Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:33, реферат
Шумеры, как и их преемники вавилоняне, не знали, в противоположность древним египтянам, того развитого заупокойного культа, который побуждал снабжать умерших всем, что было им дорого при жизни, в том числе и излюбленными литературными произведениями. Поэтому дошедшие до нас литературные памятники Шумера и Вавилонии ограничиваются глиняными табличками, которые хранились в библиотеках храмов и царей - “наместников богов на земле”.
Введение
............................................................................
....... Стр. 3
I. Древнейшие периоды искусства Двуречья
Культура Двуречья 4 - 3-го тыс. до н. э.................................
Cтр. 8
II. Вавилонская культура как наследница
Шумеро - Аккадской культуры..........................................
Cтр. 16
Заключение
............................................................................
.. Стр. 21
Список литературы
................................................................. Стр. 22
Культурному общению разных племен
активно содействовало
Письменность широко распространила законодательства,
знания, мифы и верования. Записанные на
табличках мифы донесли до нас имена божеств
покровителей разных племен, связанных
с культом плодоносящих сил природы и
стихий [ 5. Стр.56].
Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту [ 5. Стр.56].
Жители Ниппура почитали отца бога
Луны - бога воздуха Энлиля - создателя
всех растений и животных. Город Лагаш
поклонялся богу войны Нингирсу.
Каждому из божеств посвящался свой храм,
который становился центром города- государства
[ 5. Стр.56]. В Шумере окончательно утвердились
и основные черты храмового зодчества.
В стране бурных рек и заболоченных
равнин необходимо было поднимать храм
на высокую насыпную платформу-подножие.
Поэтому важной частью архитектурного
ансамбля стали длинные, подчас проложенные
в обход холма, лестницы и пандусы
по которым жители города поднимались
к святилищу.
Медленное восхождение давало возможность
увидеть храм с разных точек зрения. Первыми
мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс.
до н. э. были, так называемые, “Белый храм”
и “Красное здание” в Уруке [3. Стр.92].
Белый Храм
Белый Храм
Красное здание
Даже по сохранившимся
Белом храме вертикальными узкими нишами,
а в Красном здании - мощными полуколоннами,
простые по своим кубическим объемам,
сооружения эти четко вырисовывались
на вершине насыпной горы. Они имели открытый
внутренний двор, святилище, в глубине
которого помещалась статуя почитаемого
божества.
Каждое из этих сооружений было выделено
из окружающих строений не только подъемом
ввысь, но и окраской. Белый храм получил
свое название за побелку стен, Красное
здание (оно, видимо, служило местом народных
собраний) было украшено разнообразным
геометрическим орнаментом из глиняных
обожженных конусообразных гвоздиков
“зигатти”, шляпки которых окрашены в
красный, белый и черный цвета. Этот пестрый
и дробный орнамент, напоминавший вблизи
ковровое плетение, издали сливаясь приобретал
единый мягкий красноватый оттенок, что
и дало повод для его современного наименования.
В 3-м тыс. до н. э. в шумерских
центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе,
Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более
разнообразные и разработанные типы зодчества.
Города, беспрерывно воюющие друг с другом,
ограждали себя оборонительными сооружениями.
До сих пор видны остатки этих мощных и
суровых крепостных стен с башнями и укрепленными
воротами. Значительное место в ансамбле
каждого города занимали дворцы и храмы.
Хотя здания возводились из сырцового
кирпича, в их декоративном оформлении
проявилось большое разнообразие. Из-за
влажного климата плохо сохранялись настенные
росписи. Поэтому особую роль стали играть
мозаика, а так же инкрустация из самоцветов,
перламутра и раковин, широко применявшиеся
в украшении стен, колонн, статуй [ 1. Стр.130].
В употребление вошла также
отделка колонн листовой медью,
“богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый
в Убайде близ города Ура в середине 3-го
тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных
нововведений.
Культ плодородия, столь значительный
для древних
Карниз храма был украшен
узором из керамических
Они были покрыты медными листами, а глаза
и языки инкрустированы цветными камнями,
что дополняло их живость и яркость. Над
входной дверью помещена медная прямоугольная
пластинка на которой изображались рельефные
фигуры львиноголового орла Имдугуда,
прочно держащего лапами двух оленей -
своеобразный символ власти божества
над всеми обитателями лесистых гор и
долин [1. Стр.132].
Видимо, подобием гор с которых людям
явились боги, были и древнейшие ступенчатые
башни - зиккураты, возникшие в Шумере
в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких
площадок. Верхняя площадка увенчивалась
небольшим святилищем - “жилищем бога”.
Строившиеся обычно при храме почитаемого
божества, эти башни впоследствии на многие
тысячелетия сами превратились в главные
храмы, центры науки, своеобразные обсерватории,
где жрецы наблюдали за небесными светилами
и жизнью Вселенной [4 . Стр.95]. От древнейших
времен до нас дошли в руинах лишь несколько
древних башен. Лучше всего сохранились
зиккураты Элама (в Чога-Замбиле, 2 тыс.
до н. э.) и Борсины
(близ Вавилона, середина 1-го тыс. до н.
э.). Ныне частично отреставрировали один
из самых древнейших зиккуратов царя Ур-Намму
в Уре конца 3-го тыс. до н. э. Теперь видна
лишь одна его нижняя терраса. Но и она
производит ошеломляющее впечатление
грандиозностью своих размеров.
Площадь огромной усеченной трапеции
занимает 65 х 43 метра, а высота основания
башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется
современному семиэтажно,у дому ы1. Стр.138].
Столь же величественными как и культовые
постройки были и дворцы правителей, начавшие
строиться с середины 3 тыс. до н. э. Примером
их может служить дворец в городе Кише,
один из самых древних в Передней Азии.
Подобно другим дворцам он воспроизводил
в своем плане тип светского жилого дома
с рядом глухих, лишенных окон, помещений.
Стены его колонного зала были инкрустированы
композициями из перламутра, воспроизводившими
сцены битв.
На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции [6 . Стр. 99].
Повествовательный рельеф зародился
очень рано в культуре Двуречья.
Темы рельефов во втор. пол. 3-го тыс. до
н. э. воскрешают перед нами круг основных
забот древних обитателей долины Тигра
и Евфрата, связанных с урожаем. Это, по
большей части, обряды поклонения богине
плодородия Инанне, показ тучных стад
домашних животных, налитых соками созревших
колосьев.
Подобная процессия жертвователей, идущих
с дарами к богине Инанне, запечатлена
в рельефах, заполняющих поверхность монументального
алебастрового сосуда из Урука начала
3 тыс. до н. э. (ныне хранится в музее в Багдаде).
Форма кубка расчленена на ряд поясов,
что позволило мастерам развернуть свое
повествование по этапам. На внешнем фризе
обозначены мотивы речного сельского
пейзажа, деревья, растущие у воды. Следующий
показывает вереницу мерно двигающихся
по берегу реки баранов. Выше расположено
столь же мерное шествие людей, несущих
блюда с яствами и фруктами. Верхний посвящен
церемонии поклонения богине и приношения
ей даров. Фризообразное распределение
фигур на плоскости, развернутое поясом,
расположение нескольких поясов друг
над другом, подобно строчкам текста стали
принципом построения рельефных композиций,
утвердившимся в искусстве Передней Азии
на многие века [1. Стр.139]. Этот же принцип
был использован и резчиками цилиндрических
печатей-амулетов, знаков личной собственности.
Самые ранние печати воспроизводили то,
что более всего занимало воображение
людей того времени - сцены охоты, стада
животных, лесных зверей. Миф, эпос, басня,
сказка находят многообразное отражение
в печатях. [ 3. Стр.102]. Фантастика в изображении
людей и животных сочеталась с точным
знанием облика, умением передать естественную
красоту движений.
Вместе с укреплением
Уже ранний медный рельеф сер. 3-го тыс.
до н. э., помещенный над входом храма в
Убайде, центральная фигура которого -
львиноголовый орел, держащий лапами двух
оленей, приобрел характер своеобразного
герба-эмблемы силы и могущества. Строго
симметричный по своей композиции, выделяющий
центральную фигуру. как важнейшую, рельеф
храма в Убайде открыл собой целый ряд
скульптурных геральдических композиций,
повторяющихся в печатях, посвятительных
рельефах, подобных палетке жреца Дуду
из Лагаша, и во многих других памятниках
Передней Азии [ 3. Стр. 103].
Повествовательное изображение проявилось
и на стеле, названной исследователями
“Стелой Коршунов” (ок. 2500 г. до н. э., хранится
в Лувре).
Небольшая по размерам (75 см) каменная
плита, посвященная победе правителя города
Лагаша Эанатума над соседним городом,
как-бы заложила основы нового вида повествования
- исторического рельефа. На одной из сторон
изображена огромная фигура верховного
бога города Лагаша - Нингирсу, который
заносит палицу над сетью с барахтающимися
в ней врагами. На другой стороне, в четырех
размещенных друг над другом регистров,
показаны Эанатум и его войско, сцена оплакивания
погибших, сцена терзания коршунами трупов
поверженных врагов [ 1. стр. 142]. В самом
рассказе нет ни пафоса, ни страсти, ни
упоения победой. Собственно, изображаются
не лица, а лишь одно лицо, воспроизведенное
множество раз. Это нерасчлененность людской
массы, выявленная в нем грубая сила и
производят на зрителя устрашающее впечатление
готовностью снести все живое на своем
пути, абсолютностью своего повиновения
власти вождя [ 1. стр. 142].
Говоря об искусстве древнего Шумера,
необходимо отметить, что уже в
п.п. 3 тыс. до н.э. искусство уже имело разные
художественные направления, следовательно,
и задачи. Фигуры Северного Двуречья обладали
вытянутыми пропорциями, удлиненными
лицами. Фигуры Южного Двуречья были большеголовыми
и приземистыми [ 3. стр. 104 ]. В то же время
и те и другие, как бы родственны между
собою. Все в них: поза, возведенные к небу
глаза, сложенные на груди ладони, - направлены
на выявление внутреннего состояния просветленности.
Таковы базальтовая фигура начальника
житниц города Урука
Курлиля, алебастровая статуя сановника
Эбих - Иля ( из г. Мари) и каменная статуя
бога Аб-У из г. Эшнуна [ 3. стр. 104 ]. Наивные
и несложные образы, воплощенные в этих
небольших раскрашенных статуях, отмечены
единой печатью духовного подъема, незамутненной
веры, светлого чистого порыва,
Еще в большей мере полны духовной значительности выполненные для храмов в технике высокого рельефа головы высших божеств. Хотя сохранилась лишь единственная, восходящая к началу 3 тыс. до н.э., скульптурная голова богини Инанны, высокое мастерство обработки ее мраморной поверхности, красота и совершенство образа, свидетельствует о том, что это явление не было случайным в художественной жизни. Плоско срезанная сзади, это выполненная почти в натуральную величину голова, прикреплялась к стене и, видимо, являлась частью рельефной и живописной композиции Лицо богини с огромными, ранее инкрустированными глазами, поражает мягкостью своих объемов, значительностью строгого и спокойного выражения [ 1. стр.145].
Особую внутреннюю силу скульптурные
образы Двуречья обрели во в.п. 3 тыс. до
н.э., когда в результате борьбы за власть
между городами - государствами победу
одержал Аккад. Его правитель Саргон 1
( Шаррукин - “
Истинный царь”), названный учеными Древним,
объединил почти весь север и юг, слив
их в единое Аккадское государство. Его
преемник Наран - Суэн продолжил борьбу
за объединение Двуречья. Будучи не царского
рода, Саргон, волевой и энергичный деятель,
после подавления шумерийской аристократии
окружил себя столь же активными людьми
неаристократического происхождения.
Это дало свои результаты. В литературу
и искусство Аккада проникли новые веяния,
новые образы и темы. Именно в это время
сложился облик мужественного героя -
полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше”
является первым литературным заимствованием.
Согласно утверждениям древних писцов
этот цикл состоял из 12 сказаний или песен,
около 300 строк каждая.
В библиотеке Ашшурбанипала каждое сказание
было начертано на отдельной табличке
[ 4. стр. 216 ]. Проблемы и устремления, о которых
идет речь в эпосе, близки народам всех
времен. Это потребность в дружбе, восхваление
верности, жажда личной славы, страсть
к подвигам и приключениям, неистребимый
страх перед неизбежной смертью и всепоглащающее
стремление к бессмертию [4. стр. 216]. При
сравнении вавилонского эпоса и шумерских
текстов можно выделить шесть эпизодов:
1. “Гильгамеш и страна живых”
2. “Гильгамеш и небесный бык”
3. “Потоп”
4. “Смерть Гильгамеша”
5. “Гильгамеш и Агга из Киша”
6. “Гильгамеш, Энкиду и подземное царство”
[ 4. стр. 216].
Многие эпизоды вавилонского эпоса
бесспорно восходят к шумерским поэмам
о
Гильгамеше. Даже в тех случаях, когда
у нас нет прямых аналогий, можно отыскать
примерные темы и мотивы, заимствованные
из шумерских мифологических и эпических
источников. Но вавилонские поэты никогда
не копируют шумерский текст. Что же касается
линии сюжета - неудержимого рокового
хода событий, которые приводят мятущегося,
дерзающего героя к неизбежному горестному
прозрению, - то здесь вся заслуга,несомненно,
принадлежит не шумерам,а вавилонянам.
Гильгамеш не был единственным героем
Шумера. Его предшественники,
Эннеркар и Лугальбанда, пользовались
у шумерских поэтов не меньшей популярностью.
Можно сказать, что у шумеров была целая
эпоха героев [ 4. стр.232]. На этом стоит остановиться
подробнее. Все историки вынуждены считаться,
главным образам благодаря трудам английского
ученого М. Чадвина, с тем, что “ героические
эпохи”,относящиеся у разных народов
к разным периодам, вовсе не являются литературным
вымыслом, а представляют для истории
цивилизации этап общественного развития.
Информация о работе Особенности культуры Древней Месопотамии