Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:34, реферат
К середине 19 в. назревал кризис классического искусства. Глубокие сдвиги, происшедшие в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов, нашли свое отражение в новых требованиях к искусству, сформулированных В. Г. Белинским в словах: “Все прекрасное заключается только в живой действительности”. В это время в Академии художеств царили ложноклассические идеалы, далекие от реальной жизни.
Но ведь народ появляется у Пушкина только в 9-ти сценах. К тому же ряд переломных сцен (например, “Ночь. Келья в Чудовом монастыре”) проходят без народа. А главное – событие истории не создаются народом: тот привлекается либо для одобрения, либо для низвержения того или иного властителя. И Борис, и Самозванец, и бояре стремятся заручиться его поддержкой, но никто из них не рассматривает народ как действующую силу. И Пушкин, конечно, учитывал реальное место народа в тогдашней политической жизни. Не народ создал ситуацию, после которой началась Смута, не народ посадил Бориса царём и не народ призвал Самозванца в Москву.
В целом народ не опасен ни для Бориса, ни для бояр. Он стоит далеко от власти и сравнительно легко усмиряем, если находится под неусыпным контролем. Эта отстранённость народа, его нежелание принимать участие в делах страны не в последнюю очередь связана с его терпимостью и покорностью.
В сцене уговоров Бориса на царство (“Девичье поле. Новодевичий монастырь”) народ целиком доверяется патриарху и боярам: “А как нам знать? То ведают бояре, не нам чета”. В последних сценах (“Лобное место” и “Кремль. Дом Борисов.”) народ опять-таки охотно вверяет свою судьбу боярам: “Что толковать? Боярин правду молвил”. “Расступитесь. Бояре идут”. Каждый ведёт себя “как все”: “Ну, брат, дошло до нас, скорее! На колени!”, “Все плачут, заплачем, брат, и мы”.
Реальная картина словно двоится: с одной стороны, народ не понимает, что происходит, и потому не испытывает глубоких чувств, ни сознания значительности событий и творящейся на его глазах истории; с другой стороны, он в тех же событиях угадывает нечто важное, какую-то иную правду, скрывающуюся за конкретными обстоятельствами. Люди в трагедии недоумевают и перекидываются репликами: “О чём там плачут?”, “А как нам знать?”, “Что нам ещё”, “Да кто их разберёт?”. В месте с тем народ “кричит”, “вдохновляясь”, однако, своей мыслью, а вовсе не той, которую ждали патриарх и бояре. Правящие слои сосредоточены на избрание Бориса. Народ озабочен тем, что престол пуст: “О, боже мой, кто будет нами править? О горе нам!” по древнему опыту народ убеждён в том, что безначалие гибельно. Безначалие – синоним сиротства. Как семью без отца, так народ без царя ждут тяжёлые дни и тяжёлая судьба. Но это убеждение не связанно впрямую с личностью Бориса. В сцене “Лобное место” народ провозглашает здравицу Самозванцу: “Да Здравствует Дмитрий, наш отец!” А прежде радовался согласию Бориса: “Борис наш царь! Да здравствует Борис!”
Логика народа не совпадает с логикой Бориса (Самозванца) и бояр. Борис, держа народ в узде, хочет ограничить независимость бояр. Бояре, напротив. Стремятся к самостоятельности и хотят урезать самодержавие. В такую политику чувства и действия народа не вмешиваются.
С точки зрения обычной логики, реакция народа неразумна: на благие дела, совершённые Борисом он отвечает чёрной неблагодарностью и клеветой. Борис не в силах понять народные настроения. Но Пушкин заставляет Годунова очень близко подойти к познанию одной из причин народного неудовольствия. Народ не может простить Борису нечистую совесть. Царь оказывается жертвой собственного преступления. Убийство Дмитрия обернулось всеобщим грехом царя, бояр и народа. Пимен ведь не только от себя свидетельствует:
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.
Борис сделал народ невольным соучастником своего злодеяния. Народ не подозревал о своём грехе, его вина – следствие обмана, а не сознательного умысла. В преступление втянуты и бояре. И народ, почувствовавший нравственным внутренним чутьём грех, уже не хочет принимать милости и щедроты Бориса, отвергает их. Другая причина. По которой народ не благодарен царю за его добрые деяния проистекает из того, что забвение совести вносит в нравственную жизнь стихийный хаос, переоценку прежних ценностей, разрушительною, не поддающуюся разуму силу. Разгул, который колеблет царство. Отныне любое чувство и любое действие представляют одновременно в прямом и превратном свете. Подлинно нравственные душевные порывы теперь сопряжены с ложными и неотделимы от них. Критерий правды и лжи, совести и бессовестности преобразился и уничтожился.
Тень Дмитрия – царевича поднимается из небытия и оказывается в конечном итоге могущественной духовной и материальной силой, превышающей все другие, имеющиеся в распоряжении Бориса.
На сюжет трагедии М.П. Мусоргским написано народная музыкальная драма “Борис Годунов” - одно из самых замечательных созданий русского оперного искусства.