационалистический канон драматургии  и ее сценического воплощения. На смену  умозрительным построениям классицистской драматургии приходит стремление приблизить театр к реальной действительности. Это сказывается практически  во всех компонентах театрального действа: в тематике пьес (отражение частной  жизни, разработка семейно-психологических  сюжетов); в языке (классицистская пафосная стихотворная речь сменяется прозаической, приближенной к разговорной интонации); в социальной принадлежности персонажей (героями театральных произведений становятся представители третьего сословия); в определении мест действия (дворцовые интерьеры сменяются  «природными» и сельскими видами).

 

«Слезная комедия» – ранний жанр сентиментализма – появился в Англии.

 

 

ЧАСТЬ 2.

Н.М. Карамзин «Бедная  Лиза».

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная  Лиза» была одним из первых сентиментальных  произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост —  слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается  трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь  жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду.

Но главное в повести  не сюжет, а чувства, которые она  должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести  становится Повествователь, который  с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. Образ сентиментального повествователя стал открытием в  русской литературе, поскольку прежде повествователь оставался «за кадром»  и был нейтральным по отношению  к описываемым событиям. Для «Бедной  Лизы» характерны короткие или развернутые  лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...», «слеза катится по лицу моему».

Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение  к социальной проблематике. Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской  литературе открыл «живую душу» в  представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» — эта  фраза из повести надолго стала  крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской  литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных — в этом главная нравственная задача художников слова.

Символично название произведения, содержащее, с одной стороны, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза - бедная крестьянская девушка), с другой стороны - на нравственно-философский (герой повести - несчастный, обиженный  судьбой и людьми, человек). Полисемия  названия подчеркивала специфику конфликта  в произведении Карамзина. Любовный конфликт между мужчиной и девушкой (история их взаимоотношений и трагической гибели Лизы) является ведущим.

Для героев Карамзина характерен внутренний разлад, несоответствие идеала действительности: Лиза мечтает быть женой и матерью, но вынуждена  смириться с ролью любовницы.

В "Бедной Лизе" Н. М. Карамзин дал один из первых в русской литературе образцов сентиментального стиля, который  ориентировался на разговорно-бытовую  речь образованной части дворянства. Он предполагал изящество и простоту слога, специфический отбор "благозвучных" и "не портящих вкуса" слов и выражений, ритмическую организацию прозы, сближающую ее со стихотворной речью.

В повести «Бедная Лиза»  Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь  их любовных переживаний.

Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в  плане ее демократизации, отказавшись  от строгих, но далеких от живой жизни  схем классицизма. Автор «Бедной  Лизы» не только стремился писать «как говорят», освобождая литературный язык от церковнославянских архаизмов  и смело вводя в него новые  слова, заимствованные из европейских  языков. Он впервые отказался от деления героев на сугубо положительных  и сугубо отрицательных, показав  сложное сочетание хороших и  плохих черт в характере Эраста. Тем самым Карамзин сделал шаг  в том направлении, в каком  двинул развитие литературы в середине XIX века реализм, пришедший на смену  сентиментализму и романтизму.

 

ЧАСТЬ 3.

Дж. Флаксман, Иллюстрации  к «Илиаде»

Джон Флаксман (англ. John Flaxman; род. 6 июля 1755 г. Йорк — ум. 7 декабря 1826 г. Лондон) — английский художник, гравёр и скульптор; оказавший значительное влияние на творчество Эдварда Ходжеса Бейли.

Дж. Флаксман родился в  семье скульптора. С 1770 года учится в Лондонской Королевской академии. После 1775 года создаёт для фаянсовой  фабрики Веджвуд свои первые образцы  росписи для тонкой посуды и рельефов. При поездке в Рим создаёт  серию иллюстраций для классических театральных постановок (например, «Илиады» Гомера), которая приносит ему международную известность.

 

 

 

Искусство росписи посуды у Флаксмана отличается от классической греческой росписи чётким контуром фигур и предметов, и в то же время его произведения отличаются большой жизненной силой, они  как бы «дышат». Из-за особой элегантности фаянсовых росписей Дж. Флаксмана  в XIX столетии его работы часто копировались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. История русской литературы XVIII в., 4 изд., М., 1960
  2. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М: ЭКСМО, 2007.
  3. Кирьянова Н.В. История мировой литературы и искусства: Учеб.пособие. – М.: Флинта, Наука, 2006.
  4. http://ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Сентиментализм