Ораторская речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:50, реферат

Краткое описание

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Но именно в античной Греции оно стремительно развивается и впервые появляются систематические работы по его теории. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. Софисты были риторами - платными учителями философии и ораторского искусства. Они принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, создавших невиданный культ слова и риторики. Софисты мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. Слово, речь (логос) становится объектом изучения, а риторика -„царицей всех искусств", обучение которой стало высшей степенью античного образования. Со

Файлы: 1 файл

Риторика Платона.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

   Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его философских работах, в частности в диалоге Федр" (в нем он также излагает теорию красноречия), в виде идеального прообраза на небе.

   Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия.

   Вещи - это лишь подобие и отражение идей. Душа же заключена в темницу нашего тела, после смерти которого она переходит в космос. Вместе с тем он говорит здесь о диалектике, которая определяется не только как искусство собеседования, то есть искусство задавать вопросы и отвечать на них, но и как умение возводить все единичное и частное к общей идее и, наоборот, низводить ее планомерно к единичному до получения неделимых и единичных элементов. При этом общая идея, составленная из частностей, мыслится как цельность, то есть новое качество, которое только что возникло и не содержалось в его отдельных элементах. Учение Платона об идеях является предпосылкой его эстетики.

   К красноречию Платон подходит сквозь призму своих философских воззрений: „Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому".

   Значит, требуется прежде всего ясное разделение речи на части так, чтобы четко было видно, где общий принцип, где частности, как этот общий принцип, или принцип общей идеи, определяет все частность, чтобы можно рациональным путем переходить от общего к частному и от частного к общему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Наиболее  выдающимся из учеников Сократа был  Платон (427-347 гг.) до н. э.

   Платон  по своему происхождению принадлежал к высшей афинской аристократии. Он готовил себя к поэтической деятельности, в молодости написал несколько произведений, но затем увлекся модной в ту пору философией, стал учеником Сократа и создал философскую школу, которая называлась академической (по имени сада в Афинах, посвященного герою Академу).

   Философию Платона мы знаем очень хорошо, так как до нас дошли все  его произведения.

   Платон  исходит из сократовских положений  о существовании объективной  истины и объективного добра. Каково же их содержание?

   В философии Платона надо различать  две стороны: 1) его метафизику, учение о бытии и 2) его социально-политические взгляды.

   Мировоззрение Платона называется объективным  идеализмом. Это слово происходит от введенного Платоном философского понятия идеи. По Платону, сущностью мира являются идеи.

   Что такое идея? Это есть не что иное, как объективно существующее общее  понятие. Возьмем, например, общее понятие  «человек». Это есть совокупность определенных основных признаков, существующих в тех или других конкретных людях. Платон отрывает эти признаки от их конкретных носителей и наделяет их реальным существованием в качестве идеи человека. Идей столько же, сколько общих понятий. Платон помещает их в особом «умопостигаемом» мире, который познается только интуицией, созерцанием.

   Этот  мир находится где-то за гранью неподвижных  звезд. Там обитают идеи — вечные, прекрасные, нематериальные прототипы  всех вещей.

   Они находятся в известном соподчинении по отношению друг к другу, стоят  на ступенях иерархической лестницы таким образом, что идеи более простые, идеи более грубых вещей подчинены идеям более высоким. Над всеми идеями господствует верховная идея — идея «истины, добра и красоты». Какое отношение имеет земной, материальный мир к миру идей?

   Платон  глубоко презирал материю. Он называл  материю «несуществующей». Это было развитием пифагорейских взглядов: материя есть нечто косное, грубое, аморфное, нечто, не имеющее определенного  образа. Только идеи могут формировать  материю. Поэтому если реальный мир вещей существует, то только потому, что в нем отражены идеи.

   Необходимо  подчеркнуть, что Платон учил об отдельном, абсолютно обособленном существовании  идей: идеи живут не в вещах, но отдельно от них, в сверхчувственном, непространственном мире. В вещах находятся только слабые отпечатки, несовершенные отблески идей. Мировоззрение Платона проникнуто глубоким презрением к материальному миру.

   Но  каким образом люди, эти несовершенные  существа, приходят к знанию идей, как  вообще происходит человеческое познание? Для ответа на этот вопрос Платон строит свою теорию знания как воспоминания.

   Душа  человека одной своей частью (разумом) подобна идеям. Поэтому до своего вселения в тело она находится  на грани между миром чувственным  и умопостигаемым. Души живут на звездах, и оттуда они созерцают идеи. Это созерцание наполняет их восторгом и блаженством, потому что мир, который они созерцают, — мир прекрасный.

   Затем наступает для каждой души час  вселения в тело. Душа вселяется  в темницу. Платон понимал тело как  темницу души, и понятно, что душа забывает о том прекрасном мире, который она когда-то созерцала. Но на земле она встречает предметы, которые ей напоминают то, что она созерцала в умопостигаемом мире. Человек видит шар. На земле нет идеального шара, в реальном шаре только отражается его идея. Всякий земной шар есть нечто грубое, приближенное, но все-таки в нем есть отпечаток идеи. И вот по поводу этого несовершенного отпечатка идеи душа вспоминает о том идеальном шаре, который она когда-то созерцала.

   Таким путем Платон пытался, в частности, объяснить правомерность математики. Он сам был крупным знатоком математики. Но для его философии возникала проблема: откуда берется у человека представление об идеальных треугольниках, кругах, шарах? Раз математика точная наука, то она, очевидно, имеет дело с идеальными понятиями, а не с грубыми, материальными воплощениями кругов, линий и точек в материи. Таким путем Платон пришел к своей теории, что люди, видя конкретные предметы на земле, по поводу них вспоминают о тех идеях, которые видели в умопостигаемом мире.

   Очевидно, что если по Платону существует такая  резкая разница между умопостигаемым миром, между миром добра, истины и красоты, и грубым реальным миром  материальных вещей, то может быть только одна норма человеческого поведения, у человека может быть только одна единственная задача — готовиться всю жизнь к тому, чтобы снова вступить в царство идей. Вся жизнь человека должна быть проникнута эросом, т. е. страстной любовью к миру идей. Отсюда происходит знаменитое, столь вульгаризированное понятие «платоническая любовь», любовь к идее. 

Информация о работе Ораторская речь