Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:47, доклад
Новгородская школа естественным образом связана с историей Новгорода Великого. После крещения киевлян в 988 году, а через три года и новгородцев, в обоих городах начали возводить православные церкви. Эта преемственность наиболее ярко видна в возведении двух главных храмов Киева и Новгорода. В 1037 году в Киеве начали строительство Софийского храма, а 1045-50 годах появилась София Новгородская. Для этих строений, а также для других церквей, меньшего размера, нужны были богослужебные иконы.
9 Новгородская школа иконописи
Новгородская школа 
В соответствии с этими вехами истории, истоки новгородской иконы восходят к XI веку, первый расцвет наступает в на ХII – ХIII столетии, а своего наивысшего развития новгородская школа иконописи достигает в последующие ХIV и ХV века. Как всегда, после расцвета, наступает угасание. И для него тоже были исторические предпосылки: Новгород Великий утратил независимость, был включен в состав Московского государства, и, хотя иконы здесь продолжали писать, о былой свободе трактовок уже не могло быть и речи, слава новгородской школы осталась в прошлом.
Уникальность новгородской 
школы заключалась как в 
Новгородские мастера обычно выстраивали святых в ряд, а над ними, чаще всего, помещали своеобразную эмблему города – Знамение. Стоит ли после этого удивляться, что новгородская икона Божией Матери «Знамение» – главная святыня русского Севера. Для этого были свои причины – чудо, случившееся в Новгороде в 1170 году. Двенадцатый век — это время, когда Русь раздирали междоусобицы.
Новгородская школа 
Счастливо избегший татарского нашествия 
Новгород испытал в XIV–XV веках блестящий 
экономический и культурный расцвет. Этот 
свободный город с крепкой ремесленной 
прослойкой вел широкую заморскую торговлю 
и энергично колонизовал обширные земли 
Севера, неизменно обогащавшие новгородцев. 
Для новгородской иконописи 
XIV века огромное значение имело художественное 
наследие XIII столетия. В век, когда 
оказались почти прерванными 
культурные и торговые связи с 
Византией, когда прекратился ввоз 
византийских икон, стало, естественно, 
легче выйти из-под 
В XIV веке фреска была в Новгороде 
гораздо более 
В силу своей дешевизны икона была более 
демократическим искусством; икону легко 
мог заказать и сравнительно небогатый 
человек, жители Новгорода охотно заказывали 
иконы для возводимых в большом количестве 
деревянных и каменных храмов. Этот процесс 
начался уже в XII веке, но своего полного 
развития он достиг лишь в XIV столетии. 
И если монументальная живопись Новгорода 
оставалась весь XIV век в орбите византийского 
понимания формы, то в иконе быстро кристаллизуется 
новый художественный язык с ярко выраженными 
новгородизмами. 
Иконы подкупают яркой красочностью и 
оттенком наивного простодушия, характерным 
для многих произведений новгородской 
живописи. 
Художественный язык новгородской иконы 
прост, лаконичен, четок. Композиция строится 
на противопоставлении крупных форм и 
ярких локальных тонов.
Отдельные элементы композиции 
равномерно распределены и удачно согласованы 
между собой, имеют красивый абрис. 
Мастера Новгородской школы часто 
изображали фигуры, горки, деревья симметрично, 
что создает впечатление 
«Лебединой песнью» 
Покров Богоматери 
Начиная с XIV века в новгородской иконописи 
широкую популярность получает новый 
сюжет — Покров Богоматери. Праздник Покрова, 
неизвестный греческой церкви, был установлен 
во Владимиро-Суздальской Руси уже в XII 
веке, в память о чудесном явлении Богоматери 
блаженному Андрею Юродивому (умер около 
936 года) и его ученику Епифанию. В житии 
Андрея повествуется о том, как Богоматерь 
предстала ему входящею в главные врата 
Влахернского храма и как она подошла 
к алтарю, перед которым стала молиться 
за людей; по окончании молитвы Богоматерь 
сняла с себя покрывало, или мафорий, и, 
придерживая его обеими руками, распростерла 
над всем стоящим народом. Иконография 
этого сюжета начала складываться не позднее 
XIII и к XIV столетию уже вполне оформилась. 
Основная идея как самого чуда, так и связанного 
с ним праздника Покрова совершенно ясна. 
Это идея заступничества и милосердия. 
Установление праздника Покрова на Руси 
свидетельствует о пробуждении национального 
самосознания.  
На иконе из Третьяковской галереи Мария 
представлена в позе Оранты.