Конструктивизм как форма выражения рационального мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:51, доклад

Краткое описание

Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности, прежде всего, технические, но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. В первой четверти ХХ века в геометрической прогрессии выросло число новых художественных направлений и стилей, среди которых ведущее место в архитектуре, дизайне и фотографии занял конструктивизм.

Файлы: 1 файл

КОНСТРУКТИВИЗМ КАК ХУД ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ РАЦ МЫШЛЕНИЯ.docx

— 33.37 Кб (Скачать)

 

 

Конструктивизм как форма выражения рационального мышления

Двадцатое столетие не только принесло художникам невиданные ранее возможности, прежде всего, технические, но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. В первой четверти ХХ века в геометрической прогрессии выросло число новых художественных направлений и стилей, среди которых ведущее место в архитектуре, дизайне и фотографии занял конструктивизм.                                                                                                Признавая только пользу и утилитарность, стремясь усовершенствовать предметную среду, окружающую человека, художники-конструктивисты считали излишними декоративные мотивы, отвергали национальные традиции. Искусство стало вторгаться в повседневную жизнь, его общественные функции становились всё более разнообразными. Возникли новые виды художественной деятельности: кино, реклама, дизайн. Конструктивизм – явление интернациональное, но наибольшее распространение он получил на территории трёх стран: СССР, Германии и Чехословакии. В Германии центром функционалистских экспериментов стала Высшая школы архитектуры, строительства, дизайна и прикладного искусства Баухауз. В 1926 году живописец Ласло Мохой-Надь открыл здесь фотографическую мастерскую, а в 1929 году было организовано специальное фотографическое отделение, ведущим преподавателем которого был назначен профессиональный фотограф Вальтер Петерханс.                    Конструктивизм привлекает особое внимание исследователей с конца 1950-х – начала 1960-х годов. Его истоки чаще всего усматривают в геометрической абстракции, причём ряд авторов делают акцент на факте существования элементов геометрики ещё в древних культурах, подчёркивая тем самым органичность конструктивистской эстетики относительно исторической эволюции изобразительного искусства. Во второй половине 20 века идеи раннего конструктивизма оказали влияние на формирование многих направлений в творческой практике. В результате сложилась традиция рассматривать это явление в ряду сквозных и основных линий художественной деятельности нашего столетия. Так, Ж. Рикки, полагая, что сам термин включает в себя различные творческие концепции, провозглашает конструктивизм стилем вне стиля.                                                       В конце ХХ века становится очевидно, что несмотря на небывалое многообразие тенденций и экспериментальный дух в искусстве, оно развивалось, с одной стороны, под знаком экзистенциализма, с другой стороны, структурализма – имеется в виду влияние философских положений и мировоззренческих позиций экзистенциализма, а также метода структурного анализа на художественный процесс. Эти линии то тесно соприкасались, то далеко расходились, определяя общую направленность разнородных поисков. Конструктивизм воспринимается как одна из попыток осмысления принципов структурного формообразования.                                 В начале 20 века писали, рассуждали, говорили о новой эре, о новых социальных отношениях, о новом сознании, о новом разуме. Предчувствие глобальных сдвигов и изменений в мироощущении людей, вызванное как научными открытиями, так и общей тенденцией к демократизации общества, провоцировало на критическое переосмысление прошлого опыта человеческой цивилизации. Установка на открытие «нового» определяла и художественную мысль. К обоснованию своих позиций прибегали почти все деятели русской культуры того времени1.                                                                 А. Топорков, размышляя о художественных процессах 1910-1920-х годов, писал: «Художники всё более и более усвоили анализ как художественный метод»2. Неуклонное распространение аналитического начала в различных сферах гуманитарной мысли ощущалось тогда многими. В частности, Н. Пунин говорил: «Никто не хочет чувствовать, все анализируют, какой-то сплошной формальный метод – наши современники»3. Интересно, что это высказывание было адресовано публике, не понявшей пьесы В. Хлебникова «Зангези». Утверждая, что «Зангези» - «…одна из самых синтетических бессюжетных мистерий нашего времени», критик как бы не желает замечать, что творчество Хлебникова пронизано ничуть не меньшим аналитическим пафосом, чем, например, у К. Малевича, которого он упрекает в излишнем рационализме4.                                                                                                Антитеза интуиция-разум в то время постоянно претерпевала бесконечные модуляции то в одну, то в другую стороны и лишь на краткий миг нашла желаемое примирение в формуле «интуиция разума», провозглашённой Малевичем. Но приверженцы как разумного начала в творческом процессе, так и интуитивного стремились к одному и тому же – найти собственные законы в искусстве, что и способствовало неразрывному взаимодействию теоретической и практической деятельности многих мастеров. В контексте развития художественной теории 1910-1920-х годов конструктивизм оказался болевой точкой; рождённый в процессе лабораторно-теоретических поисков, он, как бы опротестовывая искусственность своего происхождения, самым активным образом вторгается в жизнь, принимая на себя все               «Родимые пятна» действительности и из элитарно-теоретического                                  дитя превращается в идеологизированного пролетария.                                                                      Как основополагающий новый стиль эпохи, конструктивизм воспринимался уже современниками. Называть урбанизацию, научно-технический прогресс, социальные потрясения в качестве основных причин его зарождения стало общим местом уже в то время. Среди различных подходов к этому явлению привлекают труды И. Иоффе. В 1925 году вышла книга «Кризис современного искусства»5. Размышляя о художественных процессах десятых-двадцатых годов нашего столетия в самом общем и широком плане, исследователь выделяет три основные, на его взгляд, линии: психологический реализм, импрессионизм и стиль индустриальной культуры. Именно последнюю линию он называет новым стилем, черты которого обозначает так: апсихологизм, анатурализм, интеллектуализм, динамизм и конструктивизм. Трактуя конструктивизм как одну из черт нового стиля, автор считает, что её особенность состоит в остром ощущении материала, когда материал воспринимается как сырьё, а произведение как конструкция из сырья. Полагая, что это приводит искусство, с одной стороны, к производству, с другой – к примитивизму, Иоффе делает окончательный вывод: новый стиль можно назвать конструктивизмом. Далее автор рассматривает футуризм, кубизм, супрематизм, контррельефы В. Татлина в качестве проявлений этого стиля. Причём анализ произведений с целью обосновать все названные выше его черты критик осуществляет на материале живописи, литературы, музыки, не касаясь при этом архитектуры. Интересно, что в круг явлений, которые он называет конструктивизмом, не вошло ни одно из тех, за которыми этот термин уже закрепился к тому времени. Видимо, исследователь использует бытовавший термин с целью выявить общее движение в поисках конструктивности.                         Обращение исследователей к кубизму, супрематизму, неопластицизму и вообще геометрической линии как первоистокам конструктивизма закономерно, ибо именно там осуществлялись поиски конструктивности. Сезанн давно стал точкой отсчёта для искусства 20 века, что во многом объясняется его вниманием к конструктивной организации композиции. Опыт Сезанна и кубистов осмысливался практически всеми последующими представителями авангарда. Именно в кубизме основной, отправной установкой оказалась «работа мысли», благодаря чему видимый мир становится реальным6. Для авангардистов подобная ориентация стала неотъемлемой частью творческого процесса, и ценили они в кубизме прежде всего конструктивность, явившуюся первым плодом «работы мысли». В. Кандинский, высоко отзываясь о кубистических картинах Пикассо, подчёркивал логичность эволюции его творческого метода к уничтожению материального не посредством растворения, а при помощи конструктивного разбрасывания отдельных частей предмета в композиции. Малевич акцентировал: «Кубисты впервые начали сознательно видеть, знать и строить свои конструкции на основании общего единства природы»7. Отмечая, что кубизм даёт искусству выход в геометрическую абстракцию, чистую живопись, рельеф и контррельеф, а также ставит человеческое сознание на новую ступень восприятия мира, Малевич, как и многие другие, считает, что ограниченность этого метода в его привязанности к предмету. Пунин, как бы продолжая его мысль, утверждал, что кубисты не дали новой утилитарной формы европейскому искусству, а лишь расчистили дорогу, сломав принцип изобразительности8.                                                                            Формирование новейших установок и тенденций в искусстве происходило в своеобразном диалоге с предшественниками; претенденты на принципиальные открытия продолжали там, где другие остановились. В процессе анализа как исторических стилей, так и современных направлений формулировались свои собственные позиции. С одной стороны, все стремились найти новый художественный язык с целью создать новый большой стиль. С другой стороны, аналитическая направленность с изначально критической установкой, ибо каждый искал не имевшего до сих пор аналогов и единственно верного хода в искусстве, уничтожала малейшую возможность создания такого стиля. С. Маковский заметил: «Искусство долго называли храмом. Теперь говорим о часовнях искусства. Каждая новая группа художников – новая часовня – для немногих»9. Вокруг крупных мастеров возникали лишь группы их приверженцев, но ни одно        из направлений не пользовалось достаточным авторитетом,                           чтобы стать образцом для создания стиля.                                                                                 В процессе поиска этого большого стиля всё чаще и чаще звучали слова «конструктивность» и «конструктивизм», а к 1920-м годам они стали наиболее употребимыми, когда речь шла о современной художественной культуре. «Сегодня объективное в искусстве стремится обнаружить себя особенно ярко и напряжённо, - пишет Кандинский. – Естественные формы ставят границы…и освободившееся место заняла объективность формы – конструкция, служащая композиционным целям. Таким образом, уже сегодня проявляется ясное стремление обнаружить конструктивные формы эпохи»10. Н. Габо считал, что «конструктивность» - понятие более ёмкое относительно характера поисков в современном искусстве, чем «конструктивизм». Малевич писал, что при построении живописных форм необходима система их построений и закон конструкционного отношения форм, и как только выстроится такая конструкция, она будет выражать собой новый физический вывод наряду со всеми мировыми живописными растениями. Возражал против такой постановки вопроса в лагере авангардистов только П. Филонов. Общее движение в поиске конструктивного начала он называл «супрем-конструктивизмом» и полагал, что, будучи ветвью французского искусства, оно также погрязло в рутине двух предикатов: формы и цвета. Однако самим понятием «конструктивность» художник пользовался. Филонов настаивал на абстрактном и одновременно конструктивном выборе форм из их множества, считая, что в конструкции и законе картины, начиная с биологического и кончая конструктивным, необходимы анализ, провидение и единение всех предикатов.

В начале ХХ века, когда проблема конструктивного начала в искусстве стала одной из самых актуальных, термин «конструкция» начали применять к самым разным видам искусства. К 1920-м годам это выросло в целую проблему.                                                                                                      Разделив композицию и конструкцию как самостоятельные единицы, работающие «на равных» в процессе организации элементов произведения, теоретики конструктивизма буквально запрограммировали дальнейший ход своих мыслей. Поначалу это был интуитивный импульс; понятие «конструкция» являлось для них столь важным, что не выделить его как самостоятельное они просто не могли. Это и завело их в тупик.                   Хан-Магомедов прослеживает взаимодействие двух понятий: конструкции инженерной и конструкции как закона организации элементов художественного произведения. Следует отметить, что понимание конструкции как инженерной постепенно становилось основным.          Будущие конструктивисты усматривали в произведениях Малевича, Степановой, О. Розановой, К. Медунецкого наличие элементов композиции и стремление к конструкции. С первого взгляда не совсем понятно, что могло иметься в виду под «наличием элементов композиции» в произведении, если учесть, что вне композиции оно не существует. Согласно основным определениям, разработанным группой объективного анализа, композиция понималась как вкусовое распределение материала, а конструкция – как цель и необходимость, целесообразная организация. Следуя этому, можно говорить о наличии элементов композиции как частичном проявлении вкусового распределения материала параллельно со стремлением к целесообразной его организации. Чисто конструктивными признавались только работы Родченко. Однако сам художник с этим не согласился, заявив, что его произведения всего лишь конструктивная композиция, тогда как настоящая конструкция есть утилитарная необходимость. Родченко приходит к выводу: «Пока наши произведения только изображения конструкций… Настоящая конструкция есть конструирование вещей и сооружений в пространстве». Он выражает сомнение, что в искусстве, тем более в живописи, может быть конструкция в чистом виде. Это положение художник блестяще иллюстрирует рисунками на тему «композиция и конструкция». Конструкция – проект настольной лампы, композиция – эскиз светильника для кафе «Питтореск». Выходом из тупика оказался выход в сферу дизайна, инженерии, производства. В отчёте ИНХУКа от 1922 года конструктивизм рассматривался как переходный этап в цепочке «вещизм – конструктивизм – производственноеискусство». И как переходное звено конструктивизм был вне идеологии. Идеологическая направленность возникла с приходом О. Брика и А. Гана в конце 1921 года параллельно с целенаправленной ориентацией на производственное искусство. Своеобразной точкой в этом повороте оказался доклад Б. Кушнера, прочитанный в ИНХУКе. Он призывал конструктивистов перейти в область практического строительства и найти «коммунистическое выражение материальных сооружений». После доклада конструктивиствы настаивали на необходимости объявить войну искусству.                                                                                               Разграничение понятий «композиция» и «конструкция» привело к тому, что за композицией была оставлена сфера станкового искусства, а за конструкцией – производственного11. Так же осуществился разрыв с традицией станкового творчества, приведший к крайним лозунгам типа «Смерть искусству! А. Гана12. Стремление к созданию универсального метода, выверенного чуть ли не математически, - характерная черта искусства ХХ века. Именно поиск всеобъемлющего метода, универсального стиля, синтеза различных искусств направлял художественную мысль в область анализа.

Казалось бы, аналитическая работа конструктивистов проходила в том же русле. Однако уже в 1919 году Родченко объявляет линию фактом конструкции13. В дальнейшем, вся деятельность группы объективного анализа была направлена на определение конструкции и её места в искусстве. Конструктивисты рассматривали свою задачу как определение основных и привходящих элементов с целью выяснить законы их                         организации, то есть найти конструкцию в чистом виде14.                                                                               Б. Арватов определяет эволюцию конструктивизма говоря, что отказавшись от изобразительной композиции, они стали конструировать, в результате чего отказались и от беспредметных конструкций, что равно отказу от беспредметных вещей. Постоянное акцентирование целесообразности и экономии средств в искусстве явились питательной средой для конструктивизма15.                                                                                                   Вывод, который сделали конструктивисты из линии развития конструктивности в художественном творчестве, прошедший через фазу поиска структуры, был логичен и неизбежен для первого витка в осознании этих проблем в искусстве ХХ века. Закономерность подобной логики развития художественной мысли подтверждается и разнообразными попытками определения творческого метода в искусстве начала столетия. Проблема выбора творческого метода решалась внутри антитезы интуиция-разум16.                                                                                                                     Много размышлял об этом и Кандинский. Живописец полагал, что общее построение картины возможно осуществить чисто теоретическим путём, но только через чувство может быть достигнуто истинно художественное. Отдавая предпочтение интуиции как главной движущей силе в творческом процессе, он в то же время много писал об «участии рассудочной работы в искусстве» и предполагал даже её преобладание над интуицией в недалёком будущем. На данном же этапе он оценивал проблему разума как задачу, которая только становится ближайшей, важной и неизбежной целью для художника. Однако в программе для ИНХУКа он отмечал, что интуитивный элемент творчества получит союзника в форме элемента теоретического. В разработке программы для ИНХУКа пафос слияния интуитивного и разумного подхода к искусству становится основным17. В. Гропиус видел задачу своего института в слиянии искусства, техники и ремесла в единую деятельность. Понимая творческий процесс как сочетание разумного начала, воплощающегося в ремесле и интуиции, увенчивающей ремесло, он ориентировал учебную программу на ту же установку – «интуиция разума». Нарастание аналитического начала в теории авангарда привело к формуле «интуиция разума», оказавшейся своего рода недостижимым идеалом, мечтой, сродни мечте найти структуру. Эта мечта ускользала, разрушаемая установкой на обязательность рационального анализа параллельно с интуитивным постижением логики формообразования. Эта модель «нового разума, сознательно творящего формы», который совсем недолго было суждено служить прообразом нового творческого метода, в конкретном действии постоянно оказывалась разъята на две её составляющие; от почти безоговорочного приоритета интуиции в символизме до почти безоговорочного приоритета разума в конструктивизме.                                     Н. Адаскина, Х. Гасснер отмечают перестановку акцента с интуиции на разум в процессе сложения теории конструктивизма в стенах ИНХУКа, а затем ВХУТЕМАСа. Расстановка этих акцентов самым непосредственным образом связана с разногласиями между отдельными группами конструктивистов. Особенно настаивало на приоритете разума производственническое крыло18.

Итак, конструктивизм – одно из главных направлений авангарда, поставившее в центр своей эстетики и художественной практики категорию конструкции, которая, однако, не получила у самих конструктивистов однозначного определения. Возникнув в России, а затем и в Западной Европе в среде материалистически и сциентически ориентированных архитекторов и художников, активно приветствовавших НТП, а в России и коммунистическую революцию, конструктивизм выдвинул конструкцию в качестве некоего научно-технологического и принципиально нового понятия в противовес традиционной художественной категории композиции. В наиболее общем случае под конструкцией в конструктивизме понимался некий рационалистически обоснованный тип композиционной организации произведения, в котором на первое место выдвигается функция, а не художественно-эстетическая значимость.

1 От конструктивизма до сюрреализма./ Ред. Виноградова Е. К., Коваленко Г. Ф. – М.: Наука, 1996. С. 5.

2 Топорков А. Художественный быт и современное искусство. М.-Л.: Государственное изд-во, 1928. С. 7.

3 Пунин Н. Зангези // Жизнь искусства. 1923. №20. С. 10.

4 Там же. С. 11.

3 Иоффе И. Кризис современного  искусства. Л.: Прибой, 1925.                                                                                                    

6 Глэз А., Метценже Ж. О кубизме. М., 1913.

7 Казимир Малевич./ Ред. Горячева Т. В. – М., 1989. С. 27.

8 От конструктивизма до сюрреализма./ Ред. Виноградова Е. К., Коваленко Г. Ф. – М.: Наука, 1996. С.7.

9 От конструктивизма до сюрреализма./ Ред. Виноградова Е. К., Коваленко Г. Ф. – М.: Наука, 1996. С.7.

10 Крючкова В. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 163.

11 От конструктивизма до сюрреализма./ Ред. Виноградова Е. К., Коваленко Г. Ф. – М.: Наука, 1996. С. 8-12.

12 Ган А. Конструктивизм. Тверь, Тверское изд-во, 1922. С. 19.

 

13 Стригалёв А. Искусство конструктивистов: от выставки к выставке.1914-1932.// Советское искусствознание. Вып. 27. – М.: Советский художник, 1991. С. 143.

14 Крючкова В. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 161.

15 Стригалёв А. Искусство конструктивистов: от выставки к выставке.1914-1932.// Советское искусствознание. Вып. 27. – М.: Советский художник, 1991. С. 131.

16 От конструктивизма до сюрреализма./ Ред. Виноградова Е. К., Коваленко Г. Ф. – М.: Наука, 1996. С. 15.

17 Кандинский В. Текст художника. Ступени. М., 1918. С. 53.

 

18 От конструктивизма до сюрреализма./ Ред. Виноградова Е. К., Коваленко Г. Ф. – М.: Наука, 1996. С. 16-17.


Информация о работе Конструктивизм как форма выражения рационального мышления