Проектирование садово-паркового участка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:20, реферат

Краткое описание

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Оглавление

Садово-парковые ландшафты Древнего мира 3-5
Подготовка к ландшафтному проектированию 5
Проектирование общественных территорий 6-8
Состав ландшафтного проекта 8-10
Проектирование парков 10
Проектирование частных усадеб и парков 10-12
Проектирование Зимнего сада 12-13
Инженерное проектирование 13
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по основам природопользования.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«Алтайский  Государственный Аграрный Университет» 
 
 
 
 
 

Тема: Проектирование садово-паркового участка» 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 615гр.

Воронкова Д.В.

Проверил:

Мусохранов  В.Е. 
 
 

Барнаул 2011

Содержание:

Садово-парковые ландшафты  Древнего мира                           3-5

Подготовка к ландшафтному проектированию                            5

Проектирование общественных территорий                               6-8

Состав ландшафтного проекта                                                          8-10

Проектирование парков                                                                      10

Проектирование частных  усадеб и парков                                  10-12

Проектирование Зимнего  сада                                                       12-13

Инженерное проектирование                                                             13

Список использованной литературы                                                13 
 
 

 

 

Садово-парковые ландшафты Древнего мира

Египет.

В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового  искусства, отмечалось еще в Древнем  Египте около 4 тысяч лет до нашей  эры. Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).

Композиционным центром  ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада — пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны — были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.

Месопотамия.

При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль — висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, — был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.

Персия  и Индия.

Эти государства  отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» — четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Древняя Греция.

В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются  различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной  составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.

Такая планировка связана  не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части  Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI—VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.

Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию — более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».

Древний Рим.

В Древнем Риме, наоборот, провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных  форм искусственного ландшафта свободной  живописности окружающей природы. Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Виллы, как правило, строились в гористой местности, поэтому имели ступенчатое композиционное решение.

Сад при римских  виллах обычно был разделен на три  части: декоративный сад, плодовый сад  и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная  часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 — 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить. 

Подготовка  к ландшафтному проектированию

Пункт 1. Геодезическая  или планиметрическая съёмка местности. Геодезическая съёмка применяется: если рельеф достаточно сложный (например, есть значительные перепады по высоте); при проектировании дренажной системы; площадь участка большая; территория отличается сложной конфигурацией.

Использование планиметрической съёмки местности целесообразно в случае простой планировки участка маленьких и средних размеров, отличающимся ровным рельефом.

Пункт 2. Во-первых, перепись имеющихся зелёных насаждений и  нанесение их на план, во-вторых, создание дендроплана участка, где отмечено состояние каждого кустарника и дерева. 
 
Пункт 3. Измеряются и фиксируются уже имеющиеся и планируемые коммуникации, качественный и механический состав грунтов, строения, направление поверхностного стока и т.д.  
 
Пункт 4. Зонирование территории в соответствии с функциональным назначением: создание огорода, зон отдыха, сада, спортивных игр, хозяйственных построек и т.д. Определение примерного набора растений, выбор способа ухаживания за участком в дальнейшем (своими силами, с помощью садовника).
 

Раздел 4. Проектирование общественных территорий

Перед ландшафтным проектированием общественных территорий ставятся совсем иные задачи, чем при проектировании территорий частных усадеб. Хотя в обеих случаях – они выполняют одну и туже функцию-это гармонизация окружающего пространства. В формировании общественных территорий во – первых: совсем иной масштаб, он подчинен окружающей застройке и во многих случаях это многоэтажная застройка. Если в частной усадьбе применяется более укрупненный масштаб, например, высаживаются крупномеры, частный парк начинает походить на городскую парковую зону.

На характер и  стиль благоустройства общественных территорий влияет ее размещение. Естественно, благоустройство и озеленение исторической части города будет значительно  отличаться от благоустройства территорий с современной застройкой. Современная застройка рождает новые креативные ландшафтные композиции, новые формы водных сооружений и новый дизайн малых форм. В этом преуспели не только западные страны. Большими темпами развивается ландшафтная архитектура и дизайн общественных территорий в Китае. Проектные решения китайских ландшафтных архитекторов очень точно переносятся в натуру, без всяких упрощений, даже в деталях. К сожалению, киевские скверы и придомовые территории, даже в новых районах выглядят довольно скромно и незатейливо, а отношение к формированию эстетического ландшафтного пространства – вторично. Очень часто решение этой проблемы архитекторы полностью перекладывают на плечи дендрологов. Необходима совместная работа архитекторов, дизайнеров и дендрологов. Хотя Киев может гордится ежегодными цветочными выставками на Спивочем поле. Стали радовать своим дизайном и озеленение коммунальные территории - пространств вдоль проспектов и городских улиц.

Большие возможности  для ландшафтного архитектора представляются при создании «коммерческих» ландшафтов - загородных клубов и ресторанов. Название ресторанов и клубов позволяет создать нашим специалистам соответствующие «ландшафтные истории», поработать над характером и стилем искусственного пейзажа, создать тематический парк.

Особый характер носит озеленение и благоустройство  территорий перед бизнес-центрами,  крупными корпорациями, развлекательными центрами и торговыми супермаркетами. Это одно из новых направлений в ландшафтном дизайне, где специалисту необходимо соединять сдержанность, респектабельность и демократичность.

В благоустройстве  и озеленении общественных территорий почти всегда участвуют все компоненты ландшафта – это скульптура, малые  формы,, водные сооружения, фонтаны, водопады, декоративное мощение и выразительное декоративное озеленение. Стало более актуальным и разнообразным в ландшафтном дизайне декоративное освещение.

Особое место в  ландшафте стали занимать природные  камни. Рокарии, альпийские горки, японские сады смело вышли из частных садов и достойно украшают общественные территории. Наша компания, кроме перечисленного, разрабатывает и выполняет новый модный сад камней – «чешские скалки».

Общественные и  «коммерческие» сады хорошо дополняют  декоративные птицы-уточки, лебеди, павлины, сазаны и даже страусы. Хорошее дополнение к ландшафту - небольшой зоопарк. Их уместно размещать в местах семейного отдыха - загородных клубах и ресторанах. Кролики, лисички, олени, белки, черепахи, козочки и овечки - могут быть обитателями этих зоопарков.

Особые требования предъявляются к проектированию лечебных учреждений – больниц, госпиталей и санаториев. В проекте необходимо учитывать ряд специфических  факторов предъявляемых к дендрологии, цвету и композиции. Больничные сады должны выполнять лечебную функцию.

Высоким художественно-эстетическим требованиям должны отвечать благоустройство  и озеленение курортных зон, пионерских лагерей и баз отдыха. Здесь  особое внимание уделяется цветникам, газонным партерам и искусственным  водным сооружениям таким, как фонтаны, декоративные бассейны, ручьи. Обязательно выделяется место для спортивных и игровых площадок. Территория пансионатов, домов отдыха, санатоиев и других курортных территорий озеленяется экзотическими растениями и красиво-цветущими кустарниками. Аллеи курортных парков трудно представить без скульптурных композиций.

Зеленые насаждения на территории высших учебных заведений  играют в основном санитарно-гигиеническую  и архитектурно-планировочную роль. Парковая территория возле ВУЗов по нормативным требованиям должна занимать не менее 40% общей территории.

Информация о работе Проектирование садово-паркового участка