Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:23, доклад
Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно итальянские мастера вновь открыли античные памятники, откуда и появилось название — Возрождение. В странах Северной Европы — Нидерландах, Франции, Германии — не было такого количества памятников.
Основные черты Северного Возрождения.
Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно итальянские мастера вновь открыли античные памятники, откуда и появилось название — Возрождение. В странах Северной Европы — Нидерландах, Франции, Германии — не было такого количества памятников. В сущности, там нечего было возрождать. Поэтому под Северным Возрождением понимают искусство этих стран, зародившееся под влиянием Италии. На становление культуры в Северной Европе большее влияние оказало христианство, чем античность. Мифологические сюжеты служили для северных художников скорее пищей для фантазии, чем источником вдохновения. Большое влияние на Северное Возрождение оказало то, что оно происходило в условиях Реформации. В своих произведениях художники стремились хотя бы лишь указать на величие Бога, обозначить его присутствие, признавая, что он неизобразим. Считалось, что образ Бога запечатлен в окружающем мире, поэтому в картинах с благоговением изображались небеса и солнце, вода и камни, растения и животные. Порой
какая-либо мелочь обозначала важное богословское понятие. Да и сам человек в отличие от итальянского Возрождения воспринимался не как творец, а лишь как прекрасное, великое творение, живущее в гармонии с природой.
Термин,
использующийся для описания эпохи Возрождения
в северной
Как
таковое, Северное Возрожден
Духовное пробуждение Европы, которое началось в к. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.
Этот процесс духовного пробуждения шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):
Оба эти
течения нередко соприкасались
и сливались, но по сути все же выступали
как антагонисты. По первому пути
пошла Италия (см. Ренессанс, с его
антикизирующими и
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Наиболее
выдающиеся образцы искусства Северного
В Германии — Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, Губер и т. д. (См. также Дунайская школа живописи)
Во Франции — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон.
Северное Возрождение
За пределы Италии новая художественная школа начала распространяться в XV веке.
Заметные
стилевые отличия между итальянским Воз
В XVI веке техника живописи в Нидерландах поднялась на недостижимую для других стран высоту. Достигнув совершенства в изображении предметного мира, художники открыли для себя ранее неизвестную, теневую сторону сознания человека. Наиболее ярко это выразилось в творчестве Питера Брейгеля Старшего, (1525—1569) и Иеронима Босха (1450—1516).
В Германии
искусство возрождения
К наиболее
значительным художникам этого периода
можно отнести Альбрехта
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры
Период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.
Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Развитие
Архитектуры Возрождения
Первым
представителем данного направления
можно назвать Филиппо
Искусство Северного Возрож
Эпоха Возрождения
традиционно подразделяется на южный
и северный Ренессанс. Северное Возрожде
Если
итальянская живопись эпохи Возрождения
большое внимание уделяла мифологическим
мотивам, и через них стремилась
утвердить красоту и гармонию
человеческого тела мира, то для художников
и живописцев Северного Возрожд
Проблема человеческих отношений, показ всех негативных сторон жизни европейского средневековья пронизывает творчество Иеронима Босха (1450 – 1416). Своеобразным эпиграфом служит картина художника, написанная им в зрелом возрасте, по мотивам евангельской притчи блудный сына – «Бродяга». За спиной бродящего, одетого в лохмотья странника изображены постоялый двор, обители которого олицетворяют низменные порочные стороны жизни современной художнику Европы. Так по мнению некоторых специалистов свиньи, поглощающие корм из общего корыта намекают на проституцию, а петух, роющийся в куче навоза, символизирует похоть. И даже изображение строения с ветхой крышей, разбитыми стеклами, оторванным ставнем имеет глубокий социальный смысл – подчеркивание полного запустения общества, человеческой лени и невозможности исправить жизнь. Бродяга уходит от обители порока в чистый мир природы, но все время он оглядывается назад. Тем самым Босх подчеркивает, что вся наша жизнь проходит между добром и злом, и что выбор всегда остается за человеком.
Еще более наглядный социальный характер носит картина «Корабль дураков». В ней речь идет о том, что человек в погоне за призрачным богатством забывает об общественном долге, утрачивает разум, а, следовательно, теряет свой человеческий облик.
Из всех
этих примеров видно, что Северное Возрождение б
Отличия от итальянского Возрождения
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и деталированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии.
«Новое искусство»,
глубоко религиозное, интересовалось
индивидуальными переживаниями, характером
человека, ценя в нем, прежде всего
смирение, благочестие. Его эстетике
чужд итальянский пафос совершенного
в человеке, страсть к классическим
формам (лица персонажей не идеально пропорциональны,
готически угловаты). С особенной любовью,
детально изображалась природа, быт, тщательно
выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический
смысл.
Список литературы