Новгородская школа иконописи

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:47, доклад

Краткое описание

Новгородская школа естественным образом связана с историей Новгорода Великого. После крещения киевлян в 988 году, а через три года и новгородцев, в обоих городах начали возводить православные церкви. Эта преемственность наиболее ярко видна в возведении двух главных храмов Киева и Новгорода. В 1037 году в Киеве начали строительство Софийского храма, а 1045-50 годах появилась София Новгородская. Для этих строений, а также для других церквей, меньшего размера, нужны были богослужебные иконы.

Файлы: 1 файл

9 Новгородская школа иконописи.docx

— 16.94 Кб (Скачать)

9 Новгородская школа иконописи

Новгородская школа естественным образом связана с историей Новгорода  Великого. После крещения киевлян  в 988 году, а через три года и  новгородцев, в обоих городах  начали возводить православные церкви. Эта преемственность наиболее ярко видна в возведении двух главных  храмов Киева и Новгорода. В 1037 году в Киеве начали строительство  Софийского храма, а 1045-50 годах появилась  София Новгородская. Для этих строений, а также для других церквей, меньшего размера,  нужны были богослужебные иконы. Вначале их или привозили из Византии, или они писались на месте греческими изографами. Затем политическое положение Византии усложнилось, и она не могла поставлять своих мастеров в далекую Русь, а с 1453 года, когда это южное государство под ударами турков-сельджуков прекратило существование, говорить о византийском влиянии на русское иконописание, уже не было смысла. К тому же, с XI века у нас появились собственные иконописцы, работавшие в оригинальной манере.

В соответствии с этими  вехами истории, истоки новгородской иконы  восходят к XI веку, первый расцвет наступает  в на ХII – ХIII столетии, а своего наивысшего развития новгородская школа иконописи достигает в последующие ХIV и ХV века. Как всегда, после расцвета, наступает угасание. И для него тоже были исторические предпосылки: Новгород Великий утратил независимость, был включен в состав Московского государства, и, хотя иконы здесь продолжали писать, о былой свободе трактовок уже не могло быть и речи, слава новгородской школы осталась в прошлом.

Уникальность новгородской школы заключалась как в колорите икон, так  и в избираемых сюжетах. Здесь, на севере, отдавали предпочтение местным святым: Флору и Лавру, Илье, Анастасии, Параскеве Пятнице. То есть, изображали и молились, в первую очередь, тем святым, которые могли помочь в повседневной жизни новгородцев, в их работе на земле или в торговых предприятиях. И изображали их крепкими, коренастыми, вполне земными людьми. Складывается впечатление, что новгородцы обращались с иконой запросто, как со своим старым другом. Доверяли ей свои потаённые мысли, настойчиво добивались от нее поддержки во всем том, что представлялось важным и неотложным. Конечно, такой подход к иконописи сближал ее с жизнью.

Новгородские мастера  обычно выстраивали святых в ряд, а над ними, чаще всего, помещали своеобразную эмблему города – Знамение. Стоит ли после этого удивляться, что новгородская икона Божией Матери «Знамение» – главная святыня  русского Севера. Для этого были свои причины – чудо, случившееся  в Новгороде в 1170 году. Двенадцатый  век — это время, когда Русь раздирали междоусобицы. 

Новгородская школа 
Счастливо избегший татарского нашествия Новгород испытал в XIV–XV веках блестящий экономический и культурный расцвет. Этот свободный город с крепкой ремесленной прослойкой вел широкую заморскую торговлю и энергично колонизовал обширные земли Севера, неизменно обогащавшие новгородцев.

Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда  оказались почти прерванными  культурные и торговые связи с  Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний. Это подготовило почву  для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась  в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной.

В XIV веке фреска была в Новгороде  гораздо более византинизирующим искусством, нежели станковая живопись. Она черпала мощные импульсы из работ заезжих греческих мастеров.  
В силу своей дешевизны икона была более демократическим искусством; икону легко мог заказать и сравнительно небогатый человек, жители Новгорода охотно заказывали иконы для возводимых в большом количестве деревянных и каменных храмов. Этот процесс начался уже в XII веке, но своего полного развития он достиг лишь в XIV столетии. И если монументальная живопись Новгорода оставалась весь XIV век в орбите византийского понимания формы, то в иконе быстро кристаллизуется новый художественный язык с ярко выраженными новгородизмами. 
Иконы подкупают яркой красочностью и оттенком наивного простодушия, характерным для многих произведений новгородской живописи. 
Художественный язык новгородской иконы прост, лаконичен, четок. Композиция строится на противопоставлении крупных форм и ярких локальных тонов.

Отдельные элементы композиции равномерно распределены и удачно согласованы  между собой, имеют красивый абрис. Мастера Новгородской школы часто  изображали фигуры, горки, деревья симметрично, что создает впечатление завершенности  композиции. Эта симметричность разбивалась  различными деталями. Часто композиция иконы строилась ярусами, изображения  располагались друг над другом. Очень  красивы в новгородском письме горки. Они писались крупными объемами с  ярко выраженными площадками, которые  принято называть «лещадками». Лещадки, в свою очередь, разбиваются мелкими «кремешками». У подножья горки, как правило, изображалась так называемая пещера, т.е. темное углубление. По горке писались причудливые травы и другая растительность. Вода в новгородской иконописи раскрывалась синим цветом, по которому шла роспись светлыми волнообразным линиями. Особо следует отметить так называемое «палатное письмо». Палаты, yсловная архитектура, очень красивы по силуэту. Они окрашивались в мягкие сдержанные тона. Отдельные элементы композиции - окна, двери, занавески, колонки - покрывались плотным: сочными тонами киновари, кармин зелени, умбры, что создавало очень сильную цветовую гамму.

«Лебединой песнью» новгородской иконописи XV века являются знаменитые двусторонние таблетки из Софийского собора, ныне хранящиеся в Новгородском музее, а также в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона. Эти  небольшие иконы, написанные на туго пролевкашенном холсте, предназначались для того, чтобы класть их на аналой в дни церковных праздников. Обычная их тематика — главные евангельские эпизоды, сцены Страстей и фигуры святых.

Покров Богоматери 
Начиная с XIV века в новгородской иконописи широкую популярность получает новый сюжет — Покров Богоматери. Праздник Покрова, неизвестный греческой церкви, был установлен во Владимиро-Суздальской Руси уже в XII веке, в память о чудесном явлении Богоматери блаженному Андрею Юродивому (умер около 936 года) и его ученику Епифанию. В житии Андрея повествуется о том, как Богоматерь предстала ему входящею в главные врата Влахернского храма и как она подошла к алтарю, перед которым стала молиться за людей; по окончании молитвы Богоматерь сняла с себя покрывало, или мафорий, и, придерживая его обеими руками, распростерла над всем стоящим народом. Иконография этого сюжета начала складываться не позднее XIII и к XIV столетию уже вполне оформилась. Основная идея как самого чуда, так и связанного с ним праздника Покрова совершенно ясна. Это идея заступничества и милосердия. Установление праздника Покрова на Руси свидетельствует о пробуждении национального самосознания.  
На иконе из Третьяковской галереи Мария представлена в позе Оранты.


Информация о работе Новгородская школа иконописи