Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:11, контрольная работа
Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана.
Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана.
За свою долгую деятельность
Репин рисовал неустанно. Карандаш
- неразлучный его спутник и
товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется
всяким случаем, чтобы рисовать: сидит
ли он на каком-нибудь заседании, беседует
ли с приятелем или знакомым на улице -
всюду он зарисовывает в альбом или на
лист бумаги. Работая над картиной или
портретом, он опять попутно рисует; ищет
на бумаге карандашом наиболее совершенного
выражения своей идеи.
Картина, показанная на XII передвижной
выставке, входит в повествовательный
цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника.
Символический пунктир этой судьбы, особенно
внятный современникам, обозначен изображениями
на стенах комнаты: портреты Шевченко
и Некрасова, кумиров революционного студенчества
1870-х годов; между ними - гравюра Христос
на Голгофе: сравнение народнического
подвижничества с жертвенным служением
Христа относилось к числу весьма популярных
аллегорий. Справа, на боковой стене - широко
известная и узнаваемая современниками
фотография Александра II в гробу. Это напоминание
об убийстве царя-освободителя народовольцами.
Картина появилась на выставке вскоре
после амнистии ссыльным народовольцам.
В контексте таких напоминаний о " мятежах
и казнях" , омрачивших " начало дней"
царствующего монарха, появление ссыльного
в стенах родного дома получает характер
неожиданного чудесного явления с порога
небытия, иначе говоря - воскресения. В
очерке силуэта и позе матери, поднимающейся
с кресла навстречу сыну, отчетливо узнаваема
иконография фигур, созерцающих чудесные
явления в сюжетах Воскрешение Лазаря,
Христос в Эммаусе и т. п. В ближайшей перспективе
этот мотив имеет аналогию в картине Иванова
Явление Христа народу. Русская история
как часть всемирно-исторической драмы,
неожиданно, вдруг втеснившейся в интерьерный
семейный круг, или, выражаясь словами
Достоевского, " вечность на аршине
пространства" , - таков был замысел
Репина, потребовавший долговременного
труда: фигура и особенно лицо входящего
несколько раз переписывались уже после
того, как картина была выставлена и приобретена
Третьяковым. Моделью для главного героя
послужил, в частности, Всеволод Гаршин. " Этой кротости, этой
голубиной чистоты в человеке мне еще
не приходилось встречать. Как кристалл
чистая душа!" - писал о нем Репин. Без
этого ореола историко-культурных, современных
и вечных ассоциаций репинская композиция
- всего лишь снимок с " живой картины"
, пантомимическая постановка в мастерски
написанном интерьере.