Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 00:25, контрольная работа
Сентиментализм (от фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.
Часть 1. Сентиментализм. Определение
Часть 2. Н.М Карамзин «Бедная Лиза»
Часть 3. Дж. Флаксман, Иллюстрации к «Илиаде»
Список литературы.
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет
Контрольная работа
по дисциплине «Литература и искусство»
на тему:
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ 1. Сентиментализм. Определение.
Сентиментализм (от фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.
В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с конца XVIII до начала XIX века.
Доминантой «человеческой
природы» сентиментализм объявил чувство,
а не разум, что отличало его от
классицизма. Не порывая с Просвещением,
сентиментализм остался верен идеалу
нормативной личности, однако условием
её осуществления полагал не «разумное»
переустройство мира, а высвобождение
и совершенствование «
Писатели-сентименталисты
исходили из посылки, что человек, будучи
творением природы, от рождения обладает
задатками «естественной
Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Место гиперболизированных страстей, пороков и добродетелей заняли знакомые всем человеческие чувства. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Отрицание навязанных цивилизацией сословных и иных различий составляет демократический (эгалитаристский) пафос сентиментализма.
Обращение к внутреннему
миру человека позволило сентименталистам
показать его неисчерпаемость и
противоречивость. Они отказались от
абсолютизации какой-либо одной
черты характера и
Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.
Наиболее выдающиеся представители сентиментализма — Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).
Развитие сентиментализма
в театре связано с кризисом эстетики
классицизма, провозглашавшей строгий
рационалистический канон драматургии
и ее сценического воплощения. На смену
умозрительным построениям
«Слезная комедия» – ранний жанр сентиментализма – появился в Англии.
ЧАСТЬ 2.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XVIII века. Ее сюжет очень прост — слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду.
Но главное в повести
не сюжет, а чувства, которые она
должна была пробудить в читателе.
Поэтому главным героем повести
становится Повествователь, который
с грустью и сочувствием
Чрезвычайно существенным было
для писателя-сентименталиста
Символично название произведения, содержащее, с одной стороны, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза - бедная крестьянская девушка), с другой стороны - на нравственно-философский (герой повести - несчастный, обиженный судьбой и людьми, человек). Полисемия названия подчеркивала специфику конфликта в произведении Карамзина. Любовный конфликт между мужчиной и девушкой (история их взаимоотношений и трагической гибели Лизы) является ведущим.
Для героев Карамзина характерен внутренний разлад, несоответствие идеала действительности: Лиза мечтает быть женой и матерью, но вынуждена смириться с ролью любовницы.
В "Бедной Лизе" Н. М. Карамзин
дал один из первых в русской литературе
образцов сентиментального стиля, который
ориентировался на разговорно-бытовую
речь образованной части дворянства.
Он предполагал изящество и
В повести «Бедная Лиза» Карамзин показал себя большим психологом. Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, в первую очередь их любовных переживаний.
Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма. Автор «Бедной Лизы» не только стремился писать «как говорят», освобождая литературный язык от церковнославянских архаизмов и смело вводя в него новые слова, заимствованные из европейских языков. Он впервые отказался от деления героев на сугубо положительных и сугубо отрицательных, показав сложное сочетание хороших и плохих черт в характере Эраста. Тем самым Карамзин сделал шаг в том направлении, в каком двинул развитие литературы в середине XIX века реализм, пришедший на смену сентиментализму и романтизму.
ЧАСТЬ 3.
Дж. Флаксман, Иллюстрации к «Илиаде»
Джон Флаксман (англ. John Flaxman; род. 6 июля 1755 г. Йорк — ум. 7 декабря 1826 г. Лондон) — английский художник, гравёр и скульптор; оказавший значительное влияние на творчество Эдварда Ходжеса Бейли.
Дж. Флаксман родился в
семье скульптора. С 1770 года учится
в Лондонской Королевской академии.
После 1775 года создаёт для фаянсовой
фабрики Веджвуд свои первые образцы
росписи для тонкой посуды и рельефов.
При поездке в Рим создаёт
серию иллюстраций для
Искусство росписи посуды у Флаксмана отличается от классической греческой росписи чётким контуром фигур и предметов, и в то же время его произведения отличаются большой жизненной силой, они как бы «дышат». Из-за особой элегантности фаянсовых росписей Дж. Флаксмана в XIX столетии его работы часто копировались.
Список литературы: