Картина В.Д Поленова "Христос и грешница"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:05, реферат

Краткое описание

Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие.
Еще в юношеские годы под впечатлением картины Александра Иванова «Явление Христа народу» у Василия Поленова зародилась идея создать большое полотно этического содержания, способное воздействовать на зрителя силой своего драматизма. По мнению художника, именно такое произведение отвечало бы запросам времени, духовным потребностям людей.

Файлы: 1 файл

Христос и грешница.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Христос и грешница

Реферат по картине В.Д.Поленова

(1886-87)  
325x611 см 
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

 Василий Дмитриевич Поленов был ярким разносторонним художником с широким кругом творческих интересов. Однако главное место в творчестве Поленова занимает огромное полотно «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888), в котором автор стремился рассказать библейскую историю как реальное жизненное событие.     

  Еще в юношеские годы под впечатлением картины Александра Иванова «Явление Христа народу» у Василия Поленова зародилась идея создать большое полотно этического содержания, способное воздействовать на зрителя силой своего драматизма. По мнению художника, именно такое произведение отвечало бы запросам времени, духовным потребностям людей.

   Но впрочем все по порядку. Жизнь любого талантливого человека  неразрывно связана с его творчеством. В.Д.Паленов не исключение. Его  жизнь-это смешение трагизма и  вдохновения, признания и забвения. Поэтому и о картине «Христос и грешница» мне бы хотелось рассказать в контексте его жизни.

    Книжники и  фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив  ее посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.

Евангелие от Иоанна

 

В декабре 1880 года тяжело заболела любимая сестра художника Василия Поленова Вера. Василий Дмитриевич впал в такое состояние, будто заболел он сам. Им с Верой было по тридцать шесть. Они родились в один день, и, как это часто бывает с близнецами, один оказался слабее другого. Вера Дмитриевна была хрупкого здоровья. Многие годы семья пыталась укрепить её самочувствие на курортах Франции, Швейцарии, в Крыму, но безуспешно... Когда Верочка хворала, Василий всегда делал для нее что-нибудь приятное. То рисунок, то стихи… В этот раз он стал писать симфонию. Торопился, чтобы успеть к ее выздоровлению завершить хоть первую часть. Они подолгу разговаривали, когда он сидел с возле Вериной кровати. Вспоминали детские годы. У них было замечательное детство. Папа – петербургский дворянин, Дмитрий Васильевич Поленов – был известным археологом и библиографом. Мама занималась живописью и детской литературой.

   В семье был настоящий культ  Иванова. Отец познакомился с  ним в Италии. Приехал. Восторженно  рассказал об удивительном труде  этого  гениального художника. И  с тех пор Поленовы жили  ожиданием приезда автора «Явления Христа народу» в Петербург. У Иванова никого не было в столице. Было решено, что он остановится у них. Но встреча была не долгой. Через шесть недель после приезда в Россию, Иванов заболел холерой и внезапно умер.

— А помнишь, — спросила Вера, — ты мечтал продолжить дело, начатое Ивановым. Иванов создал Предтечу и показал Христа, грядущего народу, а ты хотел создать Христа пришедшего и совершающего Свой путь среди народа? Дай мне слово, что ты начнешь серьезно работать и писать большую картину.

   Через несколько дней после этого разговора Вера Дмитриевна умерла. Сестра не зря переживала за Поленова. Ему было 36, а он не так много успел сделать. Два года провел на сербско-турецком фронте, сначала добровольцем на передовой, потом уже в качестве художника – при штабе наследника престола. Участвовал в сражениях, получил медаль «За храбрость» и крест. Вернувшись, написал «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд»…

Потом попал в мамонтовский кружок, в этот почти непрекращающийся вихрь карнавала… Занялся театральными постановками, попробовал себя в качестве декоратора, актера-трагика и даже композитора… Но все было не то… Наверное, думал Василий Дмитрич, та согрешившая женщина, которую привели ко Христу книжники и фарисеи, тоже вот так жила и жила себе беззаботно, пока в один прекрасный день не почувствовала, не поняла всем своим существом, что грех действительно убивает…

Потрясенный смертью сестры, Поленов долго не может прейти в себя. Он бежит в Абрамцево. Там он заканчивает давно начатую картину «Больная». И там же вместе с Васнецовым проектирует, строит и расписывает приусадебную церковь. Потом отправляется в свое первое путешествие по Востоку, где начинает собирать материал для своей обетной картины… Поездки в Египет и Палестину, изучение быта, нравов и колорита древней Иудеи. Первые эскизы были сделаны во время пенсионерской поездки в 1873 и 1876 годах. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы "вжиться" в атмосферу библейского повествования, проникнуться его духом, создать в картине исторически достоверную обстановку.

  Вдохновение для написания картины  ему придает и новый ангел-хранитель- жена Наталья Васильевна Якунчикова…  Зиму года молодые проводят  в Риме. И если бы не приезд  Саввы Мамонтова в Рим   картина  была завершена раньше, но шедевры быстро не рождаются. Выстрадать, выносить, бросить и начать заново – вот на мой взгляд истинный путь настоящего искусства.

    В 84 году в семье Поленовых  родился сын, но 86-м мальчик внезапно  умер. Поленов целый год не  может придти в себя, страдает припадком неврастении, его преследуют мысли о самоубийстве. В таком состоянии он закачивает работу над картиной…

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Евангелие от Иоанна

Слова Христа прозвучали как гром среди ясного неба. Шел четвертый год Его проповеди… На этот раз они были уверены, что поставили Иисуса в безвыходное положение. Если Он сейчас согласится с требованием закона, они скажут: «Вот! Он говорил, что пришел взыскать и спасти погибшее, а Сам же это погибшее осуждает на побиение камнями». Если же Христос помилует грешницу, Он нарушит закон. И вот такая ловкая провокация оборачивается против них самих. Они стали мучительно соображать, как вести себя дальше. «Я не могу бросить камень первым, — думал каждый, — но неужели ни один не сможет? Надо посмотреть… А сам Иисус. Уж Он-то точно без греха». Любопытство победил инстинкт самосохранения. «Если Учитель настоящий пророк, то Ему ничего не стоит открыть и мой грех перед всеми. Чего доброго и меня побьют… Пойду, пока Он не смотрит…Это был сложнейший выбор: можно остаться праведным перед людьми, но виноватым перед совестью и Богом; можно раскаяться и ожидать вместе с этой падшей женщиной справедливого возмездия. Иисус, наклонившись низко, каждому дал полную свободу этого выбора…

«Кто из вас без греха?» — так назвал оконченную картину Поленов. Она была впервые показана на 15-й выставке передвижников 24 февраля 1887 года, но сенсацией стала еще до дня открытия. Приобрести эту картину мечтал Третьяков. Но она была выкуплена самим  Александром III для своей коллекции.

   Картину не просто «приняли». Это был триумф. Настоящая награда за многолетний труд. Была правда и большая ложка дегтя. По настоянию цензуры картину переименовали. В каталоге выставки она значилась как «Христос и грешница». В императорском музее полотно выставили уже совсем под другим названием: «Блудная жена». Поленов воспринял это очень болезненно. «Как вы не понимаете, — возмущался он, — это совершенно противоречит Евангельскому рассказу. Ведь там ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина». И не она героиня моей картины. Ее смысл – в утверждении достоинства человека, христианского милосердия, прощения и любви»

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Помимо названия, еще один, может быть, самый главный вопрос хотел поставить перед зрителем Поленов. Вопрос о том, не стал ли Христос виновным в нарушении закона, отпустив грешницу, ведь заповедь Моисея требовала истребить зло от Израиля?  Об этом много споров в критической литературе. Я думаю, нет, не стал: дух закона соблюден – женщина раскаялась так глубоко, что больше не будет грешить. Зло истреблено. Любовь Христа исполнила и смертоносную букву, призванную страхом смерти удержать других от развращения – грех этой женщины Спаситель взял на Себя. Он умрет за нее на Кресте… Именно в этом для Поленова – продолжение дела Иванова, который избрал для «Явления Мессии» слова Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Евангельский цикл был закончен лишь в 1908 году. В 1909 – 58 картин были показаны на выставке в Петербурге, 64 – в Москве и других русских городах. После грандиозного успеха в России почти весь цикл «Из жизни Христа», включая картину «Христос и Грешница», решили отправить на выставку в Америку. Как водится, из-за бюрократических проволочек, подготовка полотен к отправке затянулась, и к назначенному рейсу груз не подоспел. К счастью… Потому что корабль, который должен был отправить картины Поленова на другой конец света, носил название «Титаник». Увидев в этом Божий Промысел, Василий Дмитриевич долго не решался выставлять свои работы за рубежом. Потом была первая мировая война. Потом революция. Потом – голод, террор, изъятие церковных ценностей.

В 1924 году, понимая, что дома его картины теперь долго не будут востребованы, Поленов разрешил отправить полотна из евангельского цикла за океан. Часть из них там была продана. Часть пропала. В Россию не вернулась ни одна. Те немногие, что остались, на долгие десятилетия оказались в запасниках. Так что целые поколения потомков знают Поленова только, как автора «Заросшего пруда» и «Московского дворика»…

Последние годы жизни проходят в припадках болезни, сочетающихся то с периодами удивительной бодрости, то уныния. Одним из последних желаний Поленова было еще раз увидеть «высшее, что создало русское искусство – картину Иванова «Явление Христа народу». И это не удивительно. Ведь книга, из которой он черпал содержание своих  работ, учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно к другим. Правда, задача очень трудная, это подвиг.

Я рад, что великое творение Василия Поленова «Христос и Грешница» смог увидеть на экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге. Меня поразило в ней, как когда-то В.Маяковского: «Тут чистота Христа связана с красотой природы. Это верно!». А еще на картине замечательный ослик, который с какой стороны на него не взгляни он смотрит на тебя. И невольно бросаешь взгляд на всю картину. Приятно удивило, большое количество людей всех возрастов, включая молодежь, с интересом и восхищением изучали работы великого соотечественника.

Государственный Русский музей – это одна из сокровищниц национальной культуры. Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России. В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля. К музейному комплексу, помимо Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок, а также уникальные садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.

 

 

 


Информация о работе Картина В.Д Поленова "Христос и грешница"