Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:33, реферат
Шумеры, как и их преемники вавилоняне, не знали, в противоположность древним египтянам, того развитого заупокойного культа, который побуждал снабжать умерших всем, что было им дорого при жизни, в том числе и излюбленными литературными произведениями. Поэтому дошедшие до нас литературные памятники Шумера и Вавилонии ограничиваются глиняными табличками, которые хранились в библиотеках храмов и царей - “наместников богов на земле”.
Введение
............................................................................
....... Стр. 3
I. Древнейшие периоды искусства Двуречья
Культура Двуречья 4 - 3-го тыс. до н. э.................................
Cтр. 8
II. Вавилонская культура как наследница
Шумеро - Аккадской культуры..........................................
Cтр. 16
Заключение
............................................................................
.. Стр. 21
Список литературы
................................................................. Стр. 22
Культурному общению разных племен 
активно содействовало 
Письменность широко распространила законодательства, 
знания, мифы и верования. Записанные на 
табличках мифы донесли до нас имена божеств 
покровителей разных племен, связанных 
с культом плодоносящих сил природы и 
стихий [ 5. Стр.56].
Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту [ 5. Стр.56].
 
Жители Ниппура почитали отца бога 
Луны - бога воздуха Энлиля - создателя 
всех растений и животных. Город Лагаш 
поклонялся богу войны Нингирсу. 
Каждому из божеств посвящался свой храм, 
который становился центром города- государства 
[ 5. Стр.56]. В Шумере окончательно утвердились 
и основные черты храмового зодчества.
В стране бурных рек и заболоченных 
равнин необходимо было поднимать храм 
на высокую насыпную платформу-подножие. 
Поэтому важной частью архитектурного 
ансамбля стали длинные, подчас проложенные 
в обход холма, лестницы и пандусы 
по которым жители города поднимались 
к святилищу. 
Медленное восхождение давало возможность 
увидеть храм с разных точек зрения. Первыми 
мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. 
до н. э. были, так называемые, “Белый храм” 
и “Красное здание” в Уруке [3. Стр.92].
Белый Храм
Белый Храм
 
Красное здание
 Даже по сохранившимся 
Белом храме вертикальными узкими нишами, 
а в Красном здании - мощными полуколоннами, 
простые по своим кубическим объемам, 
сооружения эти четко вырисовывались 
на вершине насыпной горы. Они имели открытый 
внутренний двор, святилище, в глубине 
которого помещалась статуя почитаемого 
божества. 
Каждое из этих сооружений было выделено 
из окружающих строений не только подъемом 
ввысь, но и окраской. Белый храм получил 
свое название за побелку стен, Красное 
здание (оно, видимо, служило местом народных 
собраний) было украшено разнообразным 
геометрическим орнаментом из глиняных 
обожженных конусообразных гвоздиков 
“зигатти”, шляпки которых окрашены в 
красный, белый и черный цвета. Этот пестрый 
и дробный орнамент, напоминавший вблизи 
ковровое плетение, издали сливаясь приобретал 
единый мягкий красноватый оттенок, что 
и дало повод для его современного наименования.
В 3-м тыс. до н. э. в шумерских 
центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, 
Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более 
разнообразные и разработанные типы зодчества. 
Города, беспрерывно воюющие друг с другом, 
ограждали себя оборонительными сооружениями. 
До сих пор видны остатки этих мощных и 
суровых крепостных стен с башнями и укрепленными 
воротами. Значительное место в ансамбле 
каждого города занимали дворцы и храмы. 
Хотя здания возводились из сырцового 
кирпича, в их декоративном оформлении 
проявилось большое разнообразие. Из-за 
влажного климата плохо сохранялись настенные 
росписи. Поэтому особую роль стали играть 
мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, 
перламутра и раковин, широко применявшиеся 
в украшении стен, колонн, статуй [ 1. Стр.130].
 В употребление вошла также 
отделка колонн листовой медью,
“богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый 
в Убайде близ города Ура в середине 3-го 
тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных 
нововведений.
Культ плодородия, столь значительный 
для древних 
 Карниз храма был украшен 
узором из керамических 
Они были покрыты медными листами, а глаза 
и языки инкрустированы цветными камнями, 
что дополняло их живость и яркость. Над 
входной дверью помещена медная прямоугольная 
пластинка на которой изображались рельефные 
фигуры львиноголового орла Имдугуда, 
прочно держащего лапами двух оленей - 
своеобразный символ власти божества 
над всеми обитателями лесистых гор и 
долин [1. Стр.132].
Видимо, подобием гор с которых людям 
явились боги, были и древнейшие ступенчатые 
башни - зиккураты, возникшие в Шумере 
в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких 
площадок. Верхняя площадка увенчивалась 
небольшим святилищем - “жилищем бога”. 
Строившиеся обычно при храме почитаемого 
божества, эти башни впоследствии на многие 
тысячелетия сами превратились в главные 
храмы, центры науки, своеобразные обсерватории, 
где жрецы наблюдали за небесными светилами 
и жизнью Вселенной [4 . Стр.95]. От древнейших 
времен до нас дошли в руинах лишь несколько 
древних башен. Лучше всего сохранились 
зиккураты Элама (в Чога-Замбиле, 2 тыс. 
до н. э.) и Борсины 
(близ Вавилона, середина 1-го тыс. до н. 
э.). Ныне частично отреставрировали один 
из самых древнейших зиккуратов царя Ур-Намму 
в Уре конца 3-го тыс. до н. э. Теперь видна 
лишь одна его нижняя терраса. Но и она 
производит ошеломляющее впечатление 
грандиозностью своих размеров. 
Площадь огромной усеченной трапеции 
занимает 65 х 43 метра, а высота основания 
башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется 
современному семиэтажно,у дому ы1. Стр.138].
Столь же величественными как и культовые 
постройки были и дворцы правителей, начавшие 
строиться с середины 3 тыс. до н. э. Примером 
их может служить дворец в городе Кише, 
один из самых древних в Передней Азии. 
Подобно другим дворцам он воспроизводил 
в своем плане тип светского жилого дома 
с рядом глухих, лишенных окон, помещений. 
Стены его колонного зала были инкрустированы 
композициями из перламутра, воспроизводившими 
сцены битв.
На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции [6 . Стр. 99].
Повествовательный рельеф зародился 
очень рано в культуре Двуречья. 
Темы рельефов во втор. пол. 3-го тыс. до 
н. э. воскрешают перед нами круг основных 
забот древних обитателей долины Тигра 
и Евфрата, связанных с урожаем. Это, по 
большей части, обряды поклонения богине 
плодородия Инанне, показ тучных стад 
домашних животных, налитых соками созревших 
колосьев. 
Подобная процессия жертвователей, идущих 
с дарами к богине Инанне, запечатлена 
в рельефах, заполняющих поверхность монументального 
алебастрового сосуда из Урука начала 
3 тыс. до н. э. (ныне хранится в музее в Багдаде). 
Форма кубка расчленена на ряд поясов, 
что позволило мастерам развернуть свое 
повествование по этапам. На внешнем фризе 
обозначены мотивы речного сельского 
пейзажа, деревья, растущие у воды. Следующий 
показывает вереницу мерно двигающихся 
по берегу реки баранов. Выше расположено 
столь же мерное шествие людей, несущих 
блюда с яствами и фруктами. Верхний посвящен 
церемонии поклонения богине и приношения 
ей даров. Фризообразное распределение 
фигур на плоскости, развернутое поясом, 
расположение нескольких поясов друг 
над другом, подобно строчкам текста стали 
принципом построения рельефных композиций, 
утвердившимся в искусстве Передней Азии 
на многие века [1. Стр.139]. Этот же принцип 
был использован и резчиками цилиндрических 
печатей-амулетов, знаков личной собственности. 
Самые ранние печати воспроизводили то, 
что более всего занимало воображение 
людей того времени - сцены охоты, стада 
животных, лесных зверей. Миф, эпос, басня, 
сказка находят многообразное отражение 
в печатях. [ 3. Стр.102]. Фантастика в изображении 
людей и животных сочеталась с точным 
знанием облика, умением передать естественную 
красоту движений.
Вместе с укреплением 
Уже ранний медный рельеф сер. 3-го тыс. 
до н. э., помещенный над входом храма в 
Убайде, центральная фигура которого - 
львиноголовый орел, держащий лапами двух 
оленей, приобрел характер своеобразного 
герба-эмблемы силы и могущества. Строго 
симметричный по своей композиции, выделяющий 
центральную фигуру. как важнейшую, рельеф 
храма в Убайде открыл собой целый ряд 
скульптурных геральдических композиций, 
повторяющихся в печатях, посвятительных 
рельефах, подобных палетке жреца Дуду 
из Лагаша, и во многих других памятниках 
Передней Азии [ 3. Стр. 103]. 
Повествовательное изображение проявилось 
и на стеле, названной исследователями 
“Стелой Коршунов” (ок. 2500 г. до н. э., хранится 
в Лувре). 
Небольшая по размерам (75 см) каменная 
плита, посвященная победе правителя города 
Лагаша Эанатума над соседним городом, 
как-бы заложила основы нового вида повествования 
- исторического рельефа. На одной из сторон 
изображена огромная фигура верховного 
бога города Лагаша - Нингирсу, который 
заносит палицу над сетью с барахтающимися 
в ней врагами. На другой стороне, в четырех 
размещенных друг над другом регистров, 
показаны Эанатум и его войско, сцена оплакивания 
погибших, сцена терзания коршунами трупов 
поверженных врагов [ 1. стр. 142]. В самом 
рассказе нет ни пафоса, ни страсти, ни 
упоения победой. Собственно, изображаются 
не лица, а лишь одно лицо, воспроизведенное 
множество раз. Это нерасчлененность людской 
массы, выявленная в нем грубая сила и 
производят на зрителя устрашающее впечатление 
готовностью снести все живое на своем 
пути, абсолютностью своего повиновения 
власти вождя [ 1. стр. 142].
Говоря об искусстве древнего Шумера, 
необходимо отметить, что уже в 
п.п. 3 тыс. до н.э. искусство уже имело разные 
художественные направления, следовательно, 
и задачи. Фигуры Северного Двуречья обладали 
вытянутыми пропорциями, удлиненными 
лицами. Фигуры Южного Двуречья были большеголовыми 
и приземистыми [ 3. стр. 104 ]. В то же время 
и те и другие, как бы родственны между 
собою. Все в них: поза, возведенные к небу 
глаза, сложенные на груди ладони, - направлены 
на выявление внутреннего состояния просветленности. 
Таковы базальтовая фигура начальника 
житниц города Урука 
Курлиля, алебастровая статуя сановника 
Эбих - Иля ( из г. Мари) и каменная статуя 
бога Аб-У из г. Эшнуна [ 3. стр. 104 ]. Наивные 
и несложные образы, воплощенные в этих 
небольших раскрашенных статуях, отмечены 
единой печатью духовного подъема, незамутненной 
веры, светлого чистого порыва,
Еще в большей мере полны духовной значительности выполненные для храмов в технике высокого рельефа головы высших божеств. Хотя сохранилась лишь единственная, восходящая к началу 3 тыс. до н.э., скульптурная голова богини Инанны, высокое мастерство обработки ее мраморной поверхности, красота и совершенство образа, свидетельствует о том, что это явление не было случайным в художественной жизни. Плоско срезанная сзади, это выполненная почти в натуральную величину голова, прикреплялась к стене и, видимо, являлась частью рельефной и живописной композиции Лицо богини с огромными, ранее инкрустированными глазами, поражает мягкостью своих объемов, значительностью строгого и спокойного выражения [ 1. стр.145].
Особую внутреннюю силу скульптурные 
образы Двуречья обрели во в.п. 3 тыс. до 
н.э., когда в результате борьбы за власть 
между городами - государствами победу 
одержал Аккад. Его правитель Саргон 1 
( Шаррукин - “ 
Истинный царь”), названный учеными Древним, 
объединил почти весь север и юг, слив 
их в единое Аккадское государство. Его 
преемник Наран - Суэн продолжил борьбу 
за объединение Двуречья. Будучи не царского 
рода, Саргон, волевой и энергичный деятель, 
после подавления шумерийской аристократии 
окружил себя столь же активными людьми 
неаристократического происхождения. 
Это дало свои результаты. В литературу 
и искусство Аккада проникли новые веяния, 
новые образы и темы. Именно в это время 
сложился облик мужественного героя - 
полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше” 
является первым литературным заимствованием. 
Согласно утверждениям древних писцов 
этот цикл состоял из 12 сказаний или песен, 
около 300 строк каждая. 
В библиотеке Ашшурбанипала каждое сказание 
было начертано на отдельной табличке 
[ 4. стр. 216 ]. Проблемы и устремления, о которых 
идет речь в эпосе, близки народам всех 
времен. Это потребность в дружбе, восхваление 
верности, жажда личной славы, страсть 
к подвигам и приключениям, неистребимый 
страх перед неизбежной смертью и всепоглащающее 
стремление к бессмертию [4. стр. 216]. При 
сравнении вавилонского эпоса и шумерских 
текстов можно выделить шесть эпизодов: 
1. “Гильгамеш и страна живых” 
2. “Гильгамеш и небесный бык” 
3. “Потоп” 
4. “Смерть Гильгамеша” 
5. “Гильгамеш и Агга из Киша” 
6. “Гильгамеш, Энкиду и подземное царство” 
[ 4. стр. 216].
 
Многие эпизоды вавилонского эпоса 
бесспорно восходят к шумерским поэмам 
о 
Гильгамеше. Даже в тех случаях, когда 
у нас нет прямых аналогий, можно отыскать 
примерные темы и мотивы, заимствованные 
из шумерских мифологических и эпических 
источников. Но вавилонские поэты никогда 
не копируют шумерский текст. Что же касается 
линии сюжета - неудержимого рокового 
хода событий, которые приводят мятущегося, 
дерзающего героя к неизбежному горестному 
прозрению, - то здесь вся заслуга,несомненно, 
принадлежит не шумерам,а вавилонянам.
Гильгамеш не был единственным героем 
Шумера. Его предшественники, 
Эннеркар и Лугальбанда, пользовались 
у шумерских поэтов не меньшей популярностью. 
Можно сказать, что у шумеров была целая 
эпоха героев [ 4. стр.232]. На этом стоит остановиться 
подробнее. Все историки вынуждены считаться, 
главным образам благодаря трудам английского 
ученого М. Чадвина, с тем, что “ героические 
эпохи”,относящиеся у разных народов 
к разным периодам, вовсе не являются литературным 
вымыслом, а представляют для истории 
цивилизации этап общественного развития.
Информация о работе Особенности культуры Древней Месопотамии