Компьютер - средство обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – обосновать применение компьютерных технологий в образовании как одного из перспективных средств обучения.

Объект исследования – компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.

Предмет исследования – применение компьютерных технологий в учебно-педагогической деятельности.

Оглавление

Введение стр. 3

Глава 1: Дидактические аспекты компьютерного обучения стр. 7

§1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении стр. 7

§2. Дидактические принципы компьютерного обучения стр. 11

§3. Диалог - коммуникативная основа информационной технологии

обучения стр. 16

§4. Трудности на пути внедрения компьютерных технологий в учебный процесс школы стр. 23

Глава 2. Технологии применения компьютеров в учебном процессе стр. 27

§1. Компьютерные технологии на уроках физики стр. 27

§2. Компьютерные средства активизации работы учащихся на уроках математики стр. 31

§3. Тестирование с помощью компьютера на уроках русского языка стр.33

§4. Компьтерные технологии в обучении иностранным языкам стр. 37

§5. Компьютерные средства обучения гуманитарным предметам стр. 37

§6. Дистанционное образование стр. 39

Заключение. стр.44

Список использованной литературы стр. 47

Файлы: 1 файл

компьютер -средство обучения.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Аудио и видео учебные  материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.

    Компьютерные  сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи. Глобальная сеть INTERNET, является интегральным средством, широко используемым в ДО.

    Таким образом, возможно, лет  через 5-10, когда глобальная сеть станет доступна во всех уголках России, дистанционное образование может составить серьезную конкуренцию традиционным классно- урочным формам, особенно для детей- инвалидов и учеников сельской местности. 
 
 
 
 
 
 

        Заключение.

    Компьютеры  являются очень эффективной  поддержкой при обучении и приобретении знаний в школе, при использовании их в качестве инструментов познания для отражения того, что студены выучили и что они знают. Вместо того чтобы использовать возможности компьютерных технологий для распространения информации, компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов, помогающих обучаемым вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения прикладных программ в качестве формализмов представления знаний способствует более быстрому и более полному усвоению материала, чем при использовании всех имеющихся в настоящее время обучающих компьютерных программ.

    За  последние годы возросло внимание и исследователей, и учителей практиков  к персональному  компьютеру как средству моделирования различных процессов. С помощью компьютера моделируются физические явления, химические реакции, управление производственными или экономическими процессами и др.

    Применение  современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте. Однако, как показывает практика, компьютер пока не стал полноценным средством обучения в школе. Это связано не только с проблемами, обозначенными в научной литературе. В частности, для достижения положительного эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение определенных условий:

  • временное. Каждый предмет школьной программы имеет свои организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент "включения" в него информационных технологий;
  • техническое. Технические характеристики персональных компьютеров различны. В зависимости от круга задач, которые предполагается решать, необходимо подобрать компьютер и дополнительные устройства (такие как сканер, принтер, модем, наушники, микрофон и т.п.). Круг задач определяет предмет, в изучении которого применяется компьютер. Например: для работы на уроках изобразительного искусства или черчения потребуется более мощный компьютер чем, скажем, на уроках математики или информатики;
  • организационное. При включении информационных технологий в процесс изучения предмета встает вопрос настройки программного обеспечения и наладки оборудования. Далеко не каждый учитель владеет навыками необходимыми для комплексного обслуживания компьютерного оборудования или для самостоятельной разработки образовательных средств. Поэтому очевидна потребность учителя в квалифицированном помощнике (например, в лице лаборанта или учителя информатики).

      При соблюдении этих условий, по оценкам специалистов, современные информационные технологии могут  служить действенным  дидактическим средством. Проблемы применения компьютерных средств  в процессе обучения во многом связаны  с готовностью  современного учителя к восприятию персонального компьютера как дидактического средства.

    Совершенно  необходимо изучение информационных технологий в школе не позднее, чем с 8-го класса, так как овладение  ими является одним  из условий удачного трудоустройства, а  значит и залогом социальной защищенности учащихся. Необходим пересмотр учебного плана средней школы с целью нахождения места обучению информационным технологиям и возможностей их интеграции в учебный процесс. Необходима разработка новых программ курса информатики и пересмотр концепций изучения этого предмета. Необходимо решать проблему технического оснащения, снабжения программным обеспечением и подготовки кадров на государственном уровне. Возможно использование компьютерных технологий обучения на любом учебном предмете. Необходима разработка технологий использования компьютеров в учебной деятельности и строгое соблюдение технологической дисциплины. Оптимальным является не создание полностью компьютеризированных учебных курсов, а умелое и целесообразное их сочетание с традиционными технологиями, если, конечно, речь идет не о дистанционных курсах, где компьютеры дают практически единственную и максимально приемлемую возможность коммуникации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988 г.
  2. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.
  3. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1, 1995 г., с. 55-63.
  4. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.
  5. Андреев А.А. Применение телекоммуникаций в учебном процессе. В сб. Основы применения информационных технологий в учебном процессе Вузов. - М.: ВУ, 1995 г.
  6. Андреев А.А. Обзор телекоммуникаций в образовании. Публикация в  сети ИНТЕРНЕТ на сервере Центра информатизации Минобразования ИНФОРМИКА.   http://   www.informika.ru / windows / inftecn / intertecn / listint / html
  7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.
  8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М:,1982
  9. Бабанский Ю.К. Школа в условиях информационного взрыва// Перспективы. Вопросы образования., №2, -1983.
  10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989 г.
  11. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. -М.: Изд-во «Институт практ.псих.» 1996, -255с.
  12. Давыдов Н.А. Педагогика -М: ИЭП, 1997, -134с.
  13. Запад-восток.// Американо-российская газета. 014. 1996.  
  14. Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т.1-4. -М.:  МГТУ ГА, 1994.
  15. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996, 335с.
  16. Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительных анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - м.: ИНИНФО, 1993 г.
  17. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.
  18. Кларин М.В.  Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта.  М.: Знание, 1989.;
  19. Кларк Майкл. Технология образования  или  педагогическая  технология?// Перспективы. 1982.  №3; 
  20. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С.238.
  21. Компьютер и образование. М: АПН СССР, 1991, 117с.
  22. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996 г., № 5-6 с 48-54.
  23. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М: ВШ, 1991_-224с.
  24. Материалы VIII-IX Международных Конференций "ПРИМЕHЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ" Фонд новых технологий в образовании "Байтик" г.Троицк Московской области, 1997-98г. Internet:  http://www.bytic.troitsk.ru/russian/conf.html
  25. Основы дидактики. Под ред. Б.П.Есипова. _М.: 1967.
  26. Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А Сластенина -М.: 1986.
  27. Политика в области образования и НИТ. Национальный доклад  РФ на II Конгрессе ЮНЕСКО. Москва 1-5 июля 1996 // ИНФО, №5, 1996, с.1-20.
  28. Полякова Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа. Материалы 2-й и 3-й конференции по ДО. -М.: МЭСИ.1997.с. 99-107.
  29. Создание эффективных программных, информационных и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР // HИИBO  рук. Сазонов, 1996 г. 104 с.
  30. Кларин М.В.  Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта.  М.: Знание, 1989.;
  31. Кларк Майкл. Технология образования  или  педагогическая  технология?// Перспективы. 1982.  №3; 
  32. Теория и практика систем интенсивного обучения. Кн. 1-4 под. Ред. А.А. Золотарева -:М МГТУГА, 1994 г.
  33. Трифонов В.В. Очерки о педагогическом мастерстве -М: ВА им. Ф.Э.Дзержинского, 1992, с.135.
  34. Уваров А.Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.
  35. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы -М: ФиС, 1996, с.365.
 

Приложение

В одной из тамбовских школ ученикам было предложено написать сочинение о компьютерах. Темы были самые разнообразные, работы тоже. Мы хотим познакомить вас с темами работ, а также с наиболее интересными отрывками из сочинений ребят.

Темы сочинений:

  • Мой первый компьютер
  • Я люблю компьютер за то, что...
  • Я ненавижу компьютер за то, что...
  • Компьютер в моей жизни
  • Компьютер выключили и...
  • В компьютерном классе все ушли и...
  • Компьютер III тысячелетия
  • Компьютер вчера, сегодня, завтра...
  • Компьютер и люди
  • Компьютер и общество
  • Компьютер и прогресс
  • Если бы я был компьютером
  • Если бы компьютеры были людьми

Если бы я был компьютером

Науменко Ирина, 11 класс

"Если  бы я была компьютером,  то части моего  тела соединялись  бы какими-то проводками (жилками), по которым течет ток (кровь), и каждый бы норовил их подергать. Голова моя тогда была бы квадратная, и каждый пялился бы на мое лицо (монитор)... Я была бы плохим компьютером: непослушным, упрямым. И, наверное, вскоре меня сдали бы в металлолом. Поэтому я предпочитаю быть человеком".

Я ненавижу компьютер за...

Кравченко Настя, 11 класс

"Мало  кто задумывается  над тем, какое  вредное излучение  оказывает компьютер  на людей: портится  зрение, нарушается  психика и многое  другое... Человек  должен научиться  жить без компьютера или хотя бы ограничить общение с этой машиной".

...

"Я  ненавижу компьютер.  Сколько в него  денег ни вкладывай,  ему все мало. Суммы  денег, затраченные  на его upgrade, все  увеличиваются. Я,  ученик одиннадцатого  класса, живущий в  обычной семье,  не интересующейся компьютерными технологиями. Отрицательной особенностью любого компьютера является радиационное излучение. После продолжительной работы на компьютере сильно болят глаза, покрываются сетью мелких трещинок, появляется нервозность, перетекающая в жуткую агрессию, когда что-нибудь не получается.

Панин В., 10 класс

"Я  ненавижу его за  то, что он слишком  поздно появился  у меня на столе,  за то, что у  меня дурной MS-DOS и  не открывается  окно сеанса MS-DOS. Приходится его  обдуривать, но вообще-то  я его люблю".

Рябинкина Мария, 10 класс

"Я  ненавижу компьютер  за то, что он  отдаляет владельца  от общества. Владелец  ПК общается в  основном с компьютером,  а с людьми - только  по электронной  почте. Компьютер  лишает человека  физической активности, у него могут  развиваться только пальчики и все. С владельцами компьютеров невозможно общаться. У него мысли только о своем обожаемом ПК и его причиндалах".

ПК и общество

Зомов Александр

"Но  есть также много  проблем из-за  компьютера. Основной  проблемой является  порча зрения из-за компьютера. Так же многие люди очень нервничают при долгой безуспешной работе".

Калиткин А., 9 класс

"Компьютер  стал для людей  обыденной вещью,  как зубная щетка  или мыло. Появилось  множество устройств,  дополняющих компьютер,  множество программ... Но определенный вред компьютер все же наносит людям. Дети, бросая уроки, физические занятия, сидят за бессмысленными играми, теряя драгоценное время. При этом расшатывается нервная система и портится зрение у ребенка. Подросток играет на компьютере, не развивая свое мышление, свою речь. А книги в это время стоят на полке и собирают пыль".

Компьютер в моей жизни и в жизни общества

Уботенко Наталья, 9 класс

"Человек  создал компьютер  для того, чтобы  накапливать свои  знания в нем,  затем создавать  что-то новое и усовершенствовать это новое. Это как бы второй ум для человека.... Без знания компьютера я не могу найти себе приличную и высокооплачиваемую работу".

ПК третьего тысячелетия

Купрева Вика, 9 класс

"Сначала  компьютер просто  облегчил какие-то  сложные операции, на которые раньше людям требовались недели и месяцы, а потом компьютер стал частью жизни человека...Я могу представить, что разумная машина - компьютер сможет обойтись без людей и будет жить своей жизнью. Но какой?... Я думаю, что стоит надеяться на лучшее и представляю себе компьютер третьего тысячелетия, который сочетает в себе свойства и компьютера, и человека. Наверное, труднее всего будет компьютеру научиться чувствовать, например, испытывать жалость, любовь, сострадание, и тогда он станет для человека другом, помощником, который никогда не будет ошибаться".

Информация о работе Компьютер - средство обучения