Изразцы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:30, реферат

Краткое описание

Изразец - плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью. Стандартный изразец состоит из пластины, наружная сторона которой покрыта глазурью, румпы, образующей с обратной стороны открытую коробку, в стенках которой имеются два отверстия. В эти отверстия вставляют стальные штыри, служащие для скрепления проволокой изразцов друг с другом и закрепления их на поверхности печи путем закладки проволоки в толщу кладки.

Файлы: 1 файл

Изразцы.реферат.doc

— 625.50 Кб (Скачать)

 

Начиная со второй половины 17-го века, достаточно часто изображаются виноградные  гроздья. Определенные элементы повторяются  на изразцах, изготовленных разными мастерами, что позволяет считать их типичными для этого периода. Среди них можно выделить травные завитки, в том числе и явно стилизованные, а также близкие к оригинальным дубовым веточкам с листьями и желудями.


В некоторых рисунках отчетливо прослеживается влияние восточных мотивов. Это относится в основном к изразцам, украшенным так называемыми огурцами: стручками, один конец которых выполнялся загнутым. К этому периоду относятся и изображения в виде целых букетов различных плодов.

Среди растительных изображений, которые  встречаются не столь часто, можно  отметить изображения древа жизни, а также орнаменты в виде гирлянды.

К началу 18-го века, наряду с растениями, на изразцах появляются и вазы. Как правило, они являются частью растительной композиции, и элементы их далеко не всегда точно выписаны, а изображения ваз носят скорее символический характер.

Изменение привычного облика изразцов принято связывать с именем Петра  Первого. Изменения, которые происходили  в этот период в жизни России и  были связаны со стремлениями Петра  сделать Россию частью Европы, коснулись и искусства изготовления изразцов. Они приобретают в этот период более европейский облик: рельеф плиток становится более сглаженным, а цветовая палитра – более ограниченной и сдержанной. При нанесении изображений используется в основном техника росписи.

Сюжетное многообразие изразцов расширяется. Основным мотивом в этот период становится  изображение человека в различных вариантах, при этом сюжетные изображения часто дополняются пояснительными надписями. Для этого периода в русском искусстве в целом характерно переосмысление места человека и роли его в мире, и эта тенденция нашла свое отражение в том числе и в искусстве оформления изразцов.

 

 

 

РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ.

Истоки русского изразцового  искусства следует искать в древнем  Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире  XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. При этом каждая земля имела свою школу росписи, изготовления и обжига керамических изделий. Но, тем не менее, все изразцы делились на несколько типов: терракотовые, расписные многоцветные, муравленые и синие.

Терракотовые изразцы первоначально использовались как декор фасадов храмов. Они могли белиться вместе со стенами и становились похожи на резной белый камень, который был излюбленным элементом наружного декора. Плитки не поливалась глазурью. В рельефных изображениях ранних терракотовых плит использовались мотивы белокаменной резьбы: стилизованные цветы, переплетающиеся стебли. Надписи встречались не часто. Изготовление плитки происходило при помощи гончарного круга, потом она оттискивалась в деревянных формах. Позже терракотовые плиты перемещаются "внутрь" помещений, становясь, таким образом, украшением интерьера. Ими, например, украшены печи в особняке Клодта.  

Название следующего типа изразцов происходит от названия глазури, использовавшейся для их покрытия – муравы (свинцовая глазурь). Техника  изготовления муравы известна с глубокой древности. Впервые на Руси ее стали  применять в древнем Киеве, а затем в конце XV века - в Пскове. Муравленые изразцы получили широкое распространение, как в наружном декоре зданий, так и в интерьере.

Рельефные многоцветные изразцы появляются на Руси в 1653 году. Организатором производства стал патриарх Никон, который в ту пору был настоятелем Иверского святоозерского монастыря. Производство началось с выделки печных изразцов, которые не только использовались в самом монастыре, но также дарились и продавались. В 1666 году Никона лишают сана, а гончарных дел мастера переводятся согласно царскому указу в Оружейную палату Московского кремля. Тогда в Москве впервые появляются рельефные многоцветные изразцы. Они хорошо сочетались с пышным наружным декором церковных и светских зданий, так называемым узорочьем, получившим широкое распространение в XVII веке.

Производство плитки быстро распространяется по всей территории Российского государства. Так, Аптекарский  приказ и Монетный двор в Москве были украшены многоцветной керамикой. Многоцветные печи украшали интерьеры храмов, трапезных и парадных боярских палат.

XVII век вносит большие изменения в сюжеты изразцов: единороги, грифы и лучники уступают место сценкам из жизни и портретам. Под сюжетными зарисовками теперь становится модным делать надписи. Многоцветье заменяется синей росписью, вместо гладких все чаще опять начинают выпускать рельефные изразцы.

В 1709 г. указом Петра I два пленных шведа (один из них — мастер Ян Флегнер) были направлены в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь для изготовления гладких «кафлей» (нем. Кachel — блюдце, плошка) с росписью синим кобальтом. В 1710 г. первую пробную   партию   отправили   в   Петербург. Такие же мастерские действовали в Стрельне и Ямбурге, в них работали русские и иностранные мастера.

Во  дворце  А. Меньшикова  сохранилось четыре комнаты (известно, что в начале XVIII в. таких комнат было тринадцать), стены и потолки которых покрывают  бело-синие расписные плитки – так называемые дельфтские изразцы. В отличие от экономных голландцев русские мастера  покрывали   плитками   сплошь потолок и стены.

Мастера Москвы также  начали изготавливать изразцы по новой методике - гладкие с синей  росписью. Но одноцветная синяя роспись, видимо, не отвечала вкусам древней  столицы, и мастера Москвы вновь  перешли на полихромию. Изразцы расписывались эмалями пяти цветов: белой, желтой, коричневой, зеленой и синей. Белой эмалью покрывался, как правило, фон изразца. Желтую эмаль в виду ее большой стоимости старались экономить. Большинство плиток расписывались тремя цветами: белым, коричневым и зеленым.

Нельзя не отметить разнообразие сюжетов, предлагаемых изразцами: мужчины  и женщины в костюмах 17 века и  античных одеждах, всадники, воины, охотники, домашние животные и дикие звери, птицы и цветы. Многочисленные сценки из городской и сельской жизни, а также бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера. Иногда можно было увидеть даже достаточно легкомысленные картинки светского содержания.

В период елизаветинского  рококо выдающийся архитектор Ф. Б.Растрелли  Младший (1700-1771) по требованию императрицы Елизаветы устраивал большие «русские» изразцовые печи в дворцовых интерьерах. Ныне они восстановлены в Петергофе и Царском Селе. Эти печи сейчас называют «растреллиевскими». Но в XVIII в. они именовались «гамбургскими». Они действительно похожи на печи, которые делались в Германии. Их вид повторяет барочную архитектуру. «Растреллиевские» печи складывали мастера-немцы, но в росписи заметны иные, чем в гамбургских, мотивы, своеобразно трансформирующие барочные картуши и рокайли. В русской провинции во второй половине XVIII в. под влиянием столичных образцов изготавливались похожие печи, они не были связаны с творчеством самого Растрелли, но именовались уже не «гамбургскими», а «растреллиевскими». В росписи изразцов также заметно своеобразное преломление западноевропейских и русских мотивов.

С середины XVIII в. в связи с распространением моды на классицизм расписные изразцовые печи постепенно вытеснялись белыми кафельными, декорированными легкой тонкой росписью либо рельефами «под антики». Многие из таких печей делались по рисунку архитектора Н. Львова (1751-1803). В XIX в. оригинальное искусство русских изразцов угасает. Производство изразцов переходит в цеха предприятий химической промышленности и становится на поток.

 

ГОЛЛАНДСКИЙ ИЗРАЗЕЦ.

 Ранние "голландские" изразцы имеют монохромные рисунки, выполненные синей кобальтовой краской по белому фону. Более поздние образцы изразцов приобрели яркости и декоративности благодаря использованию в росписях разноцветных гончарных красок.  
 
Из подобных изразцов сооружались отопительные приборы - печи довольно причудливой формы: на фигурных арках, с угловыми колонками-балясинами, с зубчатым завершением. 
 
Композиция рисунков "голландских" изразцов строится по четкой схеме: центральное изображение (фигура человека или группа лиц, животных или пейзаж, цветок в вазоне) расположено в картуше, обрамленном широкой декоративной рамкой с украшенными углами. Элементы такой рамки (цветы, бутоны, "сетки", ломаные линии, раковины, завитки-волюты) типичны для художественного стиля "барокко" и "рококо".  
 
Комплекты таких изразцов стоили недешево, их заказывали за границей и ввозили в Россию представители российской казацкой старшины и общественной элиты. Однако вскоре украинские мастера начали изготавливать аналоги дорогого "голландского" кафеля, который, возможно, несколько уступал прототипам по качеству, однако был намного дешевле. Эта новация вызвала настоящий "бум" на сооружение в помещениях рядовых российских живописных печей и печек, изготовленных из местных расписных разноцветными красками изразцов с типично российскими сюжетами изображений. 

 
Российским подражанием таких  привозных образцов можно считать большинство бело-синих изразцов из коллекции Нима. Роскошная печь "синих" изразцов в помещении королевского дворца существовала еще в начале 18-го века. Центральная фигура вписана в широкие декоративные рамки - фигурного "картуша". Углы пластины изразца декорированы "сетчатым" мотивом, характерным для отечественных и зарубежных "голландских" изразцов первой половины XVIII века и с помощью которого каждый из изразцов стилистически-единственного печного комплекта композиционно "сочетался" с четырьмя изразцами, примыкавшими к нему. 
 
Следующим шагом в развитии производства "голландских" изразцов было появление полихромных образцов. С 1740-х годов в России сформировался тип многоцветных изразцов с рисунками, созданными по канонам народного искусства. На нем изображалась мужская фигура, идущая к огромному цветку (васильку или гвоздике), у которого расположено дерево - ель. Контуры рисунка выполнены сиреневой и коричневой красками, ветви ели окрашены зеленым цветом. 
 
Изразцы московского или калужского производства имели более сложную композицию изображения и богатую цветовую палитру: зеленую, коричневую, желтую, сиреневую, вишневую краски. 
 
Полихромные голландские изразцы отличаются более сдержанной цветовой палитрой и лаконичными композициями рисунка, приближенного к народной живописи. Их центральное изображение помещено не в сложный картуш, а в простую овальную или ступенчатую рамку, украшенную вверху и внизу изображением раковины в стиле "рокайль".

А кроме украшенной "панорамы с городом", в этот стиль входили и изразцы с изображением кораблей и пейзажей. Все они выполнены желтой, коричневой сиреневой и зеленой красками на фоне со светло-фиолетовой "сеточкой".  
 
Центральные изображения каждого изразца ограничены ступенчатой рамкой, в которой можно узнать очень упрощенное изображение "голландского" картуша. Композиции, размещенные по краям каждой "лицевой пластины" изразца, служат для соединения отдельных изразцов в единую "ковровую" композицию. 
 
Росписи голландских изразцов XVIII века поражают многообразием и ни разу не повторяются. Это конные казаки, солдаты в европейских мундирах того времени, пейзажи (бытовые, сказочные и гротескные сценки). Эти изразцы расписаны красками зеленого, коричнево-лилового и черного (для создания контура) цветов. Их центральные изображения обрамлены однотипными овальными рамками, которые значительно уступают роскошным "московским" прототипам на тот период. Вверху и внизу каждая рамка завершается "рокайльной" раковиной, а слева и справа размещены "половинчатые" барочные "растительные" композиции, соединяющие каждый из изразцов с расположенным рядом.

 

 

 




Информация о работе Изразцы