Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:10, доклад

Краткое описание

Периодизация римского искусства: 1.VIII-IV вв. до н.э. – развитие народов, живущих на территории Итальянского полуострова (оски, фалиски, умбры, сабиняне, ЭТРУСКИ). Многое из их наследия использовали римляне (техника строительства, градостроительство, архитектура жилища). 2. IV в. до н.э. – 31/27 гг. до н.э. – искусство Республики. Расширение территории государства. Ассимиляция элементов культуры других народов (этрусское, греческое, эллинское влияние). Формирование особенностей римского искусства. 3. 31/27 гг. до н.э. – 476 гг. н.э. – искусство Империи.а) I-II в. – Рим – крупная держава, об-е стран, нардов с разными культурами. Рим диктует художественные вкусы на всей территории => единство римской культуры. Расцвет портрета, исторического рельефа; б) Конец II в. – 80-е гг. III в. – «Кризис III века», эпоха «солдатских императоров». – кризис во многих областях искусства и культуры.; в) Конец III века – 476/начало VI века. Меняется политическая система (принципат => доминат). Влияния из периферии в центр! Важны вост. влияния! Синтез W и E черт => изживание римских форм + зарождение нового.

Файлы: 1 файл

Rimsky_skulpturny_portret.doc

— 60.00 Кб (Скачать)
  1. Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения.

Периодизация  римского искусства: 1.VIII-IV вв. до н.э. – развитие народов, живущих на территории Итальянского полуострова (оски, фалиски, умбры, сабиняне, ЭТРУСКИ). Многое из их наследия использовали римляне (техника строительства, градостроительство, архитектура жилища). 2. IV в. до н.э. – 31/27 гг. до н.э. – искусство Республики. Расширение территории государства. Ассимиляция элементов культуры других народов (этрусское, греческое, эллинское влияние). Формирование особенностей римского искусства. 3. 31/27 гг. до н.э. – 476 гг. н.э. – искусство Империи.а) I-II в. – Рим – крупная держава, об-е стран, нардов с разными культурами. Рим диктует художественные вкусы на всей территории => единство римской культуры. Расцвет портрета, исторического рельефа; б) Конец II в. – 80-е гг. III в. – «Кризис III века», эпоха «солдатских императоров». – кризис во многих областях искусства и культуры.; в) Конец III века – 476/начало VI века. Меняется политическая система (принципат => доминат). Влияния из периферии в центр! Важны вост. влияния! Синтез W и E черт => изживание римских форм + зарождение нового.

Кратко: Римский скульптурный портрет

Несколько этапов. Очень  индивидуализированный + утрировка характерных деталей. Основной тип – тогатус. Появление (как и у этрусков) связано с погребальным культом => необходимо портретное сходство (от восковых погребальных масок)

Республика – слабо выражен внутренний мир. Много деталей => несколько дробный образ. Очень точно переданы анатомические особенности, но нет передачи внутреннего мира.

1)Авл Метелл – II век; 2)Брут – II половина IV века; 3)  Римлянин, совершающий возлияние – I век до н.э.; 4)Цицерон – видны личные качества

Эпоха Августа – реалистическая линия портрета + идеализация. Опирались на греческое искусство IV века. (Леохар)

1)Статуя Августа из Прима Порта – рельеф на кирасе!; 2)Статуя Августа из Кум – в виде Юпитера (Эрмитаж) – идеализация и торжественность образа. Это официальные портреты.

Интимные портреты – более камерные и личностные: 1)Портрет юного Августа; 2)Портрет Ливии – и другие памятники – обобщенность и идеализации.;3) Август в тоге – возвращение к республиканским традициям.; 4)+ портреты приближенных (Германик, Агриппа)

I век н.э. Флавии

Правдивость в передачи натуры + развитое художественное обобщение + художественное обобщение. Опирались на скульптуру эллинизма. Эмоциональная характеристика. Мимика! Барочность: 1)Портрет Вителлия; 2)П-т Веспасиана – черты личности императора; 3)П-т Цецилия Юкунда (найден в Помпеях) – портретная и личностная характеристика; 4)П-т римлянками (с высокой прической) – хорошая техника. Использование бурава.

II век. Антонины

Очень одухотворенные образы. Внимание к внутреннему миру: 1)Мальчик-ливиец (Берлинский музей); 2)П-т негра; 3)К концу эпохи – п-т Коммода – символика! Сфера, держава!; 4)Статуя и бюст Марка Аврелия

III –IV века.

Постепенное схлопывание и коллапсирование  всей художественной традиции искусства Рима: 1)П-т Каракаллы; 2)П-т Филиппа Аравитянина; 3)П-т Юлии Домны; 4)П-т Максимилиана Дазы

Римский скульптурный портрет — один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров. Характерная черта портретов этого периода — крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству. Важной причиной того, что эти аспекты позднее усилились, стал переломный период римской истории, когда отдельные персоны стали играть значительную роль, а Республика сменилась диктатурой. Веризм — термин, который употребляют в отношении реализма, переходящего в натурализм, свойственного римским портретам конца Республики (1-я пол. и сер. I в. до н. э.). Тем не менее, стиль портрета I века до н. э. еще не стал однородным, происходили поиски. Некоторые исследователи выделили значительное число различных групп и направлений (до 20); все же гораздо более традиционно разделение на две основные линии: 1. Староримское (веристическое) — продолжение традиций этрусской и раннеиталийской пластики, с максимальной точностью визуальных черт (примеры: погребальная скульптура — надгробные статуи и рельефы с бюстами покойных в нишах; иконография тогатуса. Сухой, линейно-графический стиль. 2.Эллинизирующее — в период поздней Республики (c 1-й пол. I в. до н. э.) портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства. От этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека. Живописно-патетический стиль, интересующий более культурные слои. Более сложная техника — мастерство обработки мрамора, блестящая живописная лепка форм. Затем, в 60-х годах до н. э. обе линии сливаются, причем старая черта — максимальная точность, сохраняется. Эта объективность в передаче точности — характерная черта римского портрета, которая будет сохраняться в нем до конца. Портрет начинает испытывать влияние греческого эллинистического искусства, и от этого в нем появляется интерес к внутреннему миру человека, в то время как старая черта — максимальная точность, сохраняется. Эта объективность в передаче точности — характерная черта римского портрета, которая будет сохраняться в нем до конца.

Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. (Это являлось рудиментом культа предков). Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит.

В формировании римской  культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти — население Италии, греческих областей, эллинистических государств (Египет, Пергам и пр.). Поэтому римская культура была явлением гораздо более сложным чем греческая. Но греческие и восточные влияния в Риме творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им эллинистические территории. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их портретах наличествует индивидуальность и попытка передать конкретный образ (в отличие от идеализированных греческих статуй). В то же время римской скульптуре республиканского периода свойственны некоторая упрощенность и угловатость форм.

Эпоха Августа( Римская империя). 2 направления: официальный портрет и более как камерный. 1)Строгие формы греческой классической скульптуры были созвучны идеям величия империи, пронизывающим всю духовную жизнь августовской эпохи. Для скульптуры этого времени характерны простота и ясность построения, строгость и сдержанность, четкость формы и стремление к обобщенности, сочетающиеся с присущим римлянам стремлением к документальной точности воспроизведения. Это направление получило название августовского классицизма. Особенно ярко оно проявляется в скульптурном портрете времени Августа, в первую очередь в придворном официальном. В нем наблюдается отход от искусства эпохи эллинизма, оказавшего сильное влияние на позднереспубликанский портрет, и обращение к греческой классике V и IV веков до н.э. Свойственные августовскому портрету обобщенность и идеализация сочетаются с индивидуальной характеристикой. Примером официального портрета служит статуя Августа из Прима –Порта(1 в  нэ). 2) 2) В этот период создаются произведения, характеризующиеся гораздо более сильным звучанием реалистических черт. Превосходным образцом является бюст Агриппы в Лувре. Правдиво, без идеализации переданы грубоватые черты лица Агриппы — мясистый нос, тяжелые, выдающиеся дуги бровей, глубоко посаженные глаза, энергичный подбородок. Сильная лепка формы создает живописную игру светотени. Этот портрет, несомненно, относится к числу лучших образцов раннеавгустовской пластики.

Классицизирующий портрет  эпохи Антонинов не мог удовлетворить  смятенного и озлобленного, ищущего утешения в экзальтации религии или в культе грубой силы человека нового времени. И уже в III в. н.э. создаются новые типы портретов, с предельной правдивостью и остротой раскрывающие характеры людей, их отношение к действительности. Борьба художественных течений и поиски нового выразительного языка придают портрету III века исключительный интерес. Для его изучения еще большее значение, чем в предшествующие периоды, имеют портреты императоров, так как они хорошо датированы, а их иконография подтверждается изображениями на монетах. Портреты частных лиц еще не изучены полностью. Естественно, что новое направление формируется далеко не сразу.

 Переходным к взлету портрета  этого периода является эпоха  императора Септимия Севера и его непосредственных преемников. В портретах собственно императора видно стремление к продолжению стиля II века, что совпадало с его политической линией — позиционировать себя как законного наследника дома Антонинов. Характерные черты: завивающиеся пряди на лбу, раздвоенная борода (как у Луция Вера), контраст белизны кожи со светотенью волос, исполнение мелочно, и исчезла лёгкость руки художников антониновской эпохи. а первый план выступает требование, которое было свойственно первому периоду римской скульптуры — характеристика индивидуальности, характера. Окончательно вырабатывается тот новый тип портрета, предпосылки которого наметились при Каракалле — суровая простота стиля, брутальность и открытие характера. Многие портреты этого периода напоминают произведения поздней республики, но опознаются по большей техничности.

Портреты эпохи солдатских императоров развивают строгую линию, намеченную при Александре Севере. На первый план вышла характеристика личности (в отличие от прежнего интереса к живописным проблемам, моделировке поверхности мрамора). Примерами новой техники, которая получила интенсивное развитие во 2-й четверти III века являются портреты Филиппа Аравитянина и Бальбина. Стиль изображения «солдатского» императора Филиппа является практически полным отрицанием живописного стиля эпохи Антонинов, в нем нет ни следа утончённой культуры. Портрет лишен и идеализации, и традиционности; техника крайне упрощена — волосы и борода показаны короткими насечками, попарно поставленными, черты лица выработаны глубокими, почти грубыми линиями с полным отказом от детальной моделировки, фигура и черты лица асимметричны. Скульптор демонстрирует крайний реализм, используя все возможные средства, практически импрессионистически — с выделением самых важных черт без затемнения их деталями, характеристика несколькими меткими штрихами. Также примером портрета этой эпохи служит портрет Максимилиана Дазы.

В эпоху тетрархии на востоке  складывается свой тип: компактное построение головы, исполненные мелкой насечкой волосы, короткая, обозначенная точками борода, широкое лицо с морщинами на лбу и у переносицы, сообщающими лицу стандартный налет страдания и раздумий.


Информация о работе Римский скульптурный портрет: средства выразительности, эволюция изображения