Памятник «Тысячелетие Россини»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 19:34, творческая работа

Краткое описание

Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест.

Оглавление

Описание памятника
Средний ярус
Нижний ярус (фриз)
История монумента
Создание
Конкурс
Создание проекта
Авторы
Возведение и открытие
Дальнейшее существование
1917—1941
Разрушение памятника во время Великой Отечественной войны и последующее восстановление
Последующие реставрации

Файлы: 1 файл

Памятник.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

Волков, Фёдор  Григорьевич, актёр,

Карамзин, Николай  Михайлович, писатель, историк,

Крылов, Иван Андреевич, баснописец,

Жуковский, Василий  Андреевич, поэт, переводчик,

Гнедич, Николай  Иванович, поэт, переводчик,

Грибоедов, Александр  Сергеевич, писатель, дипломат,

Лермонтов, Михаил Юрьевич, поэт,

Пушкин, Александр  Сергеевич, поэт,

Гоголь, Николай  Васильевич, писатель,

Глинка, Михаил Иванович, композитор,

Брюллов, Карл Павлович, художник,

Бортнянский, Дмитрий  Степанович, композитор,

 

История монумента 

Создание

Конкурс 

В 1857 году, в преддверии памятной даты 1000-летия  призвания Рюрика на княжение, по пожеланию  министра внутренних дел и последовавшего за ним постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда, согласно легенде, варяг и был призван. Государство объявило о начале повсеместного сбора денег от всех сословий населения на сооружение этого памятника. Планировалось, что стоимость памятника составит полмиллиона руб., но народ пожертвовал только около 150 тыс. руб.; и основная сумма в 400 тыс. руб. была добавлена государством. 

В апреле 1859 года в печати объявили о начале конкурса между скульпторами на осуществление этого проекта, а также озвучили программу, которой должен был соответствовать памятник (шесть периодов истории России). На проекты отводилось полгода (до 1 ноября 1859 года). Шесть периодов должны были быть осуществлены в скульптурных группах, высота памятника должна была быть не больше 18 метров. 

На конкурс  было подано 52 проекта (подавались анонимно под девизами), из которых Конкурсный совет, созданный при Академии художеств, под председательством её вице-президента князя Г. Г. Гагарина с участием архитекторов и инженеров, командированных от Главного управления путей сообщений и публичных зданий, признал соответствующим условиям конкурса только три проекта:

  1. архитектора Антипова. Проект был подражанием памятника «Бавария» в Мюнхене и был слишком большим для новгородской площади
  2. академика Горностаева. В этом проекте Россия была аллегорически изображена в виде большой статуи. Комиссия решила, что эта аллегория не будет понятна широким слоям и не произведет впечатления.
  3. художника Микешина.
 

Между Горностаевым и Антиповым была разделена  вторая премия (1000 руб.), первая — присуждена Микешину (4000 руб.). Также участвовали Николай Штром, Я.Домбровский и другие.

 

Создание  проекта 

Первоначальный  проект Микешина представлял собой  опрокинутую «шапку Мономаха» и  состоял из трех частей. 

Весь  памятник решено было соорудить из бронзы. Открытие памятника намечено было на 26 августа 1862 года. Строительство памятника было поручено Главному управлению путей сообщения и публичных зданий. «Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью». Сначала были изготовлены все части памятника в одну пятую величины из гипса, затем все было изготовлено в натуральную величину, также из гипса. 

На цоколе, где сейчас располагаются исторические деятели, по первоначальному плану  должны были располагаться барельефы, которые изображали шесть эпох и  отделялись друг от друга медальонами. После избрания проекта предполагалось, что их подготовят в течение трех месяцев. Задание было поручено Клодту. Но в июне 1860 года император Александр II осмотрел модель и увидел, что сюжеты барельефов всего лишь повторяют сюжеты шести скульптурных групп. Он повелел (Микешин пишет, что по его рекомендации) заменить отдельные барельефы на пьедестале сплошным скульптурным поясом со знаменитыми людьми России. К 1 сентября 1860 года Микешин представил новый вариант проекта. 

Долгий  период заняло также утверждение списка этих «видных людей»: были исключены поэт Кольцов, драматический актёр Дмитревский, писатель Кантемир и знаменитый флотоводец, адмирал Ф. Ф. Ушаков. Не помещены на памятнике знаменитые русские зодчие: Воронихин, Захаров, Баженов, Казаков. Разразился скандал с вычеркиванием из списка поэта Тараса Шевченко. Среди государственных деятелей отсутствует изображение Ивана Грозного. Его скульптурное изображение не включили в композицию памятника из-за кровавой расправы, учинённой опричниками в Новгороде в 1570 году. Николай I добавлен в последний момент. В Российском государственном историческом архиве сохранился первоначальный список Микешина, исправленный Чевкиным. 

Модель  скульптурного пояса была изготовлена  М. Микешиным и Шредером. 

В июле 1860 года Главное управление путей  сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку  её в гипсе в двух экземплярах  с последующей доставкой на бронзовую  фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород.

 

Авторы 

Победивший  проект принадлежал молодым скульпторам  М. О. Микешину (за год до этого закончившему Академию) и И. Н. Шредеру. Формально  автором проекта считается только Микешин, однако Шредер также участвовал в его создании (в частности, он вылепил уменьшенную модель памятника). Живописец, не имеющий опыта работы в скульптуре, Микешин привлек к разработке памятника своего сверстника Шредера — вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств. 

Строителем  назначили инженера Евреинова, а  производителем работ инженера Адамса, десятником А. Казакова. 

Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные  группы и рельефы пьедестала". 

В создании скульптур приняли участие Р. К. Залеман (группы Михаила Федоровича, Владимира Святого и Дмитрия Донского), П. С. Михайлов (группа Рюрика), Н. А. Лаверецкий («Государственные люди»), А. М. Любимов («Военные люди»), М. А. Чижов («Просветители», «Военные люди») при участии архитекторов Г. А. Боссе (железная решетка) и В. А. Гартмана. Микешин и Шредер выполнили группу из ангела с крестом и «России», группы Петра I и Ивана III, отдельно Шредер — «Писатели и художники».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Один  из ранних макетов  памятника, ГИМ. По-другому оформлено завершение памятника 
 
 

 

Возведение и открытие 

Закладка  памятника состоялась 28 мая 1861 года на кремлевской площади, между Софийским  собором и зданием присутственных мест. До этого там находился памятник народному ополчению 1812 г., который перенесли на площадь перед зданием Дворянского Собрания. 

На глубину 10 метров был заложен фундамент, выполненный в виде цилиндрической стены, расширяющейся книзу, с пустотой внутри около 4 м в диаметре. В  фундамент был заложен гранитный  камень, в выемку в котором был вставлен бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его назначении. В этот ящик были вложены медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. На фундаменте был возведен гранитный пьедестал, постепенно суживающийся кверху. Он также имеет внутри пустоту, покрытую сводом. Наружная облицовка — серый полированный сердобольский гранит, добытый на северном берегу Ладожского озера. Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. 

Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 года в присутствии Александра II. В связи с возведением и торжественным открытием памятника Новгород был отремонтирован и заново замощён. Был устроен торжественный парад, торжества длились три дня. 

В Новгород к этому событию приехало всё августейшее семейство с членами ближайшей свиты, было привезено до 12 тысяч солдат и офицеров, а также просто зрители. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась. Церемония включала: крестный ход к Софийскому собору после литургии во всех храмах Новгородского кремля и в Знаменской церкви, переложение святых мощей из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную (7 сентября); на следующий день царь принял депутацию от местных дворян, затем объехал войска, построенные для парада, а затем вместе с императрицей и свитой под колокольный звон направился в Софийский собор, где отстоял литургию. После этого крестный ход двинулся от собора к памятнику, вокруг которого стояли войска и разместилась на специально сооруженных помостах публика. С памятника было снято покрывало. За этим последовал салют из 62 пушек, военный парад, тожественный обед. Третий день празднования совпал с днём рождения великого князя Константина Николаевича. После молебна в соборе царь принял хлеб-соль, преподнесенные ему крестьянской депутацией на деревянном блюде. Затем он посетил гимназию и приют, и за этим последовал обед, а вечером бал. 
 
 

 

Дальнейшее  существование 

1917—1941 

После революции монумент воспринимался, как памятник самодержавию и был зашит фанерой и досками. Однако, позже он снова был открыт для обозрения. 

Разрушение  памятника во время  Великой Отечественной  войны и последующее  восстановление 

15 августа  1941 года в Новгород вошли фашисты.  Нацистский генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник «Тысячелетие России» и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу на родине (эти элементы ныне утрачены). Зимой 1943/44 года начались работы по демонтажу памятника. Железной дорогой успели увезти бронзовую решетку работы профессора Боссе, окружавшую памятник, а также бронзовые художественной работы фонари, стоявшие вокруг памятника. Но 20 января 1944 года город был освобождён советскими войсками. 

К этому  моменту монумент представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы, верхняя часть которого была полуразрушена. Окружавшие его ранее колоссальные фигуры были разбросаны по снегу площади. При этом многие фигуры оказались испорченными: трёхметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т. п. бесследно исчезли. 

Комитет по делам архитектуры при СНК  СССР и исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся принял решение восстановить памятник в  прежнем его виде в самый короткий срок, причём в числе первых объектов разорённого Новгорода. Этим занимался  Ленинградский областной отдел архитектуры. «Для передвижения и подъёма фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1 500 недостающих деталей». Памятник был восстановлен уже ко 2 ноября 1944 года, после чего состоялось его второе торжественное открытие. 

Последующие реставрации 

В 1954 году была произведена доделка прежних  работ по восстановлению (сварка швов, укрепление отдельных плит литья, все бронзовые части были патинизированы).

Вторая  половина 1970-х годов — специалисты  Ленинградского научно-производственного  объединения «Реставратор» восстановили вокруг памятника фонари и решетку (вместо увезённых в Германию). 

Апрель-июнь 1982 года — тщательный осмотр и чистка. 

Информация о работе Памятник «Тысячелетие Россини»