Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:50, реферат
Великое искусство Италии, казалось, всегда будет наполнять жизнь европейцев несравненной красотой. Но XVII столетие для большинства городов Италии стало временем почти непрерывных войн и глубоких изменений в жизни. Не только сам процесс развития европейских стран приносил много тяжелых испытаний, но и исторически еложи вш неся отношения между ними.
390. Д.-Ч. Прокаччини (?).
Портрет мужчины. 1620-е годы. ГМИИ им. Пушкина
Итальянские художники XVII века, продолжающие традиции портретного искусства эпохи Возрождения, еще более, чем их великие предшественники, сосредоточили свое внимание на внутреннем мире человека, его проблемах и переживаниях. Главным для них было
лицо, отражавшее-;смен у чум
настроений, КОШВДЛе о т план... Такой лоррет п;шт. Чезаре ПроШЭДЙЙт (?). гюк. человека, ШДОЙШьиого жн-измученного, стрйд«'''ош<мо п тяжелых еобщЗщ* И генный новый, уже старомодный дж маленьким бшош, не слишк
ВОРОТНИЧКОМ ЛИШЬ подчеркни
состояние и, возможно, плач положение дея,
389. Неизвестный художник.
Портрет итальянца. Середина XVII века. Италия, галерея Корсики
Французский
модный воротник «раба» (с очень
вытянутыми и лежащими на груди прямоугольными
концами) завязан шнурками с кисточками,
как это можно видеть на портретах придворных
Людовика XIV 1650 — 1660-х годов. Однако в итальянских
костюмах кружева были иных рисунков и
другого качества -знаменитые «венецианские»,
которые принесли Италии славу еще в XVI
веке.
394
394. Ф. Курради(?).
Мальчик со светильником. Конец 1610 — начало 1620-х годов. ГМИИ им. Пушкина
Детский итальянский костюм XVII века во всем был похож на взрослый. Флорентийский мальчик одет в джуббоне с прилегающим коричневым лифом, широкими эполетами с несколькими разрезами, образующими фестоны, прямыми рукавами зеленого цвета, которые привязывались тесемками и были съемными. Свободная белая рубашка «камича» имела отложной воротник и длинные рукава. Очевидно, это мальчик-подмастерье, так как его штаны прикрывает фартук.
393. Неизвестный художник.
Голова женщины. Конец XVI — начало XVII века. ГМИИ им, Пушкина
Прическа итальянских женщин нашла XVII века — волосы зачаошш назад, оставлены тсщШ) небольшие завитки на л(3у и висках. Форма причеоШ украшена неб ольшой диаде м с > и с крупными жем * I уж и и а м и,' составляющей ансам 0л ь с висячими серьгами.
ЖОСТЮМ
ИТАЛИИ XVII ГИ К
395. С. Роза.
Солдаты, играющие в кости. Около 1656. ГМИИ им. Пушкина
Костюм итальянских солдат сохранял формы XVI века. Это происходило не столько от уважения к традициям,
СКОЛЬКО ОТ Иг/ЦНН ТП !<ну/1,!|Н ИМ,
ПС ПМеНШеГо ГрС/Н ТН .'М>«Н'йни пнгн,
свое
войско На солдатах потрепанные
короткие кур! км, р.пьемные штаны
чулки *кал1.цони*, стоптанные ими полуратналнншис'ся
пашмаки и ос. пики доспехов.
КОСТЮМ ИТАЛИИ XVII ВЕКА
396. А. ван Дейк.
Паола Адорно, маркиза Бринъоле-Сале. 1624 — 1627. Нью-Йорк, собрание Фрик
Знатная
генуэзка одета в платье, делающее
ее похожей на испанку конца XVI
столетия — длинный шнип негнущегося
лифа декорирован жесткой изогнутой узкой
баской и имеет очень длинные откидные
рукава-крылья; глухой ворот и окончания
узких рукавов окаймлены прозрачной плоеной
тканью. По испанскому обычаю украшена
и юбка — рядами тонких полосок, идущими
по центру и краю подола. Единственная
дань итальянским традициям — более мягкая
форма юбки, не имеющая четкого воронкообразного
силуэта, обязательного в испанском вестидо
конца XVI века.
397. Ф. Кайро.
Смерть Софонисбы. Первая треть XVII века. ГМИИ им. Пушкина
Одна из героинь античной истории, которых любили изображать художники болонской школы, одета как итальянка 20 — 30-х годов XVII века; единственное, что напоминает о прообразе - полная страдания поза и возведенные в предсмертной муке к небу глаза. Платье из полосатого атласа (сочетания золотистого с вишневым) сильно декольтировано, вырез окаймлен тоненьким белым рюшем, из-под широких рукавов видны манжеты рубашки, на плечи накинуто покрывало из великолепного, затканного золотыми цветами шелка. Переливы ткани, ее легкий блеск, матовость кожи оттеняют жемчуг, столь любимый итальянками. Этот костюм очень напоминает и кроем, и великолепием тканей платья знатных итальянок XVI века (изменена только форма декольте, бывшая раньше, преимущественно, прямоугольной), отвечающих национальному эстетическому идеалу прекрасной, полной сил и здоровья, цветущей женщины.
КОСТЮМ ИТАЛИИ XVII ВЕКА 3
398. Неизвестный художник.
Аллегория Веры. Середина XVII века. ГМИИ им. Пушкина
Роскошное
платье молодой флорентийской
Здесь
нет жестких форм, стоячих кружевных
воротников, присущих модным французским
туалетам. Все членения крупны, композиция
костюма проста и ясно читается с первого
взглща, только прическа с естественными
мелкими локонами чем то напоминает прически
француженок Пальцы правой руки
женщины держат крест,,, и >то является
като л и ч ее к и м 11 а пч»м и пани е м о
вере.
399. Я.-Ф. Читтадини.
Женщина с ребенком. 1665 —- 1670. Ъолонъя, Городской музей
К 1660-м годам уже многие итальянские дворянки забыли о жестких испанских и величественных итальянских платьях XVI века. Как почти все женщины в Европе, они не смогли слишком долго сопротивляться изяществу, легкости и притягательной женственности парижских туалетов. Молодая мать с очаровательным ребенком с картины Читтадини, несмотря на молитвенник в руке, одета в модное платье французского образца, непривычного для итальянки черного цвета, с узким шнипом на лифе, разрезной юбкой, задрапированной сзади, короткими широкими рукавами, из-под
которых видны сборки рубашки, декольте, обнажающим плечи и отделанном полосой кружев. Волосы женщины покрывает не менее модный капелин из черной тафты с длинными концами, завязанными под подбородком. Тем не менее, эта итальянка, одетая в непривычный костюм, оказалась неспособной совсем забыть о национальных традициях, выразившихся в неизменной любви к дорогим парчевым и шелковым тканям, из которых сшита нижняя юбка платья. Маленький сеньор, держащийся за руку своей матери, напоминает вельмож Людовика XIV эффектностью своего брасьера, модными кюлоттами, шелковыми петлями гастука и эполет, красными чулками и туфлями с бантиками.
Га-кши Девушки. '
Мти/тч половина XVII века. ГМИН им. Пушкина
Ич I !уОокой таинственной темноты п.» л и смотрит лицо молодой девушки. » 'не;, открывший нам красоту ее нежного ч и на, еле-еле скользит по прическе, оставляет светиться золотистую кожу, фепетно переливается в складках розоватого шелка. Он рождает ощущение недосказанности, нереальности ! 11 ю и с ход яще го, о л н а к о, ли ш сн н ые возможности увидеть платье незнакомки, мы можем р;ш аядеть ее прическу, очень измени тапунн я к концу столетия И 1-н 10ЯНП1УЮ тм к< фо г к н х л оконов вокруг
1'.м И ГИНШЫХ И/И >ПЬ СПИНЫ, ОДИН ИЗ
».-ч<»|||г|.\
•. пускается на грудь. Своей пппчапипп
формой прическа очень ' и >\'
м;а на французскую.
400. Ж. ('\'<-пистон
Аппи Мп/ил/ .'1у~1пп
Девочка .• ссрьешым
личиком, иринад/К'жашам к одному
из самых ''знаменитых и знатных родов
Италии, чно Неизвестно, кто был
ьчап.я. портной или родные, ом стал
костюм, [но сочетающий модный ютник
«раба», (которым французы украшали
брасьеры и жюпокоры) с мягкими линиями
платья (о пмепфом. Юбка и расположение
д..чинного вертикального ряда декор,пивных
пуговиц неуловимо напоминают испанские
вестидо.
356 КОСТЮМ ИТАЛИИ XVII ВЕКА
402. Караваджо.
Мария Магдалина. Конец XVI века. Рим, галерея Дориа-Памфили
Один из наиболее распространенных и волнующих сюжетов Возрождения, художник Караваджо, творчество которого принадлежало уже другой эпохе, решает совершенно иначе — как жанровую сцену. Нет больше «настоящего» покаяния, слез, волнения, надежды, а есть молодая девушка в праздничном платье простолюдинки, заснувшая, скорее всего, после любовных переживаний. Несмотря на сосуд, вяляющийся атрибутом кающейся Магдалины, и брошенные на пол бусы, трудно представить себе что-либо иное. Этому восприятию способствует и костюм, написанный со всеми подробностями парадной белой рубашкой с вышивкой по вороту и пышными рукавами, узким лифом с тонкими лямками, объемной юОкой из тяжелой, крупного рисунка ткани, тоненьким пояском с бантиком на талии, широким мягким плащом. Все яркие,
402
запоминающиеся детали, составляют нарядный костюм итальянской девушки «из народа»
403. М. Станционе.
Женщина в крестьянской одежде. Первая половина XVII века. Сан-Франциско, Мемориальный музей
Необыкновенный
костюм молодой «крестьянки» — комбинация
элементов народной одежды, выполненных
из дорогих тканей, и некоторых предметов
туалета светской дамы. К последнему, прежде
всего, относится большой кружевной воротник,
прикрепленный к прямоугольному вырезу
лифа, и ожерелье. Женщина одета как бы
в «двойной» лиф — на белую рубашку с пышными
рукавами, собранными на узкие вышитые
манжеты, завязанные лентами, надето два
корсажа с коротки.ми рукавами и зубчатыми
краями, соответствующими рисунку рельефной
вышивки. Такое сочетание однотипных деталей
едва ли мог :ю существовать в крестьянском
обиходе, тем более, что нижний лиф также отделан плетеной тесьмой и дорогими пуговицами.
Характерной особенностью народного ког ! юмл всегда является особенный
•тч.шжмой упор, свидетельствующий >м. члмуже.м его владелица или нет. ашшм шучле, он гаменен прозрачным :риил.иом. ладкапированным о/юииг ии)(н>д1н>го капюшона, рываюгнего мягко спадающие ВДОЛЬ дек волнистые волосы. Светлый пояс-шарф опоясывает талию, под него подоткнут угол фартука, позволяя увидеть г каш, юбки, декорированную полосками рорчатого шелка, расположением и ори »меI ном напоминающего ц.екорнровку лифа.
Лил.дм I форм 'ггого костюма позволяет „-.дочли, некоторые выводы. Вероятнее »<ч т, пп лри( /т кратка, которая помимо гордой, и м.нкаинон красоты, имела Шпевш.и- клчеетвл, способные ПОМОЧЬ
*И ИОДПЯ|Ь01 НЛ.П СОСЛОВНЫМИ
тредрлееудкамп и ощутить себя частью 1 тальнт кого нлрпдл, единого перед /грои>п ПШЛИОМЛ/1ЫЮП) уничтожения. 1*орм цровлп ие и лпионл .МЬИОГО ггадьят кого костюма шло не только :
«снизу», но и «сверху», и, наконец, тенденции развития европейской моды XV11 ве к;«, в сущности, сводились к двум универсализации формы одежд.м, един для всех стран (на основе фц,$ щуюко) костюма), и выработке орнпп ;шы1мх. глубоко национальных типов ;рои, декорировки, получивших в цмюм название «народного котом.-! §1
404. Э. Кейль. ||
Дети. -да
Середина 1650 \ ,-т)гм ГМ1/1/ //« //г?//Л|
Повседневная о/к'жда детей ы-дникои не отличалась ог коемомон нк родитг!н НИ кроем, ни гпмшот.ю Дгпочка. заботливо кормшнан «г ложечки^ сщн п маленького ()рлгм,л, парнжена м кра» инь ЛИф е руклвлмп /!<1 'Юк'1ч и шнуропкоП СПИПе, с (н)|>'1.11 л-'И) |о(>КУ и фаргук |о!!«н С косами, увоженными на саи.окг покрывле! шхыпка Ма/!ып1 идп и
ЗОЛОГИ1 Г\'1о КУрЮМКУ, < 1Я,|Г'1ЯДМ1ЫЫ1ЦСЙ ИЗ 1ЮД ег руК,11Н>Н руНЛШМШ И 1 |НМЧЬ1Й
<1)аргучек
е нагрудником.
405. Э. Кейлъ.
Старуха со свечой. Вторая половина XVII века. ТМИ И им. Пушкина
Костюм бедных горожан не имел возраста — на старушке, сгорбившейся под бременем лет и несчастий, надет черный узкий лиф с красными рукавами белая рубашка, коричневая сборчатая юбка и фартук. Седые волосы покрыты голубоватым платком, драпировки которого перекликаются со складками лежащего на плечах второго, белого, платка.