Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:47, реферат
Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.
Введение
1.Орнамент, как явление  национальной башкирской культуры 
2.Структура орнамента 
3.Значение орнамента в  истории развития культуры 
Заключение 
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1.Орнамент, как явление 
национальной башкирской 
2.Структура орнамента
3.Значение орнамента в истории развития культуры
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Орнамент - одна из древнейших 
форм изобразительной деятельности 
человека, известная еще со времен 
палеолита. В переводе с латинского 
языка орнамент - "украшение", "узор". 
Первоначальные изображения были бесхитростны: 
веточка, осколок ракушки, проведенные 
по сырой глине, или вдавленные в 
нее семена растений. Со временем реальные 
семена были заменены на их изображения. 
Уже в эпоху неолита орнамент 
керамики представляет собой не случайный 
набор штрихов, полосок, черточек, а 
продуманный, композиционно выверенный, 
наполненный символическим 
О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.
Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы, выполнены в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные - в технике аппликации, тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или "косой сеткой"). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла, аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.
1. ОРНАМЕНТ КАК ЯВЛЕНИЕ 
НАЦИОНАЛЬНОЙ БАШКИРСКОЙ 
Башкирский орнамент - одно 
из явлений национальной башкирской 
культуры, отразившее ее своеобразие 
и специфические черты. Орнамент 
для башкирского народа был единственной 
формой художественно-изобразительного 
творчества. Почти полное отсутствие 
в башкирском народном искусстве 
реалистических изображений животных, 
людей и пейзажей обусловлено 
было влиянием мусульманской культуры, 
а именно - запрет ислама изображать 
живое. Ислам не только исключил из 
искусства все прочие изображения, 
кроме орнамента, но и определил 
крайнюю стилизованность его 
формы, распространение 
Язычество с его магическими, 
тотемистическими и анимистическими 
представлениями оказало 
По мере развития изобразительной 
культуры народа, искусство все больше 
связывалось с эстетическими 
потребностями людей. Колористическое 
решение узоров - ярчайшее проявление 
национальной самобытности в искусстве. 
Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, 
с преобладанием теплых цветов: красного, 
зеленого, желтого. Реже применяются 
синий, голубой, лиловый цвета. На цветовую 
гамму оказало большое 
2. СТРУКТУРА ОРНАМЕНТА.
Башкирский орнамент (как отдельные элементы, так и вся композиция) почти всегда симметричен. Композиция очень емко и образно рассказывает о восприятии мира людьми. Весь мир содержит явления, данные только в оппозиции: день - ночь, жизнь - смерть, свет-тьма, мужское - женское, левое - правое и т. д. Это показано через симметрию противостоящих фигур животных. Для того чтобы противоположности во взаимной борьбе не уничтожили друг друга, необходим третий элемент композиции, их разграничивающий - золотая середина, точка отсчета, символическое изображение оси мира. Таким образом, в орнаменте отразились древние представления о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.
Центральной в подобных композициях 
чаще всего являлась женская фигура, 
иногда изображение дерева. Порой 
центральное место занимал 
На башкирских хараусах можно встретить как сильно стилизованную антропоморфную фигуру в центре композиции, так и изображение дерева.
Композиция узоров башкирских 
хараусов многовариантна. Ее нельзя рассматривать 
как простое заимствование 
Композиции с конями на 
хараусах интересны еще и тем, 
что в верхних углах композиции 
над конями симметрично расположены 
фигуры, обозначающие двух птиц, которые 
представляют небо. "В башкирском 
фольклоре,- отмечает М. М. Сагитов, - обычно 
изображаются три мира: небесный, земной 
и подземный или подводный. На 
земле живут обыкновенные люди, а 
подземный мир населен 
В узорах на хараусах нашли 
отражение представления 
С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде, и на жилище. В одежде украшались орнаментом, прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. "Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки - сигеу, тайну - в их изначальном смысле восходят к понятиям "ограничивать", "обрамлять", "окаймлять" (из книги Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева и С. Н. Шитовой "Декоративное творчество башкирского народа").
В украшении жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а потому в первую очередь надо украсить места возможного проникновения в дом злых духов. Украшались, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши. Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник - в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза. Треугольники-амулеты можно встретить в украшении обуви сарык, на женской одежде и на других предметах. Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае - на две.
3. ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.
Орнамент как явление национальной культуры преломляет в себе различные ее грани. Так как культура постоянно настроена на самовоспроизводство, то огромное значение имеет передача от поколения к поколению традиционных форм культуры. Давно забыты первоначальные трактовки тех или иных орнаментальных мотивов и сюжетов, но это становится уже неважным, когда передаются приемы и сюжеты от поколения к поколению, т. к. важным является сам факт преемственности. Преемственность - вот основное качество традиционной национальной культуры, благодаря которому некоторые сюжеты или элементы орнамента могут существовать, не изменяясь на протяжении столетий и тысячелетий. Такая устойчивость орнамента помогает при изучении ушедших в прошлое народных представлений, а также позволяет использовать его как исторический источник.
Технические приемы орнаментации, 
цветовая гамма, терминология узоров зачастую 
являются концентрированным выражением 
истории народа: его происхождения, 
этнических процессов в период средневековья, 
древних и современных 
Башкирский орнамент имеет 
свои специфические черты, которые 
отличают его от орнамента даже ближайших 
по культурному и этническому 
родству народов. Несмотря на множество 
мотивов, характерных для других 
народов, башкирский орнамент представляет 
образование уникальное. Некоторые 
его элементы, наиболее древние, известны. 
У других народов, отдаленных на тысячи 
километров на запад и на восток. 
Встречаются элементы, характерные 
Для искусства большинства 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Башкирский орнамент  очень 
древний, но и сейчас не потерял своей 
актуальности. Если пройти по городу, или 
какому- либо селу можно увидеть 
на домах, плакатах, башкирский орнамент. 
Многонациональный народ 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа, изд-во: Китап, 1994 г.
2.История и культура Башкортостана: Учеб. Пособ.- Уфа: УГНТУ, 2001.- 107ст.
3.Хисаметдинов Ф.Г История 
и культура Башкортостана: 
4.Культура народов 
5.Каримов К.К «Культура 
Башкортостана(1917-2000)» Уфа:
Информация о работе Орнамент, как явление национальной башкирской культуры