Рунические памятники в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:28, реферат

Краткое описание

Рунический алфавит является самым ранним алфавитом Северной Европы (применялся германцами с III в. до н. э.) и, возможно, восходит к этрусскому. Древнейшим из рунических алфавитов являются 24 руны Старшего Футарка. В течение полутора тысяч лет руническое письмо использовалось десятками германских народов на готских, фризских, англосаксонских и скандинавских языках. Различают старшие, или общегерманские, руны и развившиеся из них младшие, или скандинавские.

Оглавление

1)Введение

2)История и развитие рун

3)Появление рун на Британских островах

4)Английская руническая традиция. Английский Футорк.

5)Заключение

6)Список используемых источников

7)Приложение

Файлы: 1 файл

Рунические памятники в Англии.doc

— 1.57 Мб (Скачать)

История английской рунической традиции может быть разделена  на два периода: 1) до 650 г. (во время  которого сохраняется значительная часть языческих обычаев) и 2) с 650 до 1100 г. (более христианизированного, с меньшим числом засвидетельствованных магических, либо эзотерических практик).

     Единственная  сохранившаяся до наших дней надпись, содержащая Футорк, сделана на несколько поврежденном термзском скрамасаксе, датируемом примерно 770 г. н.э. Это прекрасный образец  англо-саксонского кузнечного ремесла, железное лезвие его инкрустировано серебром, медью и бронзой. Футорк сопровождается «декоративным» узором, за ним следует личное имя Beagnoth – возможно, принадлежащее кузнечу, а не мастеру рун. Как можно заметить, и в начертании, и в порядке расположения имеются формальные ошибки. Все они, без сомнения, допущены кузнецом при неверном копировании модели. К счастью, существуют многочисленные, хотя и более поздние, доказательства того, что английская руническая традиция была как весьма развитой, так и вполне близкой к континентальной. Свидетельствует об этом рукописная традиция. Самым информативным документом остается, конечно, «Древнеанглийская руническая поэма». (см. приложение)

     «Древнеанглийская руническая поэма» содержит Футорк из двадцати восьми знаков.  Кодекс 140 из Салисбери и кодекс MS17 из колледжа св. Иоанна содержат Футорк из, соответственно, двадцати восьми тридцати трех знаков. Другой манускрипт, Коттонский Домициан А9, представляет даже Футорк, разделенный на атты. Здесь важно отметить, что границы аттов в нем проходят так же, как и в старшем Футарке. Это показывает общность изначальной традиции общегерманского ряда.

     Судя  по всему, древнейшей рунической традицией  в Англии был общегерманский ряд  из двадцати четырех рун, который был вскоре расширен до двадцати шести, при этом четвертая и двадцать четвертая руны были модифицированы. Эти изменения произошли еще в шестом столетии. Одновременно с процессами развития и изменения древнеанглийского языка менялся и Футорк. Таков обычный путь развития алфавита – с усложнением звуковой системы языка усложняется и письмо.

     Можно выделить три главнейшие области, в  которых в Англии использовались руны: надписи на подвижных предметах, неподвижные объекты (например, камни), рукописи. Шире всего представлена категория подвижных объектов. Большинство из этих надписей имеют раннее происхождение, хотя встречаются они вплоть достаточно позднего времени. К сожалению, большая их часть представлена фрагментами, либо повреждена до такой степени, что точное прочтение почти невозможно. В большинстве случаев руны просто нацарапаны на металле, кости или дереве; однако на некоторых объектах надписи представляют собой пример высокого искусства в обработке металла (термзский скрамасакс) или в резьбе по дереву или кости (знаменитая шкатулка из Фрэнка). Большая часть древнеанглийских камней с рунами относятся уже к христианскому периоду и представляют собой псевдохристианскую адаптацию традиции, однако камни по-прежнему могут иметь и магическое значение. Как правило, это памятники или каменные кресты, вытесанные умелыми мастерами.

     Ни  одна из древнеанглийских рукописей  не написана целиком руническими  знаками, однако руны достаточно широко известны в литературе, где служат как для сугубо практических целей, так и в качестве тайнописи.

     Надпись из Кастора-у-Норвича, упоминавшаяся  выше, - типичный пример мобильного объекта  раннего периода. Эта кость была найдена вместе с двадцатью девятью  такими же (без рун), а также тридцатью  тремя небольшими цилиндриками в кремационном сосуде. Возможно, что предметы использовались в гадательных обрядах. Саму надпись интерпретировать сложно, но, возможно, ее значение – «резчик» (или «украшатель») – сакральное имя повелителя рун.

     Продемонстрировать  пример магии в одинической традиции на английском материале непросто; возможно, в роли такового может выступать оковка устья ножен из Чессл-Дауна. Надпись нацарапана на обратной стороне ножен, поэтому в обычном положении не видна. Ее можно перевести как «Ужасный, рань [врага]!»

     Камень  из Сэндвича, датируемый VII веком, представляет собой интересный пример магического камня. По всей видимости, на нем представлено имя мастера, Рахабул; изначально этот камень был частью внутренней стены могилы.

     Среди различных поводов употребления рун в рукописях наиболее близко к магии сокрытие тайных значений в тексте при помощи рун. Один из таких текстов встречается в загадке 19 из Эксетерской Книги, в переводе с древнеанглийского выглядящей следующим образом:

     Здесь руны называют слова, хотя и написаны они задом наперед. Тем не менее для того, чтобы аллитерации в стихе были на своих местах, следует прочитать именно названия каждой из рун в том порядке, в котором они написаны. (п. 3)

     Также из рунических памятников в Англии наибольший интерес представляют надпись на шкатулке из Нортумбрии и стихотворение религиозного содержания на каменном Рутвельском кресте в Шотландии.

     Если  говорить о средневековой литературе, то на территории современной Англии сохранились памятники рунической письменности англосаксов (надписи на мечах и предметах домашнего быта, камнях). Известно о существовании песен, которые выполнялись во время свадебных и похоронных обрядов, в процессе труда, во время военных походов. Сказало, легенды и песни передавались из рода в род. Их выполняли певцы, которые имелись в каждом племени. Различались певцы-поэты (скопа), которые были творцами песен, которые выполняются ими, и певцы-исполнители (глимени), которые исполняли песни, созданные другими. Языческие жреци запрещали записывать поэтические произведения; их запись начала осуществляться учеными монахами после принятия христианства. Но записано было далеко не все; много записей не сохранилось, а многие из них неоднократно изменялись в дальнейшем и поддавались християнизации.

     Датирование сохраненных произведений представляет значительные трудности. Точные даты создания многих произведений средневековой  литературы не установлены. Время возникновения произведения, своя первобытная запись и появление сохраненной доныне редакции не всегда совпадают. Да, наиболее значительный из сохраненных произведений средневековой поэзии - поэма Beowulf - дошла до нас в списках Х в., а возникновение этого памятника относится приблизительно к VIII ст. Первое английское издание поэмы осуществлено в 1833 г.

     Многое  о происхождении рунических знаков можно почерпнуть из четверостишья  англосаксонской «Рунической поэмы»:

     Данный  стих посвящен интерпретации руны - ôs англосаксонского алфавита. Как известно, названия букв рунического алфавита – акрофонические, так что начальный звук названия соответствует звуку, обозначаемому руной. Названия букв известны нам из скандинавских и англосаксонских сказаний о рунах, а также отчасти из названий букв готского алфавита Вульфилы (4 в.). Англосаксонская руна - ôs восходит к старшерунической графеме с семантикой «бог», ср. др.-герм. *ansuz «бог» и рефлексы др.-исл. oss, др.-англ. ōs, др.-сакс. ōs.

     Филологический  анализ приведенного отрывка «Рунической  поэмы» обычно строился на поиске взаимоисключающих  значений имени руны ôs (пример, «рот»). Дело в том, что стиль «Рунической поэмы», ориентированный на иносказание, представляется более сложным и не допускающим однозначной интерпретации. В содержательном плане алфавитный порядок стихов в поэме был, вероятно, порядком последовательности обучениям рунам, своего рода мнемонической техникой. Однако, один из ключевых пунктов гипотезы – порядок произнесения алфавита как цельного текста носил в древних культурах ритуальный и магический характер. Большинство исследований останавливаются на следующей интерпретации: Асс (Бог) – родоначальник любой речи, мудрости  зло и знания удовольствие и каждому эрлу процветание и надежда.

     В тексте имеются три импликации, связанные  с германскими сказаниями о происхождении  рун.

а) Согласно уже отмеченному мотиву – родоначальником языка (речи), а также письменности, в частности, в германской традиции выступал асс – Один (верховное божество германцев).

Б) Амбивалентность  в описании звуков (доброе и злое) соответствует магическому делению  рун на «добрые» и «злые».

В) Ассоциации имени earl «ярл» (социальный термин) с руническим именем erilaR «мастер рунического письма», а также с названием германского племени герулов свидетельствует о социально-этнических истоках рунического письма. Речь идет о вероятном посредничестве племени герулов в распространении рунического письма, а также об особой социальной прослойки ярлов. (п. 1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рунические  памятники издревле привлекали к  себе внимание ученых – их зарисовывали, каталогизировали и в меру сил пытались исследовать. Однако основополагающие принципы рунологии как самостоятельной дисциплины со своим кругом проблем, объектом исследования и совокупностью исследовательских приемов утвердились лишь во второй половине XIX в.

     Безусловно, общим в развитии этой науки было постепенное и неуклонное превращение ее в подлинно комплексную дисциплину, никоим образом не исчерпывающуюся анализом самих надписей. Уже в 1920-х гг. К. Марстрандер отметил, что "рунология – это палеография, лингвистика, археология и мифология".

     Несомненные успехи, достигнутые рунологией за полтора века, отнюдь не являются гарантией  того, что в настоящее время  можно уверенно полагаться на расшифровку  и интерпретацию большинства  древнейших рунических надписей и на те выводы общего и частного характера, которые делаются на основании данных надписей. Исключительная сложность рунического материала заключена в том, что, за небольшим исключением, мы имеем дело с фрагментарным и во многих отношениях несовершенным состоянием дошедших до нас надписей: в большинстве случаев речь идет об отдельных словах или знаках. К тому же чтение многих надписей представляет огромные трудности, а иногда просто невозможно. Чаще всего остается непроясненным культурно-исторический контекст надписи. Руническая надпись может быть полностью интерпретирована в языковом отношении и в то же время оставаться во всем существенном нерасшифрованной.

     Досуществовавшие  до наших дней рунические памятники Англии могут послужить ценнейшими источниками информации о быте, культуре, истории и языке англов, саксов, ютов. Именно поэтому главная задача нашего поколения – сохранить эти памятники и по возможности расшифровать их надписи.

     Все тем же К. Марстрандером было отмечено: "...с известным основанием можно  утверждать, что вплоть до настоящего времени не удалось истолковать ни одну руническую надпись. В ряде случаев мы в состоянии определить текст надписи, но одновременно мы должны... признать, что данный текст является лишь скорлупой, за которой скрывается неведомое нам ядро". 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Степанов  Ю. С. «Константы мировой культуры»  М. – 1993 (стр.46 – 53);
  2. Соскина С. Н. «Руны в культуре древних народов Северной Европы». – В кн. : «Пелевинские чтения» Калининград – 2005 (стр. 256 – 261);
  3. Торссон Э. «Руническое учение» М. – 2002 (стр. 43 – 49; 144 – 153);
  4. http://esopedia.ru/Runy

      5)   http://www.runar.ru/lib/history/runewright.htm

      6)   http://ref-portal.ru/ref/referat/referat-1566.html

Информация о работе Рунические памятники в Англии