Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:11, контрольная работа
Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана.
Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни — в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана.
За свою долгую деятельность 
Репин рисовал неустанно. Карандаш 
- неразлучный его спутник и 
товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется 
всяким случаем, чтобы рисовать: сидит 
ли он на каком-нибудь заседании, беседует 
ли с приятелем или знакомым на улице - 
всюду он зарисовывает в альбом или на 
лист бумаги. Работая над картиной или 
портретом, он опять попутно рисует; ищет 
на бумаге карандашом наиболее совершенного 
выражения своей идеи. 
Картина, показанная на XII передвижной 
выставке, входит в повествовательный 
цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника. 
Символический пунктир этой судьбы, особенно 
внятный современникам, обозначен изображениями 
на стенах комнаты: портреты Шевченко 
и Некрасова, кумиров революционного студенчества 
1870-х годов; между ними - гравюра Христос 
на Голгофе: сравнение народнического 
подвижничества с жертвенным служением 
Христа относилось к числу весьма популярных 
аллегорий. Справа, на боковой стене - широко 
известная и узнаваемая современниками 
фотография Александра II в гробу. Это напоминание 
об убийстве царя-освободителя народовольцами. 
Картина появилась на выставке вскоре 
после амнистии ссыльным народовольцам. 
В контексте таких напоминаний о " мятежах 
и казнях" , омрачивших " начало дней" 
царствующего монарха, появление ссыльного 
в стенах родного дома получает характер 
неожиданного чудесного явления с порога 
небытия, иначе говоря - воскресения. В 
очерке силуэта и позе матери, поднимающейся 
с кресла навстречу сыну, отчетливо узнаваема 
иконография фигур, созерцающих чудесные 
явления в сюжетах Воскрешение Лазаря, 
Христос в Эммаусе и т. п. В ближайшей перспективе 
этот мотив имеет аналогию в картине Иванова 
Явление Христа народу. Русская история 
как часть всемирно-исторической драмы, 
неожиданно, вдруг втеснившейся в интерьерный 
семейный круг, или, выражаясь словами 
Достоевского, " вечность на аршине 
пространства" , - таков был замысел 
Репина, потребовавший долговременного 
труда: фигура и особенно лицо входящего 
несколько раз переписывались уже после 
того, как картина была выставлена и приобретена 
Третьяковым. Моделью для главного героя 
послужил, в частности, Всеволод Гаршин. " Этой кротости, этой 
голубиной чистоты в человеке мне еще 
не приходилось встречать. Как кристалл 
чистая душа!" - писал о нем Репин. Без 
этого ореола историко-культурных, современных 
и вечных ассоциаций репинская композиция 
- всего лишь снимок с " живой картины" 
, пантомимическая постановка в мастерски 
написанном интерьере.