Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:39, реферат
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
Введение
Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился.
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И отовсюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
1. Реформы органов власти и управления
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.
С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти – Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.
В 1708–1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
2. Реформы в сфере науки и образования
Развитие торговли и промышленности, создание регулярной армии и флота, формирование совершенно новых структур чиновничье – бюрократического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требовали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Уже в 1699 г. в Москве была основана Пушкарская школа, а в 1701 г. в здании Сухаревой башни открылась «школа математических и навигацких наук», ставшая предшественницей созданной в 1715 г. в Петербурге Морской академии. В петровское время были открыты Медицинская школа (1707 г.), а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных – для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей. Помимо этого в 1703–1715 гг. в Москве работала особая общеобразовательная школа – «гимназия» пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.
Светское образование потребовало массу новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика, сиречь Наука числительная…» Л.Ф. Магницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Ф. Прокопович и др.
Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах, выпустившие в свет в годы правления Петра свыше 600 названий книг и других изданий, немалое число которых были переводные.
Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли, была открыта государственная библиотека. Большие собрания книг принадлежали князю Д.М. Голицину, графу Б.П. Шереметеву, графу А.А. Матвееву и др. С декабря 1702 г. стало выходить первое периодическое издание – газета «Ведомости».
В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии, картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Значительными географическими достижениями отмечены экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию, предпринятые В.Э. Атласовым, И. Евреиновым и Ф. Лужиным, Д.Г. Мессершмидтом, Ф.Ф. Веневениным, И. Унковским и др.
Широкий размах приобрели геологические изыскания. Активно велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. В петровское время было положено начало разведке каменного угля в Подмосковье, Донбассе и Кузбассе, нефтяных месторождений в районе Ухты и в Западной Сибири. В развитие горного дела и металлургии в России значительный вклад внесли Г.В. де Геннин, В.К. Татищев, Я.В. Брюс.
Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Так, М.И. Сердюков был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Я. Батищев изобрел машину для водяной обточки ружейных стволов; Е. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок); И. Беляев разрабатывал оригинальные оптические инструменты. Известным механиком петровского времени был А.К. Нартов – изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.
Был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. Крупнейшими из них были: двухтомная «Гистория Свейской войны», создававшаяся при участии самого Петра I; «Ядро российской истории» – написана секретарем русского посольства в Швеции А.И. Манкиевым в 1715 г.; «Гистория о царе Петре Алексеевиче», составленная видным дипломатом Петровской эпохи князем Б.И. Куракиным и опубликованная в конце XIX в.
По инициативе Петра в Росси было положено начало собиранию научных коллекций. В 1718 г. вышел указ, предписывавший населению предъявлять «как человеческих, так и скотских, звериных и птичьих уродов», а также «старые надписи на каменах, железе или меди или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно». С этого момента началась организация отечественного музееведения. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание «раритетов» которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.
Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в. 1725 г. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней был открыт университет и гимназия.
3. Реформы в области искусства
Именно потому, что в России XVIII века накладывались друг на друга процессы, которые на Западе развертывались на протяжении трех-четырех столетии, ведя культуру от Возрождения к Просвещению, художественное развитие Петербурга не знало той четкой динамики соотношения видов и жанров искусства, какая на Западе выразилась в смене иерархических структур художественной культуры – от безусловного господства живописи в эпоху Возрождения к возвышению словесных прозаических жанров в эпоху Просвещения, через сценическую доминанту в культуре XVII столетия. В Петербурге же шло параллельное развитие всех областей искусства, не столько споривших за свои права на вершине Парнаса, сколько догонявших друг друга в художественном самоопределении.
3.1 Архитектура
Прежде всего, утверждала свои права архитектура, потому что Петербург – единственный город, рожденный и формировавшийся в недрах общеевропейской культуры Просвещения (другой однотипный город – Вашингтон – строился за океаном, и потому европейцы не ощущали такой близости к нему, какую они чувствовали к российской столице). Оттого так сильно было стремление выдающихся европейских зодчих участвовать в этом уникальном градостроительном эксперименте.
3.2 Живопись и скульптура
Вместе с тем, следуя ренессансной логике взаимоотношения искусств, с самого начала века в художественной культуре новой российской столицы все более видное место стала занимать живопись, в особенности портретный жанр, выраставший из парсуны. Во второй половине века это привело к появлению замечательной плеяды портретистов в станковой живописи, а за ней и в скульптуре – Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.И. Шубина. И в творчестве иностранных мастеров, приезжавших в Петербург на более или менее длительное время, портретный жанр занял центральное место – достаточно вспомнить «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло, обозначивший появление в Петербурге неизвестного русскому искусству жанра монументальной портретной скульптуры; второй конный памятник основателю Петербурга (созданный Б.-К. Растрелли раньше, но поставленный лишь Павлом I) подтвердил принципиальность развития этого жанра пластического искусства, непосредственно связывающего его с архитектурой. Примечательно, что портрет приобрел широкое общественное признание и в третьей форме – в миниатюрной живописи и миниатюрной барельефной скульптуре: медалях и камеях. Укоренилась и введенная Петром практика награждения наряду с орденом Андрея Первозванного портретами царя; получившие такой докатив носили миниатюру на груди, приколотой к банту или висящей на ленте. Первыми мастерами портретной миниатюры были Г.С. Мусикийский, А.Г. Овсов (имена ряда мастеров остались неизвестными). Начиная с Екатерины II, русские правители в знак особого расположения стали дарить свои миниатюрные портреты гораздо более широко, и уже в конце XVIII века искусство портретной миниатюры достигло расцвета.
Положение портретного жанра свидетельствовало о том, что в центре внимания формировавшейся в Петербурге культуры стоял не Бог, а человек, и понимался человек все более и более конкретно – как индивид, как личность, как неповторимая индивидуальность, социальное положение и культурная деятельность которой заслуживали увековечения в художественном образе. Так изменялся смысл самого слова образ – из иконного изображения, из образа Божьего он превращался в изображение конкретного человека. (В этом свете кажется совсем не случайным, что одним из первых образов художника в русской литературе стал образ художника-портретиста в повести «Портрет» Н.В. Гоголя).
Такая оценка личности в искусстве согласуется с новым отношением к человеку в русской философии и педагогике XVIII века, осваивавших, как уже отмечалось, опыт просветительских идей западных мыслителей и искавших самостоятельное решение проблемы; наиболее значительное явление – упоминавшийся трактат А.Н. Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии». Но если в философско-педагогических концепциях речь шла о человеке вообще, о его родовых качествах, то художественный портрет преломлял общее в особенном и единичном, вплотную подходя к познанию и образному воплощению личности.