Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:47, доклад
Новгородская школа естественным образом связана с историей Новгорода Великого. После крещения киевлян в 988 году, а через три года и новгородцев, в обоих городах начали возводить православные церкви. Эта преемственность наиболее ярко видна в возведении двух главных храмов Киева и Новгорода. В 1037 году в Киеве начали строительство Софийского храма, а 1045-50 годах появилась София Новгородская. Для этих строений, а также для других церквей, меньшего размера, нужны были богослужебные иконы.
9 Новгородская школа иконописи
Новгородская школа
В соответствии с этими вехами истории, истоки новгородской иконы восходят к XI веку, первый расцвет наступает в на ХII – ХIII столетии, а своего наивысшего развития новгородская школа иконописи достигает в последующие ХIV и ХV века. Как всегда, после расцвета, наступает угасание. И для него тоже были исторические предпосылки: Новгород Великий утратил независимость, был включен в состав Московского государства, и, хотя иконы здесь продолжали писать, о былой свободе трактовок уже не могло быть и речи, слава новгородской школы осталась в прошлом.
Уникальность новгородской
школы заключалась как в
Новгородские мастера обычно выстраивали святых в ряд, а над ними, чаще всего, помещали своеобразную эмблему города – Знамение. Стоит ли после этого удивляться, что новгородская икона Божией Матери «Знамение» – главная святыня русского Севера. Для этого были свои причины – чудо, случившееся в Новгороде в 1170 году. Двенадцатый век — это время, когда Русь раздирали междоусобицы.
Новгородская школа
Счастливо избегший татарского нашествия
Новгород испытал в XIV–XV веках блестящий
экономический и культурный расцвет. Этот
свободный город с крепкой ремесленной
прослойкой вел широкую заморскую торговлю
и энергично колонизовал обширные земли
Севера, неизменно обогащавшие новгородцев.
Для новгородской иконописи
XIV века огромное значение имело художественное
наследие XIII столетия. В век, когда
оказались почти прерванными
культурные и торговые связи с
Византией, когда прекратился ввоз
византийских икон, стало, естественно,
легче выйти из-под
В XIV веке фреска была в Новгороде
гораздо более
В силу своей дешевизны икона была более
демократическим искусством; икону легко
мог заказать и сравнительно небогатый
человек, жители Новгорода охотно заказывали
иконы для возводимых в большом количестве
деревянных и каменных храмов. Этот процесс
начался уже в XII веке, но своего полного
развития он достиг лишь в XIV столетии.
И если монументальная живопись Новгорода
оставалась весь XIV век в орбите византийского
понимания формы, то в иконе быстро кристаллизуется
новый художественный язык с ярко выраженными
новгородизмами.
Иконы подкупают яркой красочностью и
оттенком наивного простодушия, характерным
для многих произведений новгородской
живописи.
Художественный язык новгородской иконы
прост, лаконичен, четок. Композиция строится
на противопоставлении крупных форм и
ярких локальных тонов.
Отдельные элементы композиции
равномерно распределены и удачно согласованы
между собой, имеют красивый абрис.
Мастера Новгородской школы часто
изображали фигуры, горки, деревья симметрично,
что создает впечатление
«Лебединой песнью»
Покров Богоматери
Начиная с XIV века в новгородской иконописи
широкую популярность получает новый
сюжет — Покров Богоматери. Праздник Покрова,
неизвестный греческой церкви, был установлен
во Владимиро-Суздальской Руси уже в XII
веке, в память о чудесном явлении Богоматери
блаженному Андрею Юродивому (умер около
936 года) и его ученику Епифанию. В житии
Андрея повествуется о том, как Богоматерь
предстала ему входящею в главные врата
Влахернского храма и как она подошла
к алтарю, перед которым стала молиться
за людей; по окончании молитвы Богоматерь
сняла с себя покрывало, или мафорий, и,
придерживая его обеими руками, распростерла
над всем стоящим народом. Иконография
этого сюжета начала складываться не позднее
XIII и к XIV столетию уже вполне оформилась.
Основная идея как самого чуда, так и связанного
с ним праздника Покрова совершенно ясна.
Это идея заступничества и милосердия.
Установление праздника Покрова на Руси
свидетельствует о пробуждении национального
самосознания.
На иконе из Третьяковской галереи Мария
представлена в позе Оранты.