Русская живопись

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:36, реферат

Краткое описание

Русская иконопись унаследована приемы византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастеры как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты.культурология

Оглавление

Введение
Русская живопись и русские живописцы XVIII века
Общая характеристика русской живописи XIX века
Общая характеристика русской живописи XX века
Выдающиеся русские художники XIX-XX веков
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Культурология Знаменитые русские художники 19 века.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Портреты В. А. Тропинина написаны в реалистической манере. Изображаемый человек является в них центральным образом, все внимание сосредоточено на нем. Фигуры и черты лица выписаны с анатомической четкостью и достоверностью (портреты графов Морковых, 1813-1815; «Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823). В раннем периоде творчества художник использует краски приглушенных цветов, позднее – более яркие. Кисти В. А. Тропинина принадлежит один из самых известных портретов А. С. Пушкина – тот, где поэт положил руку на стопку бумаги и будто прислушивается к внутреннему голосу.

В картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», написанной по всем канонам академической школы живописи, отразилось развитие русской общественной мысли, ожидание перемен, что было связано с подъемом национального самосознания. Картина символизировала мужество людей, смотрящих в глаза страшной катастрофе. Среди других известных полотен К. П.Брюллова можно назвать «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадницу», «Вирсавию». В этих и многих других картинах художнику одинаково талантливо удалось запечатлеть красоту человеческого тела и красоту природы.               Идеи духовного пробуждения народа отразились в творчестве А. А. Иванова. Над самой знаменитой картиной, «Явлением Христа народу», он работал около двадцати лет. Иисус на картине изображен в отдалении, а на передний план выведен Иоанн Креститель, указывающий народу на приближающегося Спасителя. Лица людей, ожидающих Иисуса, светлеют по мере его приближения, их души наполняются радостью.

Художники А. Г. Венецианов и П. А. Федотов в первой половине 19 века заложили основы социально-бытового жанра в живописи. А. Г.Венецианов в своих картинах идеализировал жизнь крестьян, делая акцент на красоте и благородстве людей вне зависимости от социального положения («Гумно», «На жатве. Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками»). Картины П. А. Федотова написаны в жанре сатирического реализма. Он высмеивал чиновничество, разоблачал быт и нравы современной ему верхушки общества, их тупость и бездуховность («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа»).

С 50-х годов 19 века основным направлением русского изобразительного искусства становится реализм, а главной темой – изображение жизни простого народа. Утверждение нового направления проходило в упорной борьбе с приверженцами академической школы живописи. Они утверждали, что искусство должно быть выше жизни, в нем нет места русской природе и социально-бытовым темам. Однако академики были вынуждены пойти на уступки. В 1862 году все жанры изобразительного искусства были уравнены в правах, это значило, что оценивались только художественные достоинства картины, независимо от тематики.

Этого оказалось мало. Уже в следующем году группа из четырнадцати выпускников отказалась писать дипломные работы на заданные темы. Они демонстративно ушли из Академии и объединились в «Артель художников», возглавил ее И. Н. Крамской. Артель стала своеобразным противовесом Академии художеств, однако распалось уже через семь лет. Ее место заняло новое объединение – «Товарищество передвижных художественных выставок», организованное в 1870 году. Главными идеологами и учредителями товарищества стали И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, И. М. Прянишников, В. Г. Перов. В уставе общества говорилось, что художники не должны материально ни от кого зависеть, будут сами устраивать выставки и вывозить их в разные города.

Главной темой картин передвижников стала жизнь простых людей, крестьян, рабочих. Но если А. Г. Венецианов в свое время изображал красоту и благородство крестьян, то передвижники делали акцент на их угнетенное положение и нужду. Картины некоторых передвижников изображают реальные сцены из повседневной жизни крестьян. Здесь и ссора богача с бедняком на сельском сходе (С. А. Коровин «На миру»), и спокойная торжественность крестьянского труда (Г. Г. Мясоедов «Косцы»). Картины В. Г. Перова критикуют бездуховность служителей церкви и невежество народа («Сельский крестный          ход на Пасхе»), а некоторые проникнуты искренним трагизмом («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»).

В картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» отразилась проблема нравственного выбора, которая неизменно возникает перед каждым, кто берет на себя ответственность за судьбы мира. В 60-70-х годах 19 века такая проблема стояла перед представителями русской интеллигенции. Но не только жизнь народа интересовала передвижников. Были среди них и замечательные портретисты (И. Н. Крамской, В. А. Серов), пейзажисты (А. И. Куинджи, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан).

Не все художники второй половины 19 века открыто выступали против академической школы. И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов благополучно закончили Академию художеств, взяв из нее все лучшее. В творчестве И. Е. Репина представлена народная («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии»), революционная («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»), историческая («Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану») темы. В. И. Суриков прославился историческими картинами («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). В. А. Серову особенно удавались портреты («Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

В последних десятилетиях 19 века русские художники стали больше внимания уделять технике исполнения рисунка, стилизации, сочетанию красок – всему тому, что уже в скором времени станет основными чертами авангардизма с его поисками новых форм художественной выразительности.

В 19 веке русская живопись прошла длинный и сложный путь развития от классицизма до первых признаков модерна. К концу века академизм полностью изжил себя как направление, уступив место новым направлениям в живописи. Кроме того, искусство стало ближе к народу благодаря деятельности передвижников, а в 90-х годах 19 века были открыты первые общественные музеи: Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в Петербурге.

 

Общая характеристика русской живописи XX века

 

Изобразительное искусство начала 20 века во многом было основано на достижениях русской и европейской живописи конца 19 века. В 1898 году группа художников (А. Н. Бенуа, В. Ф. Нувель, Д. В. Философов) организовала объединение «Мир искусства». За пять лет существования «Мира искусства» в него входили почти все выдающиеся художники начала 20 века: К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, М. А. Врубель, Н. К. Рерих и многие другие. Объединение сыграло очень важную роль в дальнейшем развитии русской живописи.

Главным идеологом «Мира искусства» был А. Н. Бенуа, а организацией выставок и изданием журнала с одноименным названием (1899-1905) занимался С. П. Дягилев, известный меценат и организатор «Русских сезонов» в Париже. В 1906 году при непосредственном участии С. П. Дягилева в Париже открылась выставка «Два века русской живописи и скульптуры». Главное место было уделено картинам русских художников 18 – начала 20 веков. Это была первая крупная выставка русского изобразительного искусства в Европе, и она произвела сильное впечатление, не меньшее, чем русский балет и опера, - настоящий триумф!

«Мирискусники» изображали только красивую сторону жизни, не принимая во внимание социальные проблемы и революционные веяния времени. Наиболее яркими представителями объединения были А. Н. Бенуа и К. А. Сомов. А. Н. Бенуа искал вдохновение в прошлых эпохах, когда красота и изящество ценились превыше всего, – в искусстве Франции 17-18 веков и России 18 – первой четверти 19 века. Он тщательно и с большой любовью изображал величественные памятники архитектуры и искусства прошлого, воспроизводил мельчайшие детали (серия «Последние прогулки ЛюдовикаXIV», 1897-1898; «Парад при Петре I», 1907). К. А. Сомов был мастером романтичного пейзажа и галантных сцен. Он изображал героев давно минувших дней – дам в кринолинах и напудренных париках, кавалеров в кружевах и атласе («Прогулка после дождя», 1896; «Вечер», 1902; «Осмеянный поцелуй», 1908; «Спящая молодая женщина», 1909).

В 1903-1905 годах «Мир искусства» распался и вместе с московской группой «36 художников» вошел в новое объединение «Союз русских художников». Одной из задач «Союза» была организация выставок в Москве и Петербурге. В 1910 году группа петербургских художников уходит из «Союза» и восстанавливает на время «Мир искусства». Оставшиеся в объединении художники выступают против авангарда и развивают русский импрессионизм. «Союз» тоже просуществовал недолго, его последняя выставка состоялась в 1922-1923 годах.

На развитие русской школы символизма и модерна большое влияние оказало творчество М. А. Врубеля. Его картины похожи на изображения, составленные из сотен маленьких разноцветных кубиков. Некоторые исследователи видят в художественном методе М. А. Врубеля черты будущего кубизма. Однако его творчество оказало заметное влияние не только на последователей кубизма, но и на все авангардные течения начала 20 века. Среди наиболее известных картин М. А. Врубеля можно назвать «Девочку на фоне персидского ковра» (1886), «Демона» (1890), «Пана» (1899), «Царевну-лебедь», «К ночи», «Сирень» (1900), «Демона поверженного» (1902), «Жемчужину» (1904).

В 1900-1910 годах в русском изобразительном искусстве появляется множество течений: кубизм, кубофутуризм, супрематизм, экспрессионизм, лучизм. Представители каждого из этих течений объединяются в группы, разрабатывают собственные уставы, в которых описывают свои взгляды на изобразительное искусство. Общим для  всех этих направлений является отказ от традиционного искусства, поиск новых форм художественной выразительности.

Представители кубизма изображали мир посредством разных сочетаний геометрических фигур, которые лишь отдаленно напоминали предмет. Кубисты как будто раскладывали окружающий мир на простые формы, а потом складывали их в том же порядке, но получившаяся картинка оказывалась искаженным отражением действительности. Кубофутуризм представлял геометрические формы в движении, показывал нестабильность предметов во времени и пространстве. Ярким представителем обоих течений являлся К. С. Малевич.

К. С. Малевич последовательно изучал все современные ему направления живописи. В разные периоды жизни он увлекался народно-крестьянской темой, пейзажем в духе импрессионизма, писал портреты в классическом стиле, но мировую славу ему принесли картины в стиле кубофутуризма и супрематизма. Знаменитый «Черный квадрат» (1914) считается вершиной творчества К. С. Малевича. Он символизирует отказ от изобразительности и предметности в искусстве. Черный квадрат перекрывает любое изображение, но на его месте творец способен построить новый мир. Супрематизм К. С. Малевича пережил три этапа развития: черный, цветной и белый. Для первого этапа характерно изображение черных фигур на белом фоне, для второго – цветных фигур на белом фоне. Третий этап стал логическим завершением беспредметного искусства. В 1918 году К. С. Малевич выставил картины, на которых были изображены белые формы на белом фоне.               Еще одной яркой фигурой в русском изобразительном искусстве начала 20 века был В. В. Кандинский. Он является одним из основоположников русского авангарда. В начале творческого пути он создавал яркие пейзажи в стиле импрессионизма («Синий всадник») и картины, стилизованные под народный лубок («Песня Волги», 1906; «Пестрая жизнь», 1907). Однако уже с середины 10-х годов 20 века он пишет экспрессивно-абстрактные («Смутное», «Сумеречное», 1917) и декоративно-беспредметные («Москва. Красная площадь», «Москва II», 1916) картины.

Революция 1917 года многое изменила не только в общественной жизни, но и в изобразительном искусстве. Художники-авангардисты с воодушевлением приняли общественные изменения и добровольно помогали новой власти «строить будущее». В 1921 году была организована рабочая группа конструктивистов. В нее входили К. К. Медунецкий, А. М. Родченко, В.Ф. Степанова, В. А. и Г. А. Стенберги. Главной задачей конструктивистов стало революционное преобразование жизни и поиск новых принципов конструирования жизненной среды.

Однако уже к концу 20-х годов власть запретила все нереалистические направления в искусстве, а основным и единственно допустимым стал социалистический реализм. Новое направление объявлялось «обязательным методом отражения действительности». Перед художником ставилась задача правдиво изображать действительность в ее революционном развитии и воспитывать граждан в духе социализма. Некоторые художники не смогли с этим смириться и эмигрировали в страны Европы и Америки, другие были репрессированы, третьи отказались от прежних экспериментов в живописи.

В 1932 году был создан Союз художников. С этого времени искусство в СССР разделяется на «официальное» и «неофициальное». Все художники должны были вступить в Союз, а те, кто отказывался, «вычеркивались» из искусства. Их картины не выставлялись, не были представлены в музеях, о них нигде не упоминалось, как будто таких художников вообще не существовало. Некоторые вступали в Союз, но занимались только оформительской деятельностью или копированием известных полотен.

В 30-е годы 20 века формируется понятие «тихое искусство». Это значило, что художник выбирал нейтральные темы для своих картин: лирический пейзаж, сцены семейного быта, портрет. Формально его картины принадлежали к «официальному» искусству, но они ничего не пропагандировали, не воспитывали в духе социализма. Яркими представителями «тихого искусства» были Л. А. Бруни, Л. Ф. Жегин, Н. П. Крымов, М. К. Соколов, Н. А. Тырса, В. А. Фаворский, Р. Р. Фальк.

В 60-х годах 20 века русское «неофициальное» искусство стало постепенно возрождать авангардизм. «Подпольщики» объединились в Лианозовскую группу. Одним из ее лидеров был О. Я. Рабин. Для его картин характерны городской и сельский пейзаж, написанные в тусклой цветовой гамме, и гротескные натюрморты. В Лианозовскую группу входили также О. А. Потапова, Л. Е. Кропивницкий, В. Е. Кропивницкая, В. Н. Немухин, Л. А. Мастеркова, Н. Е. Вечтомов. Картины каждого художника отличает собственный стиль, но объединяющим началом является «черный юмор», резкая сатира на современное им общество.

Русское изобразительное искусство в 20 веке, как никогда раньше, зависело от общественно-политической ситуации в стране. Но если первые два десятилетия 20 века всеми без исключения исследователями и критиками искусства воспринимаются как «серебряный век» русской культуры, то к советской живописи относятся неоднозначно. Некоторые считают социалистический реализм «искусством официозной иконографии, прославляющим режим и вождей», другие оправдывают советских художников тем, что у них не было другого выхода, третьи настоящим искусством Советской России считают «неофициальное» искусство.

Информация о работе Русская живопись