Основные черты Северного Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:23, доклад

Краткое описание

Колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно итальянские мастера вновь открыли античные памятники, откуда и появилось название — Возрождение. В странах Северной Европы — Нидерландах, Франции, Германии — не было такого количества памятников.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД почти готов.doc

— 631.50 Кб (Скачать)

Основные черты Северного Возрождения.

    Колыбелью искусства эпохи Возрождения  принято считать Италию. Именно итальянские мастера вновь открыли античные памятники, откуда и появилось название — Возрождение. В странах Северной Европы — Нидерландах, Франции, Германии — не было такого количества памятников. В сущности, там нечего было возрождать. Поэтому под Северным Возрождением понимают искусство этих стран, зародившееся под влиянием Италии. На становление культуры в Северной Европе большее влияние оказало христианство, чем античность. Мифологические сюжеты служили для северных художников скорее пищей для фантазии, чем источником вдохновения. Большое влияние на Северное Возрождение оказало то, что оно происходило в условиях Реформации. В своих произведениях художники стремились хотя бы лишь указать на величие Бога, обозначить его присутствие, признавая, что он неизобразим. Считалось, что образ Бога запечатлен в окружающем мире, поэтому в картинах с благоговением изображались небеса и солнце, вода и камни, растения и животные. Порой

какая-либо мелочь обозначала важное богословское понятие. Да и сам человек в отличие от итальянского Возрождения воспринимался не как творец, а лишь как прекрасное, великое творение, живущее в гармонии с природой.

Термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной                                              Европе, или более обобщающий — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп.  Северное   Возрождение  тесно связано с итальянским  Возрождением , но имеется ряд характерных отличий. 

    Как таковое,  Северное   Возрождение  не являлось однородным в каждой стране оно имело определённые  специфические   черты . Так, культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение  и др.

    Духовное  пробуждение Европы, которое началось в к. XII века, было следствием подъема средневековой городской культуры и выразилось в новых формах деятельности — интеллектуальной и культурной. В частности — расцвет схоластической науки, пробуждение интереса к античности, проявление самосознания личности в религиозной и светской сфере, в искусстве — готический стиль.

Этот  процесс духовного пробуждения  шел двумя путями (из-за социально-экономических, национальных и культурных особенностей):

  • развитие элементов светского гуманистического мировоззрения
  • развитие идей религиозного «обновления»

Оба эти  течения нередко соприкасались  и сливались, но по сути все же выступали  как антагонисты. По первому пути пошла Италия (см. Ренессанс, с его  антикизирующими и реалистическими  тенденциями), по второму —  Северная  Европа, пока еще — с формами зрелой готики, с её общим спиритуалистическим настроем и натурализмом деталей.

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния  на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.

Наиболее  выдающиеся образцы искусства  Северного   Возрождения  — нидерландская живопись (братья ван Эйк, Р.Кампен, Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Х.Мемлинг, проч.). Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля.

В Германии — Альбрехт Дюрер, М. Грюневальд, Лукас  Кранах Ст, А. Альтдорфер, Гольбейн, Губер и т. д. (См. также Дунайская школа живописи)

Во Франции  — Ж.Фуке, оба Клуэ, Ж.Гужон. 

Северное   Возрождение 

За  пределы Италии новая художественная школа начала распространяться в XV веке.

Заметные  стилевые отличия между итальянским  Возрождением  и  Северным   Возрождением  дали возможность выделять это направление. В отличие от итальянских территорий на севере в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследования и познанию анатомии человека.

    В XVI веке техника живописи в Нидерландах поднялась на недостижимую для других стран высоту. Достигнув совершенства в изображении предметного мира, художники открыли для себя ранее неизвестную, теневую сторону сознания человека. Наиболее ярко это выразилось в творчестве Питера Брейгеля Старшего, (1525—1569) и Иеронима Босха (1450—1516).

В Германии искусство возрождения развивалось  под влиянием реформации, поэтому  искусство этой страны было проникнуто духом религиозности. Вместе с этим, большое значение придавалось изображению не приукрашенной действительности, в то время как в итальянское искусство тяготело к идеализированному изображению мира.

К наиболее значительным художникам этого периода  можно отнести Альбрехта Дюрера, (1471—1528), Лукаса Кранаха (1472—1553), Альбрехта Альтдорфера (1480—1538), Маттиаса Грюневальда (1470—1528).  

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина  ренессансной архитектуры

Период  развития архитектуры в европейских  странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения  и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.

Особенное значение в этом направлении придаётся  формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Развитие  Архитектуры Возрождения привело  к нововведениям в использовании  строительных техник и матриалов, к  развитию архитектурной лексики. Важно  отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.

Первым  представителем данного направления  можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Росию и другие страны.

Искусство   Северного   Возрождения 

Эпоха Возрождения  традиционно подразделяется на южный  и северный Ренессанс.  Северное  Возрождение  – период идейно-культурного развития стран, расположенных к северу от Альп: Франции, Нидерландов, германских земель. Главной отличительной  чертой  живописи  Северного  Возрождения  является стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению. Наиболее характерно  черты  живописного искусства Северного   Возрождения  представлены в полотнах А. Дюрера, Ян Ван Эйка, Иеронима Босха, Ж. Гужона, Питера Брейгеля Старшего.

Если  итальянская живопись эпохи Возрождения  большое внимание уделяла мифологическим мотивам, и через них стремилась утвердить красоту и гармонию человеческого тела мира, то для художников и живописцев Северного   Возрождения  на передний план выводилась сама жизнь. Даже в аллегорических гравюрах Альбрехта Дюрера мы находим черты стремления к новому образу жизни, к изменению посредством развития ремесел и наук общественного отношения к индивидуальному раскрепощению человеческой личности. Нидерландские живописцы XIV – XVI веков стремились показать всю порочность средневековой общественной системы.

Проблема  человеческих отношений, показ всех негативных сторон жизни европейского средневековья пронизывает творчество Иеронима Босха (1450 – 1416). Своеобразным эпиграфом служит картина художника, написанная им в зрелом возрасте, по мотивам евангельской притчи блудный сына – «Бродяга». За спиной бродящего, одетого в лохмотья странника изображены постоялый двор, обители которого олицетворяют низменные порочные стороны жизни современной художнику Европы. Так по мнению некоторых специалистов свиньи, поглощающие корм из общего корыта намекают на проституцию, а петух, роющийся в куче навоза, символизирует похоть. И даже изображение строения с ветхой крышей, разбитыми стеклами, оторванным ставнем имеет глубокий социальный смысл – подчеркивание полного запустения общества, человеческой лени и невозможности исправить жизнь. Бродяга уходит от обители порока в чистый мир природы, но все время он оглядывается назад. Тем самым Босх подчеркивает, что вся наша жизнь проходит между добром и злом, и что выбор всегда остается за человеком.

Еще более  наглядный социальный характер носит  картина «Корабль дураков». В ней речь идет о том, что человек в погоне за призрачным богатством забывает об общественном долге, утрачивает разум, а, следовательно, теряет свой человеческий облик.

Из всех этих примеров видно, что  Северное   Возрождение  было явлением противопоставляющим образ нового человека старым феодальным представлениям. Роль человека в живописи  Северного   Возрождения показана более в глубоком социальном отношении, чем это было сделано итальянскими художниками. Именно это социальная значимость человека как личности и есть квинтэссенция всего искусства  Северного   Возрождения .

             

Отличия от итальянского Возрождения

Итальянский Ренессанс  практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился  по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления  эпохи барокко.

Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и деталированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. Истоки: в числе прочих придворное искусство Бургундии.

«Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем, прежде всего  смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл. 
 
 

Список  литературы

  1. Культурология. Радугин А.А. М.: Центр, 2007.
  2. Основы истории искусств.  Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. СПб.: АОЗТ "Икар", 2005.
  3. Культурология.  Борисов О.С., Свечникова Н.О.  СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008.
  1. Культурология.   Кравченко А.И. М.:2006.

Информация о работе Основные черты Северного Возрождения