Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2011 в 20:27, реферат
Кандинский - теоретик искусства, мифотворец и моралист, его роль в культуре ХХ века сравнима лишь с открытиями Пикассо, он прошел трудный путь борьбы за новое искусство. Путь этот начинался не с завоевания признания у публики и критики, а с многолетней борьбы с самим собой. Перипетии внутреннего развития определили многое не только в живописи, но и в поэзии, теоретических и публицистических работах художника.
Министерство культуры и массовых коммуникаций
Российской Федерации
Санкт-Петербургский
государственный университет
Факультет
культурологии и социологии
Кандинский:
живописец, мифотворец,
моралист.
Реферат.
Исполнитель:
Студент(ка) факультета
Культурологии и социологии,
5 курса, группы № 526
Купрякова
Вера Сергеевна
Санкт – Петербург
2010
Кандинский
- теоретик искусства, мифотворец и моралист,
его роль в культуре ХХ века сравнима лишь
с открытиями Пикассо, он прошел трудный
путь борьбы за новое искусство. Путь этот
начинался не с завоевания признания у
публики и критики, а с многолетней борьбы
с самим собой. Перипетии внутреннего
развития определили многое не только
в живописи, но и в поэзии, теоретических
и публицистических работах художника.
Однако
родители Василия в будущем видели его
юристом. В 1886 году он едет в Москву, где
поступает на юридический факультет Московского
университета. Блестяще окончив обучение,
через шесть лет Василий женится на своей
кузине Анне Чимякиной. В 1893 году он становится
доцентом юридического факультета и остается
преподавать. В 1896 году знаменитый Юрьевский
университет в Тарту, где в то время происходил
процесс русификации, предлагает тридцатилетнему
Кандинскому место профессора юриспруденции,
но именно в это время он решает оставить
многообещающую карьеру и полностью посвятить
себя живописи.
Впоследствии Кандинский вспоминал о
двух событиях, повлиявших на это решение:
посещение выставки французских импрессионистов
в Москве в 1895 году и потрясение картиной
К. Моне "Стога сена" и впечатление
от оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин"
в Большом театре. « В возрасте тридцати
лет мне явилась мысль - теперь или никогда.
Мое постепенное внутреннее развитие, о
той поры мною не осознававшееся, дошло
до точки, в которой я с большой ясностью
ощутил свои возможности живописца, и
в то же время внутренняя зрелость позволила
мне почувствовать с той же ясностью свое
полное право быть живописцем. И поэтому
я отправился в Мюнхен, художественные
школы которого пользовались в это время
высокой репутацией в России"2.
В 1896 году он отправляется
в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров
европейского искусства, и записывается
в престижную частную школу югославского
художника Антона Ажбе, где получает первые
навыки в построении композиции, в работе
с линией и формой. Однако весьма скоро
школа перестает удовлетворять его потребностям.
Позднее художник напишет: "Нередко
я уступал искушению "прогулять"
занятие и отправиться с этюдником в Швабинг,
Энглишер-Гартен или парки на Изаре"3.
В 1900 г. после неудачной попытки предыдущего
года, Кандинский поступает в Мюнхенскую
академию художеств, в класс Ф. Штука, "первого
немецкого рисовальщика". Мастер доволен
своим учеником, но считает его палитру
слишком яркой. Выполняя его требования,
Кандинский целый год пишет исключительно
в черно-белой гамме, "изучая форму как
таковую".
В этот период Кандинский знакомится с
молодой художницей Габриэлой Мюнтер,
а в 1903 году расстается со своей женой
Анной Чимякиной. Следующие пять лет они
вместе с Габриэлой путешествуют по Европе,
занимаясь живописью и участвуя в выставках.
Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком
городке Мурнау у подножия Альп. Начинается
этап интенсивного и плодотворного поиска.
Работы этих лет - в основном пейзажи, построенные
на цветовых диссонансах. Игра цветовых
пятен и линий постепенно вытесняет образы
реальной действительности ("Ахтырка.
Осень. Этюд", 1901; "Шлюз", 1901; "Старый
город", 1902; "Синий
всадник",
1903; "Берег залива в Голландии", 1904;
"Мурнау. Двор замка", 1908). В эти же
годы он обратился к русской сказочной,
былинной старине, создав завораживающие
образы ("Русский всадник", 1902; "Русская
красавица в пейзаже", 1904), превратив
в зримое таинственные предания о славянских
деревянных городах ("Русская деревня
на реке с ладьями", ок. 1902; "К городу",ок.1903). В
Мюнхене написаны не только первые картины,
но и первые критические статьи Кандинского.
В 1901 году никому не известный живописец
вступает в газетную полемику с М. Нордау
и Л. Н. Толстым и доказывает необходимость
нового искусства, доступного пока "только
ничтожному и неизвестному меньшинству публики"4.
Активная творческая деятельность, организующее
начало всегда делали Кандинского центром
притяжения всего интеллектуального,
неспокойного, ищущего, что было в мире
искусства того времени. Так, уже в 1901 г.
он основывает в Мюнхене художественное
объединение "Фаланга" и организует
при нем школу, в которой сам же и преподает.
За четыре года Кандинский устраивает
двенадцать выставок состоящих в "Фаланге"
живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским,
Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими,
основывает "Новое объединение художников,
Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство.
Кредо общества: "Каждый из участников
не только знает, как сказать, но знает
и что сказать"5. С 1900 г. Кандинский
участвует в выставках Московского товарищества
художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного
объединения "Бубновый валет". Также,
он публикует художественно-критические
"Письма из Мюнхена" в журналах "Мир
искусства" и "Аполлон" (1902, 1909).
В1911 году Кандинский вместе со своим другом,
художником Францем Марком, организовывает
группу "Синий всадник". По словам
самого художника, "акцент делался на
выявлении ассоциативных свойств цвета,
линии и композиции, а привлекались при
этом столь различные источники, как романтическая
теория цвета Гете и Филиппа Рунге, "югендстиль"
и теософия Рудольфа Штайнера"6.
«Ни в какое другое время живопись Кандинского
не развивалась так стремительно, как
в мюнхенские годы»7, -
писал М.К. Лакост. В то же время Кандинский
отдает дань литературной деятельности.
В 1912 году выходит книга "О
духовном в искусстве".
Перевернувшая устоявшееся представление
об искусстве вообще, эта книга стала первым
теоретическим обоснованием абстракционизма.
Придя к мысли, что "цели (а потому и средства)
природы и искусства существенно, органически
и мирозаконно различны - и одинаково велики...
и одинаково сильны"8,
художник провозгласил творческий процесс самовыражением
и саморазвитием духа. Также Кандинский
пишет мемуары "Оглядываясь назад"
(1913 год; в русском переводе - "Ступени"),
сборник стихов "Звуки" (1913 год) с
55 черно-белыми и цветными литографиями.
С началом мировой войны
Кандинский вынужден покинуть Германию.
3 августа 1914 года они с Габриэлой переезжают
в Швейцарию, где Кандинский приступает
к работе над книгой «О точке и линии».
К ноябрю этого же года они расстаются.
Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский
едет в Москву. Осенью 1916 года Кандинский
знакомится с Ниной Андреевской, дочерью
русского генерала на которой он женится
в феврале 1917 года. В эти кризисные годы
революции Кандинский колеблется между
языком полуабстракций, импрессионистическими
пейзажами и романтическими фантазиями.
В абстрактных картинах усиливается геометризация
отдельных элементов, причиной чему, во-первых,
собственный процесс упрощения, а во-вторых
- авангардистско-художественная атмосфера
Москвы того времени.
В России Кандинский находится
в русле послереволюционного культурно-политического
развития. С 1918 по 1921 год он сотрудничает
с ИЗО Наркомпроса в области художественной
педагогики и музейной реформы. Между 1919
и 1921 годами публикует шесть больших статей.
В качестве председателя Государственной
закупочной комиссии при Музейном бюро
Отдела ИЗО Наркомпроса участвует в организации
двадцати двух провинциальных музеев.
Но самое большое влияние Кандинский оказывает
как преподаватель московского Свомаса
(Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса.
Будучи его профессором с октября 1918 года,
он составляет специальный учебный план,
основанный на анализе цвета и формы, то
есть развивающий идеи, высказанные в
книге «О духовном в искусстве». Также,
участвуя в организации и управлении московским
Институтом художественной культуры (Инхук)
он составляет для него учебный план, основываясь
на своей теории. Однако здесь мнения с
коллегией института расходятся. Противники
Кандинского - Родченко, Степанова и Попова
- за точный анализ материалов, их конструктивное
расположение и оформление. Любое проявление
иррациональности в творческом процессе
решительно отрицается. Кандинский, в
свою очередь, энергично выступает против
своих оппонентов-конструктивистов: "
В 1925 году, вследствие нападков правых
партий, Баухаус в Веймаре закрывается.
Второй период Баухауса в Дессау начинается
в весьма благоприятных условиях: Кандинский
и другие художники получают несколько
свободных классов живописи, где они, помимо
преподавания, могут заниматься собственным
творчеством. "Желтое-Красное-
Живопись Кандинского последних лет Баухауса
пронизана легкостью и странным юмором,
которые вновь проявятся в его поздних
парижских работах. К ним, например, можно
отнести картину "Причудливое", 1930, навевающую космически
- египетские ассоциации и наполненную
сказочными символическими образами в
духе Пауля Клее, художника, с которым
Кандинский дружен в эти годы. Около 1931
года разворачивается масштабная кампания
национал-социалистов против Баухауса,
которая приводит к его закрытию в 1932 году.
Кандинский с женой эмигрируют во Францию,
где селятся в новом доме в парижском предместье
Нейи-сюр-Сен. Между 1926 и 1933 годами Кандинский
написал 159 картин маслом и 300 акварелей.
Многие из них были, к сожалению, утрачены
после того, как нацисты объявили живопись
Кандинского и многих других художников "дегенеративной".
Парижская
художественная среда на появление Кандинского
реагирует сдержанно. Причины тому - ее
обособленность от иностранных коллег
и отсутствие признания абстрактной живописи
как таковой. В результате художник живет
и работает уединенно, ограничиваясь общением
лишь со старыми друзьями. В это время
происходит последнее преобразование
его живописной системы. Теперь Кандинский
не использует сочетания основных цветов,
а работает с неяркими, рафинированными,
тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно,
он дополняет и усложняет репертуар форм:
на первый план выходят новые, биоморфные
элементы, которые непринужденно чувствуют
себя в пространстве картины, словно плавая
по всей поверхности холста. Картины Кандинского
этого периода далеки от ощущения "холодной
романтики", в них кипит и бурлит жизнь
(см. картины "Небесно-голубое", 1940,"Сложное-простое", 1939, "Пестрый
ансамбль",
1938 и др.). Сам художник назвал этот период
творчества "поистине живописной сказкой".
В последующие военные годы из-за нехватки
материалов форматы картин становятся
все меньше, вплоть до того момента, когда
художник вынужден довольствоваться работой
гуашью на картонах небольшого формата.
И вновь он сталкивается в неприятием
публикой и коллегами своего искусства.
И вновь развивает и совершенствует свою
теорию базу: "Абстрактное искусство
создает рядом с "реальным" новый
мир, с виду ничего общего не имеющий с
"действительностью". Внутри он подчиняется
общим законам "космического мира".
Так, рядом с "миром природы" появляется
новый "мир искусства" - очень реальный,
конкретный мир. Поэтому я предпочитаю
так называемое "абстрактное искусство"
называть конкретным искусством"11. Кандинский
до самого конца не усомнился в своем "внутреннем
мире", мире образов, где абстракция
не была самоцелью, а язык форм "мертворожденным";
они возникали из воли к содержательности
и жизненности.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Кандинский: живописец, мифотворец, моралист