Каринская А.Н.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:15, реферат

Краткое описание

Большинство из не слишком большого числа картин и этюдов, написанных за свою жизнь Анной Николаевной Каринской, находится на Вологодской земле: либо в Тотемском или Вологодском краеведческих музеях, либо в Вологодской картинной галерее и в частных коллекциях. Это легко объясняется: детские годы будущего мастера пейзажа прошли у бабушки в городке Тотьме, где она получила хорошее домашнее образование, в том числе первые навыки в рисунке и живописи. А затем вполне самостоятельная девушка уезжает в Петербург и становится воспитательницей детей известного художника, академика живописи А.А. Киселева (сер. 1890-х гг.). Маэстро оценил способности молодой А. Каринской и во многом определил ее будущее. Последние годы XIX века и первые десятилетия века XX - время становления А.Н. Каринской, совершенствования ее мастерства и активного участия в выставках. Основные работы художницы создаются на Вологодчине, куда она часто выезжает на этюды. Ее картины (с характерными названиями "Пасмурный денек. У Дедова острова на Сухоне", "Ясный вечер. Тотьма", "Междулесье. Около Вологды", "Все успокоилось. Осень", "Широкая Волга", "Бездорожье") посвящены родным для А.Н. Каринской местам, патриоткой и знатоком которых она была. Душевность и доброта, пронизывающие произведения художницы, находят отзвук в зрителях, которым выпадает счастье общения с полотнами замечательной пейзажистки.

Файлы: 1 файл

каринская. исследование..docx

— 376.41 Кб (Скачать)

Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 
 
 
 
 

Исследование

А.Н.Каринская и

 «Северный кружок любителей изящных искусств». 
 
 
 
 
 

Научный сотрудник отдела выставок:

Воробьёва Анна Анатольевна. 
 
 
 

2011 г. 
 
 

А.Н.Каринская и

  «Северный кружок любителей изящных искусств».

   Анна  Николаевна Каринская (1871-1931) - первая на Вологодчине профессиональная художница, мастер этюдного живописного пейзажа и интерьера, основатель Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде.

   

   Участники СКЛИИ. Фото 1913-1914 годов. Среди них  – Каринская Анна Николаевна. 

   О жизни и творчестве Анны Николаевны Каринской на сегодняшний день известно не очень много. Как правило, свои живописные работы она редко подписывала и почти никогда не датировала.

   Каринская родилась в 1871 году в городе Тотьме Вологодской губернии в семье обедневшего дворянина.

    

  Улица в Тотьме. 
 
 

  Большинство из не слишком большого числа картин и этюдов, написанных за свою жизнь  Анной Николаевной Каринской, находится на Вологодской земле: либо в Тотемском или Вологодском краеведческих музеях, либо в Вологодской картинной галерее и в частных коллекциях. Это легко объясняется: детские годы будущего мастера пейзажа прошли у бабушки в городке Тотьме, где она получила хорошее домашнее образование, в том числе первые навыки в рисунке и живописи. А затем вполне самостоятельная девушка уезжает в Петербург и становится воспитательницей детей известного художника, академика живописи А.А. Киселева (сер. 1890-х гг.). Маэстро оценил способности молодой А. Каринской и во многом определил ее будущее. Последние годы XIX века и первые десятилетия века XX - время становления А.Н. Каринской, совершенствования ее мастерства и активного участия в выставках. Основные работы художницы создаются на Вологодчине, куда она часто выезжает на этюды. Ее картины (с характерными названиями "Пасмурный денек. У Дедова острова на Сухоне", "Ясный вечер. Тотьма", "Междулесье. Около Вологды", "Все успокоилось. Осень", "Широкая Волга", "Бездорожье") посвящены родным для А.Н. Каринской местам, патриоткой и знатоком которых она была. Душевность и доброта, пронизывающие произведения художницы, находят отзвук в зрителях, которым выпадает счастье общения с полотнами замечательной пейзажистки.

       

       Мурманово. 

           Каринская неоднократно совершала поездки по Северной Двине, Сухоне, другим районам Вологодской губернии, посетила Великий Устюг. Была в Туапсе ( 1900-1901-е гг.), выезжала в Ниццу. С 1916 года жила в «Приюте для вдов и сирот русских художников им. П.М.Третьякова» в Москве.

      Выяснилось так же, что в начале  ХХ века Анна Николаевна была частой гостьей в усадьбе Зубовых, что находится в имении Шоломово Вологодской губернии. В этой усадьбе жила семья Кирилла Алексеевича Зубова (1816-1894). По архивным данным, он исполнял должность окружного начальника.

      В Вологодской областной картинной  галерее экспонируется картина  «Осень на Лумбе», написанная в 1914 г. в Шоломово. На картине над лесом четко виднеется силуэт шпиля и верхушки колокольни церкви Николая Чудотворца. По-видимому, замечательные в своей неброской красоте окрестности Шоломова не раз вдохновляли талантливую художницу.

    

      Экслибрис кружка. 

А.Н.Каринская была одним из организаторов в Вологде в 1905 г. «Северного кружка любителей изящных искусств». Идея об объединении вологодских художников возникала с 1902 года у инженера А.Н.Белозерова и А.Н.Каринской. Целью кружка, как пишет О.П.Воронова в своей книге «Художники Вологды» (1979г.), была забота о художественном развитии людей и содействие процветанию как чистого, так и прикладного искусства. Организаторы кружка устраивали периодические выставки, основали в Вологде публичный музей и общедоступную рисовальную школу, способствовали сближению любителей с художниками-профессионалами и помогали талантливым людям получить художественное образование. Об этом написал в своей книге «Художники-вологжане» А.Мунин (1959 г.).   Первым шагом стало проведение 1 Художественной выставки, которая была открыта В Вологде с 25 марта по 15 апреля 1905 года. В подготовке к проведению выставки значительную помощь оказал профессор Императорской Академии художеств А.А.Киселев, а также местное отделение Общества «Помощь», которое выделило помещение в «Народном доме».

     «Это было дело нелегкое, так как большинство художников, к которым пришлось обращаться с просьбами, относились к выставке весьма скептически, пожалуй, даже с недоверием; - трепать свои картины, которые они так ценят, на какой-то Вологодской выставке, давать их почти неизвестному лицу без всяких шансов на продажу или хоть другой успех в смысле популярности – все это многим из них очень мало улыбалось, и многие из них прямо-таки отказывались, а другие , которые и давали, то далеко не с большой охотой.»

Из  жизни кружка. Воспоминания инж. А.Н.Белозерова. Временник. 1916 год.

   

      

      Выставки кружковцев собирали большое количество зрителей. А.Н.Каринская вспоминала, что «их посещала не только местная интеллигенция и учащаяся молодежь, но нередко приходилось перед картинами видеть и крестьянина с котомкой за плечами», т.к. кружок предоставлял свои залы и для петербургских, и для московских художников, приглашал участвовать в них передвижников.   

     Успех 1 Вологодской выставки, в которой участвовали 44 профессиональных художника и 27 местных любителей, и которую посетили более 3600 зрителей, убедили организаторов в жизнеспособности идеи вологодского художественного объединения.

     

      Застывает. 

      Кружок оставил бесценное художественное наследство. Изданная кружком в 1914 году книга Г.К.Лукомского «Вологда в ее старине» выдержала несколько переизданий и до настоящего времени является одним из лучших источников информации и популярных путеводителей по Вологде.

  

   

    Сумерки.

 Воззрения членов кружка соединяли в себе эстетизм, характерный для круга «Мира искусств», с социальной миссией просветительства народа, близкой передвижникам, при этом членами кружка были участники обеих художественных групп. Любовь к природе Русского Севера сделала пейзаж излюбленным жанром для живописцев кружка, а интерес к древнерусской архитектуре, иконописи и народному творчеству способствовал появлению большого числа искусствоведческих и краеведческих работ.

     

   Сельский пейзаж. 
 

       Кружок был ликвидирован в 1920 году. Многие члены кружка были репрессированы или вынуждены эмигрировать, судьба многих неизвестна. Собрание живописи и скульптуры было реквизировано в фонды Краеведческого музея, из которого в 1953 году передано во вновь образованную Вологодскую областную картинную галерею, где составляет основу коллекции искусства Х1Х-начала ХХ века. Рисовальные классы кружка были реорганизованы в Вологодский художественный техникум (закрыт в 1924 году), давший рождение вологодской школе графики.

     

     У мельницы. 
 

       А.Н.Каринская принимала участие во всех шести Вологодских художественных выставках, организованных членами кружка (1905-1918 годы). Участвовала в выставках Московского общества любителей художеств (1893-1913, с перерывами; с 1911- член Общества), ТПХВ (1895-1922, с перерывами), выставке произведений русских художников в галерее «Лемерсье» (1913), выставке акварелей, рисунков и графики русских художников (1914), выставках «Художники - товарищам воинам» (1914) и «Художники Москвы - жертвам войны» (1914-1915; все – в Москве).

     

     Зимний серенький пейзаж. 
 

       В годы советской власти участвовала в V1 выставке картин северных художников в Вологде, выставке картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани (обе – 1918), Первой козьмодемьянской выставке картин, этюдов, эскизов, рисунков (1920). Персональная выставка произведений Каринской прошла в Вологде (ВОКГ) в 1962 году.

      

    Пейзаж со стогом. 
 

     Произведения находятся в собраниях ВГИАХМЗ, ПГИАХМЗ, наиболее полно в ВОКГ и частных собраниях России.

     Умерла А.Н.Каринская 30 (31 (?)) декабря 1931 года в Москве.  
 

Литература. 

  1. Новая газета Кубани, «Возвращение Киселева». Выпуск 93 (1699) от 05.12 2011 г.

    http/ngkub.ru

  1. Биобиблиографический словарь. Т.1V, книга II (из библиотеки ГТГ)
  2. А.Н.Каринская. Википедия. http/Wikipedia.org
  3. Каринская Анна Николаевна. www/artinvestment.ru
  4. Н.Лукина. Экспедиция в прошлое: шесть вологодских усадеб Зубовых и Семеновых, Величковских. www/booksite.ru

   

    

Информация о работе Каринская А.Н.