Колокольный звон в произведениях русских композиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Музыка звонов так красива и необычна, что композиторам захотелось передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали - колокол.
Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. Здесь можно услышать все разновидности звона. В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный звон – набат в сцене пожара Путивля. Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова. Светлый праздничный звон ликует в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова. Картина всенародного победного ликования достигается введением колокольного перезвона, в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и во многих других произведениях.

Файлы: 1 файл

Колокольный звон в произведениях русских композиторов.doc

— 36.50 Кб (Скачать)

Колокольный звон в произведениях русских композиторов

 

         Любовь  русского народа к колокольному  звону проявилась  в большом  количестве народных песен, ему  посвященных,  начиная с детской  песни – прибаутки «Бом –  бом, тили – бом,  загорелся  Кошкин дом». Начальные слова имитируют звучание колокола, который сообщает о пожаре. Тема песни «Вечерний звон» широко используется многими поэтами и музыкантами, она стала поистине народной.

Музыка звонов так красива и   необычна, что композиторам захотелось  передать в своих произведениях подлинное ее звучание. Музыканты придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, легкого до басовитого, гудящего. Этот инструмент так и назвали -  колокол.

         Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов.    Здесь можно услышать все разновидности звона.   В опере Бородина «Князь Игорь» колокольный   звон – набат в сцене пожара Путивля. Всполошный звон созывает опричников на Красную Площадь в «Опричнике» Чайковского. Большой звон сопровождает въезд Ивана Грозного в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова. Светлый праздничный звон ликует в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова.        Используется колокольный звон в «Воскресной увертюре» Римского-Корсакова. Картина всенародного победного  ликования достигается введением колокольного перезвона,   в увертюре Чайковского «1812 год» и сюите Глазунова «Кремль», поэме Шостаковича «Казнь Степана Разина» и во многих других произведениях.

          При разработке проекта  мы  прослушали и вспомнили музыкальные  произведения, которые звучали на  уроках музыки и в которых  русские композиторы использовали  колокольные звоны. В опере  Мусоргского «Борис Годунов»  вторая картина оперы начинается торжественным великолепным перезвоном больших и малых колоколов. Гулко разносится звон на Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы -это Бориса венчают на престол.  Тревожный, призывный звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» Мусоргского и в ней же — мрачный, скорбный погребальный перезвон в сцене смерти Бориса[7].

        В финале  оперы «Иван Сусанин» звучит  хор  «Славься!». Глинка  определяет  этот хор как  «Гимн –  марш». В этом хоре проявляются  черты кантаты. Тема хора сочетает в себе древние знаменные распевы, мощь многоголосного партесного пения, маршевые ритмы военных песен 1812 года. Звучание симфонического оркестра сливается  с мощью двух медных духовых оркестров на сцене и звоном колоколов.  Хор и оркестр славят бессмертный подвиг Ивана Сусанина, славят русский народ. Музыка М. И. Глинки звучит в наши дни и вдохновляет наш народ на созидание, является мощной объединяющей силой.

         Под звуки  колокольного набата  созывает   народ под русские знамена,  новгородский князь Александр Невский в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский», «Вставайте, люди русские».

       В 1874 году композитор  Мусоргский создает сюиту «Картинки  с выставки» и заключает её  пьесой былинного характера –  «Богатырские ворота», фортепиано изображает величаво и торжественно звон колоколов, символизируя мощь русского народа.

      Удивительные звуки,  передаются инструментами оркестра: петушиное пение, пастуший рожок,  а самое главное – перезвон  колоколов  в увертюре «Рассвет  на Москве – реке» в опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.  В «Сюите № 2» С.В. Рахманинова колокольный звон  изображают два рояля, которые играют по очереди  и поэтому создается эффект звона.

      Многие  композиторы вспоминают конкретные  яркие слуховые впечатления детства. Так, в 1913 году С. В. Рахманинов  написал грандиозное  вокально – симфоническое  произведение – поэму «Колокола» на стихи Эдгара По в переводе Бальмонта. Музыкальное произведение, написанное  накануне I Мировой войны, отразило ощущение приближавшейся  грозы, воссоздало мир национальной старины – «симфонию» русских колокольных звонов.

       С  тихого удара колокола начинается  первая часть  музыкального  произведения Г.В.Свиридова «Отчалившая  Русь».  А  слушая пьесу «Дорога»  вы услышите, как музыка передает бескрайние русские просторы, монотонную ленту дороги и звон ямщицких колокольчиков. Музыка начинается приглушенно, словно тройка едет к нам издалека, затем мощь оркестра возрастает, и мы будто воочию видим, как мимо нас  скачут красавцы кони. Слушая такую музыку, невольно вспоминаются слова писателя Н. В. Гоголя, в которых он воспел русскую птицу – тройку. «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие дороги и государства».

        Колокольный звон для этих  композиторов был не только  иллюстрацией, бытовым фактом. Здесь  уместно привести выражение академика  Асафьева: «Звон как колорит атмосферы»  — той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство.       

В ходе работы стало ясно, что в  конце XX - начале XXI века искусство колокольного звона переживает второе рождение после многолетнего запрета. Строятся новые храмы, для которых уже не на одном десятке предприятий льют колокола, созданы школы звонарей. И хотя возрождение - дело всегда не простое, хочется верить, что колокольный звон скоро вновь станет неотъемлемой частью русской жизни. 

        Колокола и колокольчики возвращаются  в нашу повседневную жизнь.  В начале третьего тысячелетия   вновь торжественно гудят   над городами и селами церковные  колокола в праздничные дни.

           В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые приезжают любители этого прекрасного вида народного творчества. Чаще всего такие праздники колокольной музыки устраивают в городах, которые принято называть «золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими  чудесными колоколами. Тогда

 в городах звучат  целый день колокола, и над  родной землей плывут волшебные  мелодии колокольной музыки.

         В истории XX  столетия есть страницы, написанные кровью невинных жертв. В мемориальных комплексах, посвященных их памяти. Скорбят о них печальные колокола.  «Хатынь» - огромные, словно обожженные огнем войны.           «Бухенвальдский набат» - так по праву назвал его поэт А.Соболев.

                                     Люди мира  на минуту встаньте.

  Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон.

                                     Это раздается  в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный  звон

 

     Хорошо  известен в Москве, на Малой  Грузинской улице,  дом с памятной доской. На ней – Владимир Высоцкий на фоне колокола.  Здесь жил и писал народный любимец – поэт и артист. Отсюда с 1975 по 1980 год колокольным звоном звучали по всей стране его яркие песни.

…   В синем небе, колокольнями проколотом, -

                                         Медный колокол, медный колокол  -

То ль возрадовался, то ли осерчал…

Купола России кроют  чистым золотом -

Чтобы чаще Господь, замечал…

      Колокола  были несовместимы с ложью,  несправедливостью, греховностью.

К ним относились с  уважением и любовью.  Послушайте,  как это сказано в стихах:

 

 Колокола!      Колокола-

 Ваш звучный звон -     Руси венец,

 Язык земли,     Червонным золотом

 Меня вскормившей.     Горящий,

 Живет в вас радость,     Ваш звон-

 Клич и стон,     Связующая нить

  Как отголосок      Меж будущим 

Жизни бывшей.     И настоящим.

 

 


Информация о работе Колокольный звон в произведениях русских композиторов