Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 21:40, лекция
Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.
ИКиИ вопрос
10
Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.
Специалисты полагают,
что жанры первобытного искусства
возникали примерно в такой временной
последовательности:
• каменная скульптура;
• наскальная живопись;
• глиняная посуда.
В глубокой древности
для искусства человек
Первые произведения
первобытного изобразительного
искусства относятся к
Трипольская культура — археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень). На смену трипольцам пришли индоевропейские народы Ямной культуры. Происхождение культуры не определено; в основе — неолитические племена, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Бонн, Кереш, линейно-ленточной керамики и буго-днестровской культуры. Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Первые поселения этой археологической культуры, отражающей определённый уровень развития общества, были открыты Викентием Хвойкой в конце ХІХ века возле села Триполье, Киевской губернии, от чего и произошло название. Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков гектаров. Они состояли из нескольких десятков наземных глинобитных жилищ, разделённых внутренними перегородками. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жили общины, состоявшие из нескольких семей. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из первых мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. От Триполья начинаются три линии древних валов, так называемых „Змиевых”, которые тянутся по обоим берегам Стугны и по течению Красной на значительное расстояние к северо-западу и западу. Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами - Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на севере, Карпаты - на юге.
Значительный рост численности славян привел к их Миграции на юг, восток и север, где было значительное количество свободных земель. Другой причиной перемещения славян в VI в. стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во все возрастающих количествах требовалась земля.
Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Основными культурами, возделывавшимися ими, были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха, конопля. Почва обрабатывалась первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирался с помощью серпа. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.
Первыми жилищами восточных славян были полуземлянки с бревенчатыми крышами. Они создавались в лесных чащах или на островах, куда неприятелю было трудно пройти незамеченным.
Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня они почитали Сварога, богом грозы - Перуна, скота - Велеса. В их честь проходили обряды жертвоприношения.
Родовая община вскоре сменилась соседской, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI—VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Они стремились к усилению власти над свободными общинниками путем введения для них дани, которая объяснялась необходимостью содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим набирал силу и процесс формирования нового господствующего экономического сословия - крупных собственников земли. Близкие князьям люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, принадлежавшие прежде общине. Вместе с тем и в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др. Не были они утрачены и в начальный период существования Древнерусского государства.
Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.
Искусство киевской руси
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х–XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (в 988 г.). Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры.
Важно отметить, что русское искусство периода Средневековья формировалось в столкновении двух укладов – патриархального и феодального и двух религий – язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживались в феодальной Руси, так и язычество напоминало о себе почти во всех видах искусства.
Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в церковь проникли элементы народного обожествления природы, а некоторым святым стали приписывать роль старых богов.
Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. «Мы взяли из Византии Евангелие и традицию», –писал А.С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи Средневековья, искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии – в живописи. Созданы были даже образцы – «прориси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалось, как надо писать, во вторых это «толковалось», рассказывалось), но и следуя канонам, и вопреки им умела проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.
В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать городов русских», как называли его в древности современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем. Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царьград, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стала сильным государством, неизвестным ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укреплялось международное положение Киевской Руси. Помимо Киева большую роль играли такие города, как Чернигов, Полоцк, лежащий в северных истоках пути «из варяг в греки» Новгород.
Для искусства
домонгольской поры характерна одна
отличительная черта –
С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма –типичная для греко-восточных православных стран. Крестово-купольной формы храм – прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток– запад) части – нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залито светом, оно является центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма – крестово-купольная. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукружиями выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами без капителей (по-древнерусски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.
Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – «opus mixtum» – стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розовой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилированные окна и ниши – все вместе создавало нарядный, праздничный облик здания, иного декоративного убранства и не требовалось.
Сразу после
принятия христианства в Киеве был
построен храм Успения Богородицы,
так называемая Десятинная церковь (989–996)
– первый известный нам каменный храм
Киевской Руси. Десятинная церковь (князь
выделил на ее содержание 1/10 часть своих
доходов – отсюда и название) была разрушена
во время нашествия монголо-татар, поэтому
мы можем судить о ней лишь по остаткам
фундамента, некоторым элементам декора
и по письменным источникам. Это была большая
25-главая шестистолпная церковь, с
двух сторон обнесенная пониженными галереями,
что придавало пирамидальный облик всему
храму (западная часть имела сложную, до
сих пор до конца не выявленную планировку).
Пирамидальность, наращение масс – черты,
чуждые византийскому зодчеству, возможно,
такая ступенчатость была присуща языческим
сооружениям, воздвигнутым на территории
будущей Киевской Руси. Десятинная церковь
была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют
фрагменты фресок и мозаик, плит наборного
пола, обломки колонн, куски резных капителей
и шифера. На одном из фрагментов фрески
сохранилась часть лица (какого-то святого?)
с огромным глазом – живопись, по характеру
своему напоминающая эллинистическую.
По этому фрагменту можно судить об уровне
искусства Киевской Руси в целом. Много
подобных фрагментов живописи и мраморной
резьбы найдено археологами на площади,
где стояла Десятинная церковь. Это была
главная площадь города того времени.
Письменные источники свидетельствуют,
что она была украшена бронзовой квадригой
лошадей («четыре коне медяны»), двумя
античными статуями, вывезенными князем
Владимиром из Корсуни (Херсонес). Тут
же располагались княжеский дворец, хоромы
дружины и городской знати. Княжеский
терем и главные святыни города – соборы
– стояли высоко над Днепром, «на горе».
У подножия холма, «на подоле», жили купцы,
ремесленники, городская беднота. Киев
рубежа Х–XI вв. был достаточно укрепленным
городом, стена, воздвигнутая на мощном
земляном валу, была деревянной, легко
воспламеняющейся, но ворота в ней – уже
каменные.
От следующего, XI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них – София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым. Как говорили современники, «Ярослав завершил то, что начал Владимир». София Киевская, как доказано современными исследователями, была построена по единому замыслу в 30– 40-е годы XI в. Несколько позже возникла лишь северная башня.
Киевская София–пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм. Центральный купол, опирающийся на барабан, прорезанный 12 окнами, и 4 меньшие по размеру главы вокруг него освещают Центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие, боковые 8 глав – боковые пространства и огромные (площадью около 600 кв. м) хоры. Софийский храм, как и Десятинная Церковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей – гульбищем. К сожалению, Киевская София была перестроена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «украинского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пирамидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым куполам, а от них – к центральному, что определяло облик всего храма.
Информация о работе Особенности формирования искусства Древнерусского государства