Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:46, реферат
Музыка - вид искусства, который отражает действитольность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов. Выражая мысли и эмоции человека в слышимой форме, музыка служит средством общения людей.
Музыка аналогична речи, точнее - речевой интонации, где внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру выражаются с помощью изменений высоты и др. характеристик звучания голоса при высказывании. Эта аналогичность позволяет говорить об интонационной природе музыки.
Реферат на тему:
"Музыка
как вид искусства"
2008 г.
1. Введение
Музыка - вид искусства, который отражает
действитольность и воздействует на человека
посредством осмысленных и особым образом
организованных по высоте и во времени
звуковых последований, состоящих в основном
из тонов. Выражая мысли и эмоции человека
в слышимой форме, музыка служит средством
общения людей.
Музыка аналогична речи, точнее - речевой
интонации, где внутреннее состояние человека
и его эмоциональное отношение к миру
выражаются с помощью изменений высоты
и др. характеристик звучания голоса при
высказывании. Эта аналогичность позволяет
говорить об интонационной природе музыки.
Вместе с тем музыка существенно отличается
от речи, прежде всего качествами, присущими
ей как искусству. В их числе: опосредованность
отражения действительности, необязательность
утилитарных функций, важнейшая роль эстетических
функции, художественная ценность как
содержания, так и формы, т.е. индивидуальный
характер образов и их воплощения.
В сравнении с универсальным средством
звукового общения людей - речью, специфика
музыка проявляется также в невозможности
однозначно выразить конкретные понятия,
в строгой упорядоченности высотных и
временных отношений звуков, благодаря
фиксированности высоты и длительности
каждого из них, что намного увеличивает
её эмоциональную и эстетическую выразительность.
Ведущее место в музыкальном содержании
предопределяется интонационной и временной
природой музыки, позволяющей ей, с одной
стороны, опереться на многотысячелетний
опыт внешнего выявления людьми своих
эмоций, передачи их другим членам общества,
прежде всего и главным образом, посредством
именно звуков, и с другой - адекватно выразить
переживание.
Музыка вполне доступны такие мысли-обобщения,
которые выражаются в понятиях, относящихся
к динамической стороне социальных явлений,
к чертам характера человека и общества.
Огромную роль в воплощении отвлечённых
мыслей играет музыкальная драматургия,
т. е. сопоставление, столкновение и развитие
музыкальных образов. Наибольшие возможности
для выражения значительных обобщающих
идей собственно музыкальными средствами
даёт симфонизм как диалектическое развитие
системы образов, приводящее к становлению
нового качества.
Музыка всегда выражает важнейшие, типичные
черты идеологии той или иной социальной
группы. Музыка нередко передаёт эмоциональный
колорит, темп, ритм эпохи в целом, мысли
и эмоции, близкие не одному, а некоторым
классам идеи демократического преобразования
общества, национального освобождения
и т. п.) или даже всем людям (настроения,
пробуждаемые природой, любовь и др. лирические,
переживания), воплощает высокие общечеловеческие
идеалы.
Однако, поскольку всеобщее в идейно-эмоциональном
мире человека не оторвано от его общественного
бытия, то и общечеловеческое в музыке
неизбежно получает социальную направленность.
Правдивое и притом типизированное, т.
е. соединяющее в себе обобщение с социально-исторической,
национальной и индивидуально-психологической
конкретностью, отражение настроений
и характеров людей как членов определения
общества служит проявлением реализма
в музыке.
Полное же отсутствие в произведениях
идейно-эмоционального содержания (включая
психический мир человека), бессодержательная
"игра" звучаниями или превращение
их лишь в средство физиологического воздействия
на слушателей выводят такую "звуковую
конструкцию" за пределы музыки, как
искусства.
Музыка доступно содержание различного
рода: эпическое, драматическое, лирическое.
При этом, однако, в силу её неизобразительной
природы, наиболее близка ей лирика, предусматривающая
преобладание "самовыражения" над
изображением внешнего мира, психологических
"автопортретов" над характеристиками
других людей.
В содержании музыки в целом господствуют
положительные образы, отвечающие этическому
и эстетическому идеалу автора. Хотя уже
давно - и особенно широко с эпохи романтизма
- в музыку вошли также отрицательные образы
(а с ними - ирония, карикатура, гротеск),
всё же и после этого ведущей тенденцией
музыкального содержания осталось тяготение
к утверждению, "воспеванию", а не
к отрицанию, обличению. Подобная органическая
склонность музыки к раскрытию и подчёркиванию
лучшего в человеке усиливает её значение
как выразителя гуманистического начала
и носителя нравственно-воспитательной
функции.
Материальным воплощением содержания
музыки, способом его существования служит
музыкальная форма - система музыкальных
звучаний, в которой реализуются мысли,
эмоции и образные представления композитора.
Музыкальная форма вторична по отношению
к содержанию и в целом подчинена ему.
В то же время она обладает относительной,
самостоятельностью, которая тем более
велика, что музыка, как и все неизобразительные
виды искусства, очень ограничена в использовании
форм реальных жизненных явлений и поэтому
неизбежно рождает в широких масштабах
собственные формы, не повторяющие природных.
Эти особые формы, создаваемые для выражения
специфического музыкального содержания,
в свою очередь активно воздействуют на
него, "формируют" его. Для музыкальной
формы характерна тенденция к устойчивости,
стабильности, повторяемости структур,
и отдельных элементов, что вступает в
известное противоречие с изменчивостью,
подвижностью, неповторимостью музыкального
содержания.
Кроме материального закрепления содержания,
форма в музыке выполняет и функцию его
передачи, "сообщения" обществу. Эта
коммуникативная функция также определяет
некоторые существенные стороны музыкальной
формы, и прежде всего - соответствие общим
закономерностям слушательского восприятия
и (в определённых границах) его типу и
возможностям в данную эпоху.
Даже взятые в отдельности музыкального
звучания обладают уже первичными выразит,
возможностями. Каждое из них способно
вызвать физиологич. ощущение удовольствия
или неудовольствия, возбуждения или успокоения,
напряжения или разрядки, а также ощущения
(тяжести или лёгкости, тепла или холода
темноты или света и т. д.) и простейшие
пространственные ассоциации. Эти возможности
так или "иначе используются в любом
музыкального произведения, однако обычно
лишь как побочные по отношению к тем ресурсам
психологической и эстетической воздействия,
которые заключены в более глубоких слоях
музыкальной формы, где звучания выступают
уже как элементы целостных организованных
структур.
К внешней стороне относятся смена тембров,
направление, мелодичность движения и
его рисунок (плавный, скачкообразный),
динамическая кривая (изменения громкости,
музыка Динамика), темп, общий характер
ритмики (музыка Ритм). Эта сторона музыкальной
формы воспринимается аналогично речи
на незнакомом языке, которая может оказывать
на слушателя эмоциональное воздействие
своим общим звучанием, без понимания
её содержания.
Внутренняя ("языковая") сторона музыкальной
формы - это её интонационный состав, т.
е. входящие в неё осмысленные звукосопряжения,
уже освоенные ранее обществ, сознанием,
потенциальные значения которых в общих
чертах известны слушателя музыки. Эта
сторона музыкальной формы воспринимается
аналогично речи на знакомом языке, воздействующей
но только своим звучание, но и смысл музыки.
Музыка каждой нации в каждую эпоху характеризуется
определяется комплексом устойчивых типов
звукосочетаний (интонаций) вместе с правилами
(нормами) их употребления. Такой комплекс
можно назвать (метафорически) музыкальным
"языком" этой нации и эпохи. В отличие
от вербального (словесного) языка, он
лишён некоторых существенных признаков
знаковой системы, т. к., во-первых, его
элементами являются не конкретные устойчивые
образования (знаки), а лишь типы звукосочетаний,
во-вторых, каждый из этих элементов обладает
не одним определенным значением, а множеством
потенциальных значением, поле которых
не имеет точно установленных границ,
форма каждого элемента неотделима от
его значений, она не может быть ни заменена
другой, ни существенно изменена без того,
чтобы не изменилось значение; поэтому
в музыке невозможен перевод с одного
музыкального языка на другой.
Поле потенциальных значений любого музыкально-языкового
элемента зависит, с одной стороны, от
его физических (акустических) свойств,
а с другой - от опыта его употребления
в музыкально-общественной практике и
связей его, в результате этого опыта,
с другими явлениями. Таковы внемузыкальные
ассоциации (со звучаниями речи, природы
и т. п., а через них с соответственными
образами людей и природных явлений) к
внутримузыкальные, которые, в свою очередь,
подразделяются на внетекстовые ассоциации
(с другими музыкальными произведениями)
и внутритекстовые (возникают в пределах
данного произв. на основе разного рода
интонационных связей, тематических подобий
и др.). В формировании семантических возможностей
различных элементов музыкального языка
огромную роль играет опыт их многократного
использования в бытовой музыке, а также
в музыке со словом и сценическим действием,
где складываются их прочные связи с жизненными
ситуациями и с теми элементами содержания,
которые воплощены внемузыкальными средствами.
2. Происхождение музыки.
Искусство, музыки существовало всегда
и вне церкви как фольклор, а примерно
с XII века историки музыки прослеживают
и то, чему было дано название "третий
пласт" - светское, бытовое искусство,
от трубадуров, карнавальной музыки и
т.п. до современной оперетты и рока. Однако
церковь растила, формировала и использовала
музыку высокого духовного плана, в которой
развивалась и форма, техника искусства
и его высокие художественные нормы.
Искусство неоценимо важно в религиозном
ритуале, так как оно обладает удивительной
способностью укреплять восприятие интуитивных
(в том числе мистических) идей, эмоций,
мироощущений, доводя людей до экстаза,
катарсиса. Синкретическое искусство
ритуала, совокупное действие различных
его видов является особым дополнительным
фактором.
Однако с Возрождения начинается новый
этап. Наряду с остающимся в церкви возникает
и начинает быстро развиваться тоже серьёзное
и высокодуховное, но внерелигиозное искусство.
Если Бах писал светские произведения
ещё наряду с произведениями для церкви,
то уже в XVII и XIX веках сформировалась вполне
самостоятельная оперная, а также симфоническая
и вообще инструментальная нецерковная
музыка высокого плана. Исследователи
чётко показывают, что она "вышла из
Храма", но развивалась уже вне религии.
В эпоху Древних цивилизаций (древних
государств: Египта, Ассирии, Индии, Китая,
Греции и др.) музыка, главным образом,
понималась в качестве звукового отражения
мира, жизни (и уже затем - человека). Это
проявилось в двух существовавших в данное
время истолкованиях музыкального искусства:
1) как образа (подобия и т. п.) божественного
по своему происхождению Космоса и 2) как
непосредственной причины, источника
возникновения Вселенной.
Что касается первого истолкования музыки,
то в рамках его не только отдельные музыкальные
произведения, музыкальные инструменты,
но даже отдельные звуки ладов, лежащие
в основе музыкальных сочинений, четко
соотносились с космическими явлениями:
естественно-природными, общественными
и т. д. К примеру, древнеиндийские раги
были сезонными, т.е. исполняемыми в определенное
время года (весенние, летние и т.п.), суточными,
звучащими в то или иное время суток (утренние,
дневные). Отдельные же звуки, как правило
7-ступенного лада par, соотносились с явлениями
социального порядка: главный звук назывался
"правитель", второй по значению звук
- "министр", группа подчиненных звуков
- "помощники" и, наконец, диссонирующий
звук - "враг". Подобная картина представлена
и в древнекитайской музыке, где 5 звуков
лежащего в основе древнекитайских музыкальных
сочинений так называемого пентатониче-ского
лада означали явления природы: 1-й звук
- гром, 2-й - шум ветра в ветвях, 3-й - потрескивание
дров в огне, 4-й и 5-й - журчание ручья; общественные
явления: 1-й звук - правителя, 2-й - чиновников,
3-й - народ, 4-й - деяния, 5-й - объекты и т.
д.
Если говорить о втором истолковании музыкального
искусства, наиболее полное выражение
эта точка зрения находит в Древней Греции
в учении Пифагора и его последователей
- пифагорейцев - о "гармонии сфер"
(причем (элементы этого учения имели место
во многих древних государствах: Египте,
Китае и др). Согласно этому учению, существует
космическая музыка - "гармония сфер",
вызванная движением планет вокруг Земли,
математически строгим законам которой
подчиняется все Мироздание.
В период европейского средневековья
музыка так же, как и в эпоху Древних цивилизаций,
прежде всего понималась как отражение
мира, жизни и только после этого - человека,
причем, вследствие религиозного деления
мира на две сферы: высшую (божественную)
и низшую (земную), - понимание музыки как
отражения мира, жизни было связано с истолкованием
музыкального искусства как отражения
божественного и земного проявления жизни.
Божественную жизнь (Бога, ангелов и т.д.)
преимущественно воплощала открытая еще
Пифагором математически строгая космическая
музыка или "гармония сфер".
Земную жизнь отражала музыка, связанная
с существованием человека, - сознательно
созданная человеком: вокальная и инструментальная.
В эпоху Возрождения музыкальное искусство
интерпретировалось прежде всего как
отражение человека, причем человека -
человеческой индивидуальности, и как
следствие этого - отражение мира, жизни.
Такое "видение" музыки в данную эпоху
было обусловлено господствующим в это
время представлением об особом статусе
человеческой личности, индивидуальности,
рассматривавшейся в качестве своеобразного
"вместилища" мира, т. е. явления, заключавшего
в себе все богатство мирового бытия.
В XVII-XVIII веках музыка вновь рассматривалась
преимущественно как отражение мира, жизни
(а отсюда - и человека), при этом в характерной,
специфической форме: в качестве отражения
природы (истолковываемой как вся имеющаяся
в наличии действительность, включающая
в себя и человека).
Первая половина XIX века - опять переориентация
в истолковании музыки. Музыка, как и в
эпоху Возрождения, вновь интерпретируется,
главным образом, в качестве отражения
человека, человеческой индивидуальности
(и в связи с этим - мира, жизни), однако,
в отличие от подобной интерпретации в
эпоху Ренессанса,- человека, человеческой
индивидуальности не как телесно-пластического
существа, а душевнoгo (духовного).
Во второй половине XIX века музыка по существу
продолжала интерпретироваться как отражение
человека (и на этой основе - мира, жизни),
вместе с тем существенное изменение в
рамках указанной интерпретации претерпела
сама трактовка человека. Человек в данном
случае стал пониматься как определенная
группа людей, а точнее - нация (народ).
О том, что трактовка музыки в это время
как отражения человека - нации означала
одновременно и понимание музыки как отражения
мира, свидетельствует тот факт, что само
национальное бытие в эту эпоху, в силу
возведения его в ранг общедуховного,
возвышалось до уровня мирового явления.
При этом важно отметить, что если в первой
половине XIX века "законодателем"
существовавшей точки зрения в отношении
музыкального искусства, главным образом,
была Германия, во второй половине XIX века
- Россия, в которой имевшаяся трактовка
музыки (представленная именами таких
выдающихся философов, мыслителей, теоретиков
и творцов искусства, как В.Ф.Одоевский,
А.Н.Серов, В.В.Стасов, Г.А.Ларош и др.) была
прежде всего связана с теоретическими
положениями видного отечественного мыслителя
и теоретика искусства этого времени Виссариона
Григорьевича Белинского.
В России мысль об отражении в музыке национального
существования (и в этой связи - жизни)
утверждалась на примерах творчества
композиторов, принадлежавших к различным
национальным культурам: польской - Ф.Шопена,
немецкой - Л. ван Бетховена, норвежской
- Э.Грига и др. особенно же - русской и в
первую очередь на примере творческой
деятельности родоначальника русской
композиторской школы - Михаила Ивановича
Глинки. Творчество Глинки в этом смысле
привлекалось в двух значениях. Во-первых,
как ярчайшее отражение народной, национальной
природы.
В XX веке доминирует уже имевшее место
в истории человеческой культуры представление
о музыке как отражении мира, жизни (и как
следствие - человека), однако проявляющееся
в новых аспектах. Во-первых, в возникновении
наук о синтезе музыки - основанных на
соединении музыковедения с различными
научными дисциплинами, в целом представляющими
науки о жизни: этнография - этномузыковедение,
антропология - антропология музыки, социология
- социология музыки и т.п. Во-вторых, понимание
музыки оригинально раскрывается в работах
В. В. Медушевского. В одной из них автор
говорит следующее: "Углубляясь до бесконечности
в звук, мы обнаруживаем в нем космос, социум,
культуру, человека Не следует усматривать
в высочайшей вознесенности над обыденностью,
в своеобразной надмирности высокой музыки
отлёт от жизни, игнорирование актуальных
социальных проблем".
В этномузыковедении об отражении мира,
жизни в музыке (на примере отражения жизни
народа, нации, т. е. развивая в этом плане
представление о музыке, сложившееся у
отечественных мыслителей второй половины
XIX века) свидетельствуют многие высказывания
И. И. Земцовского. Например, в одной из
статей ученый указывает на то, что фольклор,
понимаемый им как область народного искусства,
состоящая из различных взаимосвязанных
компонентов - видов искусства: музыки,
литературы, хореографии и т.д. и представляет
собой отражение жизни народа. Интересно
этот вопрос решается в антропологии музыки.
Так, по мнению известнейшего американского
специалиста в этой области А. П. Мерриама,
"музыке могут быть приписаны даже более
широкие символические роли в обществе
и культуре".
3. Музыкальные инструменты. Древнеегипетская
музыка.
Мы еще раз вернемся к теме пира в рельефах
и росписях, ибо именно здесь встречаются
многочисленные изображения музыкантов.
К сожалению - это почти единственный фактологический
материал, на основе которого можно попытаться
составить некоторое представление о
древнеегипетской музыке.Правда,в музеях
мира хранятся экземпляры древнеегипетской
арфы; в Берлине находится струнный инструмент
с длинным грифом - набл; два экземпляра
деревянных флейт хранятся во флорентийском
и луврском музеях,а в последнем еще имеется
и египетский барабан.
В этом смысле египетская музыка находится
в самом невыгодном положении, по сравнению
с изобразительным искусством, литературой.
Опираясь на визуальный материал, равно
как и на здравый смысл, мы можем смело
утверждать, что существовала музыка народная,
храмовая и дворцовая. Вполне естественно,
что две последние формы существования
египетской музыки отличались определенным
профессионализмом. Большинство исследователей
склоняются к мнению ,что египетская музыка
была одноголосой. Ее звуковая субстанция
опиралась на унисонное сочетание вокальных
инструментальных тембров -хор и певцы-солисты
исполняли одноголосую мелодию, тонко
расцвеченную нежными тембрами арф, набл
и флейт, поддерживаемых ударными инструментами.
В области тональной системы все дружно
склоняются к заключению о существовании
простой пентатоники , а также зародыша
дирижирования , называемого хейрономией.
4. Заключение
Музыка - сложное явление, которое принадлежит
не только человеческому обществу, но
и миру, жизни в целом. Указанный вывод,
на наш взгляд, фиксирует предложенное
нами определение музыкального искусства
как звукового отражения человека-мира/жизни.
Музыкальное искусство представляет собой
единый развивающийся (эволюционирующий)
"организм", образование которого
в целом обусловлено эволюционным движением
музыки по принципу: народная музыка -
профессиональная музыка - народно-профессиональная
музыка (джаз и рок); при этом, если народная
музыка, главным образом,- продукт музыкальной
деятельности творческого коллектива,
то профессиональная музыка - отдельных
творческих личностей (композиторов и
исполнителей), а народно-профессиональная
музыка (т. е. джаз и рок) - в равной степени
коллективного и индивидуального субъекта
творчества.
Художественную ценность музыкального
искусства (музыкальных произведений,
а также музыки вообще), в конце концов,
предопределяют личностные качества деятелей
музыкального искусства: композиторов
и исполнителей,- причем адекватная оценка
этой ценности в сущности зависит от уровня
личностного развития слушателей
.
Важнейшим показателем приобщенности
человека к музыкальному искусству является
обладание человеком музыкальной культурой
личности. Музыкальная культура личности
есть единство музыкального сознания
и музыкальной деятельности человека,
формирующееся в процессе его (человека)
онтогенетического развития.
Музыка в состоянии воздействовать и на
человека (с учетом трех его уровней: телесного,
душевного, духовного), и на "живую"
- биологическую, и на "неживую" - физическую
природу, иными словами,- на мир, жизнь
в целом. Музыкальное искусство, с одной
стороны, развиваясь внутри себя как синтез
с другими видами искусств и науки, - с
другой стороны способствует объединению
людей вне зависимости от их места проживания,
вероисповедания, социального и экономического
статуса
Список используемой литературы:
1) "Малая Советская Энциклопедия",
т. 10 М., 1960г.
2) А.С.Клюев "Музыка и жизнь". О месте
музыкального искусства в развивающимся
мире.- Монография - СПб.: "Ut",1997.
3) "Античная музыкальная эстетика",-
М., 1960г.
4) П.Булез "Маэстро компьютер": В поисках
новых звучаний // Курьер Юнеско.- 1980г.-
№5
5) Б.Галеев "Человек, искусство, техника":
Проблема синестезии в искустве.- Казань
1987г.
6) Материалы Электронной глобальной компьютерной
сети "Internet", .2000г.