Предметный мир Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:12, реферат

Краткое описание

Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), названному в честь легендарного основателя — Ромула. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична.

Оглавление

Введение ( из истории Др.Рима)
Предметная среда древнеримского жилого дома
Мебель римлян
Украшение интерьера
Заключение

Файлы: 1 файл

Теория дизайна реферат на тему.docx

— 28.15 Кб (Скачать)
 

Теория дизайна  реферат на тему: «Предметный мир  Древнего Рима»

План:

  1. Введение ( из истории Др.Рима)
  2. Предметная среда древнеримского жилого дома
  3. Мебель римлян
  4. Украшение интерьера
  5. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

    Дре́вний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma),  названному в честь легендарного основателя — Ромула. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична.

    Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие  через греческие города юга современной  Италии, а затем непосредственно  из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь потому,  что они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

    Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.

    Римское искусство достигло своего апогея в  период правления первого императора — Октавиана Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.). В это время были созданы самые значительные и величественные сооружения. Архитектура Рима испытывала большое влияние архитектуры Греции, ясность композиционных приемов которой, соподчиненность частей и целого, логичность и четкость утверждали демократический и гуманистический дух общества. Однако в Риме архитектура являлась одним из средств укрепления власти и символизировала ее несокрушимость. Она отличалась роскошью и великолепием. Городские улицы сходились к древнему центру Рима — форуму. Чтобы прославить себя и свою столицу, императоры воздвигали на форуме и рядом с ним памятники, строили величественные храмы и арки в честь побед. По одиннадцати водопроводам в город поступала вода самотеком из горных источников. Рим стал крупнейшим городом Средиземноморья. В первые века нашей эры в нем было около двух миллионов жителей. Форум из простого рынка превратился в великолепно застроенный и украшенный центр столицы. Поблизости от императорских дворцов располагались дома богатых рабовладельцев. А рядом с ослепительной роскошью в мрачных трущобах ютилась и жалкая нищета.

    В римских постройках впервые появляется внутреннее пространство. Римские архитекторы  научились строить арку, свод и  купол из обтесанных камней. Они  изобрели также бетон, что позволило  создавать величественные и прочные  сооружения. Образцом купольной постройки  является сохранившийся до наших  дней Пантеон — храм всех богов.

    Лучшие  примеры жилых построек известны по городу Помпеи, погребенному под  вулканической лавой в 79 г н.э. К основным помещениям городского жилого дома относились просторный атрий (холл по-современному), открывающийся из него таблинум, который служил и трапезной, и расположенный позади него перистиль — сад, окруженный колоннами. Вокруг этих помещении группировались жилые комнаты для мужчин и женщин, а также хозяйственные помещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предметная  среда древнеримского жилого дома 

    Для римского интерьера всегда было характерно стремление к пышности, парадности и богатству. При этом основной задачей  оставалось сделать дом максимально  удобным для проживания и красивым для восприятия. Причем эстетика и  функциональность находились в строгой  гармонии друг с другом. Римский  стиль подразумевал некоторую брутальность. Частный дом должен был служить защитой от вторжений, поэтому наружные стены в нем были преимущественно глухими, без единого окна. Свободная фантазия архитектора в полном объеме проявлялась внутри так называемого римского дворика. Настенная фресковая роспись, различные мозаики, скульптурные изваяния фонтаны, цветники - все это было обязательными элементами интерьера. Правда, малоимущие жили большей частью в многоэтажных домах, называемых инсула (буквально — остров). В двух-трехкомнатные, тесные квартиры, лишенные даже очага, вели узкие лестницы и переходы. Инсулы были прообразом многоэтажной городской застройки европейских городов. В индивидуальных домах жили состоятельные граждане, такие дома называли домус.

    К основным помещениям городского жилого дома с богатой расчлененной планировкой  относились просторный атриум (сейчас его назвали бы холлом), открытого  лучам солнца помещения, без потолка, с расположенным посередине бассейном  для сбора дождевой воды, открывающийся  отсюда таблинум, который служил и трапезной, и позади него сад, окруженный колоннами, — перистиль. Жилые комнаты для женщин и мужчин, а также хозяйственные помещения группировались вокруг этих основных помещений. Кроме хозяйственных комнат и кладовых, в доме было несколько спален, иногда несколько столовых. В доме существовали еще термы (бани) с бассейнами горячей (кальдарий) и холодной (фригидарий) воды. Имелась система центрального отопления, а также водопровод.

    К главной части дома патриция примыкали  хозяйственные постройки, располагавшиеся  по незамкнутому прямоугольнику или  полукругом. Загородная жизнь, ведение  хозяйства по иным, чем в городе, законам получили не только большую  популярность, но и научное обоснование. В трудах римских авторов Варропа и Вергилия воспевались полезность физического труда и наслаждение, доставляемое природой, а также предлагались методы целесообразного использования земельного надела.

Мебель 

    В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Древние римляне мебель изготавливали из дерева, бронзы и мрамора, а также делали еще и мебель, плетенную из ивовых прутьев. Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет, складной стул и кресло. Табуреты без спинкибыли из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы. Тип складного курульного (парадного) стула использовали важные персоны, а курульное императорское кресло — только император. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати». Солиум — почетный стул для глав аристократических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, купальнях или в таблинуме; их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скабеллумом - скамеечкой для ног. Плетеная мебель, имела совершенную форму и была прекрасно исполнена. Среди мебели для сидения следует упомянуть скамнум - простую, неприхотливой формы скамью для повседневного пользования. В атриуме домов состоятельных людей стояла скамья со спинкой и подлокотниками, предназначенная для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. В знак почести гостя могли усадить в биселлум - парадную двухместную скамью без спинки.

    Традиционная  кровать, обычно деревянная, богато драпировалась  и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки поддерживали четырехугольную  деревянную раму с низким изголовьем — косым или изогнутым. На основе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу.

    Стол  у римлян играл большую роль и  имел различное назначение. Обеденный  стол был легкий и подвижный, так  как иногда при перемене блюд менялся  и стол. Лучше всего подходил греческий  тип стола на трех ножках, ножки  его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Римляне же всю  ножку стола делали в виде фигуры фантастического животного, можно  было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа  или сфинксов и листьями аканта. При этом общая форма изделий  благодаря богатству, гибкости и  динамичности очертаний была весьма благородной, однако для позднеримских форм характерна декоративная перегруженность. Также использовался мраморный стол на трех ножках, и стол — гартибулум — по форме напоминал креденцу, он стоял на почетном месте в атриуме, и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой, волютами.  

    В хорошую погоду ели в саду. Возлежание во время трапезы было принято, как  и в Греции. Вокруг стола расставлялись  три ложа, на каждом из них возлежало  по три человека. Пирующих гостей обслуживали  стоявшие сзади слуги, в то время  как сервировка и перемена блюд делались с противоположной стороны стола. Парадные комнаты были высоки и просторны. Стены их, зачастую покрытые нарядной росписью, по сути, ничем не заслонялись, громоздкой мебели не было. Вообще предметов  в доме было немного: сиденья, треножники, жаровни. Бесконечно разнообразными —  большими и малыми, напольными и  настольными, мраморными и бронзовыми были канделябры — устройства, поддерживающие источники света: наполненные маслом сосуды с фитилем. Все предметы по мере надобности переносились с места  на место, из комнаты в комнату.

    Шкафов  в римском жилище практически не было, они относились к предметам обстановки лавок. Для хранения же предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки. К сожалению, о римских сундуках известно немного. Один из видов сундуков — арка - сверху полностью обивался железом, обычно стоял в атрии, использовался как сейф для хранения ценных вещей, имевшиеся в доме.

    Технология  домашнего оборудования была примитивна — жаровни нагревались раскаленными углями, освещение было основано на нещадно коптивших масляных светильниках. Но вместе с тем во всем этом было много технической выдумки –  приспособлений для подогрева напитков и пищи. Были и другие усовершенствования, достаточно остроумные и целесообразные. Примером может служить регулировка  высоты канделябра при помощи выдвигания трубчатой стойки. Другой способ изменения  высоты предмета встречался в конструкции  легких столиков; здесь применялась  знакомая нам шарнирная система  параллелограмма из бронзовых стержней.

    Хорошо  продуманной была кухонная посуда. Даже обыкновенное ведро было очень  целесообразно во всех своих деталях; верхняя кромка, где большая вероятность  смятия или изгиба, утолщена, и к  этому утолщению шарнирно прикреплена  ручка. До сих пор ведра делаются подобным же образом. Так же рациональны  кастрюли с горизонтальной ручкой, сковороды с отогнутыми краями и  носиком, чтобы легко можно было вылить содержимое. Для приготовления  печений служили специальные  формы и противни. Таким набором  кухонной посуды можно пользоваться и сейчас.

    Другим  типом римского дома была загородная вилла. Такие дома строили в живописной местности, в рощах, они были окружены прудами, фонтанами и садами. Как  правило, дома были одноэтажными, однако в Помпеях нашли и двухэтажные  дома; в Риме же были построены многоэтажные казармы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Украшение интерьера 

    Конечно, дома римских патрициев (родовой  знати) выглядели не столь помпезно, как у императора, однако были значительно  более представительными (репрезентативными). Здесь хозяин принимал своих клиентов и не хотел "ударить в грязь лицом". Перистиль был гордостью хозяев, местом уюта и тишины. Его украшали скульптура (бюсты, статуи, гермы с портретами философов), фонтаны, цветники, мозаика на стенах или полах.

    Внутреннее  оформление жилых домов было очень  богатым, полы мраморные или из цветной  мозаики, кессонный потолок сохранял формы деревянной конструкции, стены  были украшены яркой декоративной росписью, создававшей иллюзию расширения внутреннего пространства узких  темных комнат. Эти шедевры известны в истории искусства под названием  помпейских фресок. Широко применялись  ковры и драпировки - занавеси, закрывающие  вход в другие помещения.  

    У римлян были популярны настенные  росписи, которые создавали иллюзию  расширения внутреннего пространства для тесных комнат. Археологи,  делавшие раскопки,  стали называть здания по сюжету фресок, связанному с личностью  владельца.  Технология римской настенной  живописи была довольно сложной и  состояла из многих этапов. Предполагается, что после нанесения многослойной грунтовки, заключавшей в себе истолченный  в порошок мрамор, роспись делали с помощью комбинирования пигментов, приготовленных на воске и яйце. Затем шла полировка шерстью, после чего шелковой кистью наносился  расплавленный с растительным маслом пунический воск. Вслед за этим к  стенам подносили раскаленные угли из чернильного ореха и снова  разглаживали и полировали поверхность  чистым полотном.

    Однако  римляне покрывали стены своих  домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, иногда гранитом. В I веке н. э. особенно популярным стал такой вид  декора, как мозаика. Она могла  украшать и пол, и потолок, и даже колонны. Существовал также особый жанр мозаики, называемый эмблемата. Это были изделия особенной красоты и тщательности исполнения, предназначенные для неспешного разглядывания. Часто они покупались как станковые произведения и включались в разнообразные декоративные схемы.

    В римском атриуме находился очаг, посвященный богине Весте, хранительнице  дома. В таблинуме находилась библиотека с папирусами и манускриптами, а также архивом семьи. Интерьер римлян украшало множество предметов из бронзы и железа: канделябры, светильники, треножники, небольшие столики и др. Многие из них остались, в наследство от этрусков, но римляне с большим мастерством их усовершенствовали. Канделябры представляли собой массивные граненые стержни с расходящимися вверху завитками для подвешивания лампочек. Треножники предназначались для поддерживания блюд-жаровен, они имели различные формы. Светильники, как правило, делались в виде тонких и длинных стержней на подставке из трех лапок с пальметками между ними. Стержень украшался каннелюрами, что придавало ему легкую и красивую форму. Размещаемая вверху лампада имела форму вазочки. Древнеримские мастера достигли высокого уровня в изготовлении мебели, хотя они и не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Простота и ясность греческих форм подменяется вычурностью декора. В мебели преобладал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствовавшим вкусам. К основным греческим формам римляне почти ничего не добавили, они уделяли внимание богатому оформлению.

Информация о работе Предметный мир Древнего Рима