Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:35, творческая работа
Эдвард Мунк — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик ис-кусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
Картина «Крик» (норв. Skrik)
1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см
Национальная галерея, Осло
Эдвард
Мунк — норвежский живописец и график,
театральный художник, теоретик искусства.
Один из первых представителей
Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.
В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначала его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — живописец Кристиан Крог. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.
В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно. Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».
Летом 1889 семья Мунка арендовала
маленький домик в Осгордстранд
В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и, показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.
Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется, в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. В 1920-е годы у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм. Также он страдал от маниакально-депрессивного психоза.
В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.
Искусство Эдварда Мунка
- наиболее значительный вклад Норвегии
в общеевропейскую
Столь сильное воздействие Мунка на искусство Европы связано с тем, что годы художественного становления художник провел за пределами Норвегии. После обучения на родине Эдвард Мунк несколько лет прожил во Франции и Германии, где в это время находились центры европейской художественной жизни. Во Франции он испытал влияние художников группы Наби (от древнееврейского "navi" - "пророки"), а также постимпрессионистов, в особенности Гогена, Ван Гога и Тулуз-Лотрека. В 1890-е годы, уже, будучи в Берлине, он создает ряд работ, которые позднее назвал «поэмой о жизни, любви и смерти». Одна из работ этой серии - «Крик» - стала своего рода манифестом нарождающегося экспрессионизма в Германии.
В 1908 году Мунк перенес нервный
удар и вернулся в Норвегию, где
и оставался до конца жизни. Его
палитра стала светлее, мотивы спокойнее,
но экспрессионистская проблематика не
покидает его искусство.
После смерти художника в 1944 году стало
известно, что все свои сохранившиеся
работы он завещал городу Осло. Музей открылся
в 1963 году - к столетию со дня рождения
художника. Здание изначально строилось
с расчетом на хранение уникальной коллекции,
насчитывающей около 1000 картин, 4500 рисунков
и 1500 гравюр. Большая часть наследия представлена
в экспозиции, которая постоянно обновляется.
В массовом сознании данная картина является символом целой гаммы эмоций и может, в зависимости от ситуации, принимать значения от банальных ААААААААААА!!!! Или Ого!!! до «О, чёрт» и «Мне конец это же лев»
С первого взгляда на картине отображена антропоморфная фигура человека, зажавшего руками голову и с широко раскрытым ртом, истошно кричащего на фоне закатного неба. Со второго, третьего и любого другого взгляда так все и продолжает выглядеть… Но, со взгляда знающего человека всё не так, как на самом деле.
Изначальное название на немецком, данное Мунком картине было Der Schrei der Natur (Крик природы). На страницах своего дневника под подписью Ницца 22.01.1892, Мунк так описывает источник своего вдохновения: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор – я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик пронзающий природу.»
Красноватое небо, возможно, было вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884. Фигура на переднем плане, вероятно, изображает самого художника, не кричащего, а наоборот, защищающего себя от крика природы. В этом смысле, поза, в которой он себя изображает, может быть рефлекторной реакцией человека, старающегося спастись от сильного шума, реального или вымышленного.
Знатоки творчества Мунка также высказывают мнение, что необычное, бесполое существо на переднем плане было скорее всего навеяно видом перуанской мумии, скрюченной в позе эмбриона, с прижатыми к щекам руками, которую Мунк, возможно, видел на всемирной выставке в Париже в 1889 году. Существует также версия, что картина эта частично — плод психического расстройства; в самом деле, есть сведения, что художник страдал маниакально-депрессивным психозом. «Мунк неустанно воспроизводил „Крик“, словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошел курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это».
Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине: "Крик"! Невозможно даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы".
Кроме того, что сам Мунк нарисовал еще несколько версий картины он ещё и внес вклад в популяризацию своей работы, создав оттиски для литографической печати и еще при жизни размножал их, как только мог, этим же занимались и другие. Картина становилась иллюстрацией нескольких книг; Энди Уорхол переиначивал работу, а другие художники создавали бесчисленные репродукции, ремейки и даже сиквелы. Кино, мультипликация, сувенирная промышленность, политика…
Статья из РБК: «Знаменитая картина "Крик" норвежского художника Эдварда Мунка продана на торгах Sotheby's в Нью-Йорке за огромную сумму - 119 млн. 922 тыс. 500 долл. Эта сумма является абсолютным рекордом для произведений искусства, передает Би-би-си. Имя покупателя пока не известно».
Проданный холст - одна из четырех сохранившихся авторских копий, созданных в разных техниках. Данная версия, написанная пастелью, принадлежала норвежскому миллиардеру Петтеру Олсену.
Картина, оцененная в 80 млн. долл., была выставлена прежним владельцем на аукцион Sotheby's 2 мая 2012г. Три остальные версии "Крика" принадлежат норвежским музеям.
Ранее сообщалось, что самой дорогой считалась картина "Обнаженная, зеленые листья и бюст" Пабло Пикассо, которую в 2010г. на аукционе Christie's в Нью-Йорке продали за 106,5 млн. долл.
В Осло находится открытый в 1963 году музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.
По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.
Она странная, страшная и очень эмоциональная. Я не очень-то понимаю в живописи, не разбираюсь в стилях... но, на мой взгляд, искусство должно что-то нести. Будь то мысли автора или эмоции автора или и то и другое. Вот эта картина явно их в себе несет. Она очень пугает... меня, по крайней мере.
Литература: