Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:30, реферат
Изразец - плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью. Стандартный изразец состоит из пластины, наружная сторона которой покрыта глазурью, румпы, образующей с обратной стороны открытую коробку, в стенках которой имеются два отверстия. В эти отверстия вставляют стальные штыри, служащие для скрепления проволокой изразцов друг с другом и закрепления их на поверхности печи путем закладки проволоки в толщу кладки.
Начиная со второй половины 17-го века, достаточно часто изображаются виноградные гроздья. Определенные элементы повторяются на изразцах, изготовленных разными мастерами, что позволяет считать их типичными для этого периода. Среди них можно выделить травные завитки, в том числе и явно стилизованные, а также близкие к оригинальным дубовым веточкам с листьями и желудями.
В некоторых рисунках отчетливо прослеживается влияние восточных мотивов. Это относится в основном к изразцам, украшенным так называемыми огурцами: стручками, один конец которых выполнялся загнутым. К этому периоду относятся и изображения в виде целых букетов различных плодов.
Среди растительных изображений, которые встречаются не столь часто, можно отметить изображения древа жизни, а также орнаменты в виде гирлянды.
К началу 18-го века, наряду с растениями, на изразцах появляются и вазы. Как правило, они являются частью растительной композиции, и элементы их далеко не всегда точно выписаны, а изображения ваз носят скорее символический характер.
Изменение привычного облика изразцов принято связывать с именем Петра Первого. Изменения, которые происходили в этот период в жизни России и были связаны со стремлениями Петра сделать Россию частью Европы, коснулись и искусства изготовления изразцов. Они приобретают в этот период более европейский облик: рельеф плиток становится более сглаженным, а цветовая палитра – более ограниченной и сдержанной. При нанесении изображений используется в основном техника росписи.
Сюжетное многообразие изразцов расширяется. Основным мотивом в этот период становится изображение человека в различных вариантах, при этом сюжетные изображения часто дополняются пояснительными надписями. Для этого периода в русском искусстве в целом характерно переосмысление места человека и роли его в мире, и эта тенденция нашла свое отражение в том числе и в искусстве оформления изразцов.
РУССКИЙ ИЗРАЗЕЦ.
Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. При этом каждая земля имела свою школу росписи, изготовления и обжига керамических изделий. Но, тем не менее, все изразцы делились на несколько типов: терракотовые, расписные многоцветные, муравленые и синие.
Терракотовые изразцы первоначально использовались как декор фасадов храмов. Они могли белиться вместе со стенами и становились похожи на резной белый камень, который был излюбленным элементом наружного декора. Плитки не поливалась глазурью. В рельефных изображениях ранних терракотовых плит использовались мотивы белокаменной резьбы: стилизованные цветы, переплетающиеся стебли. Надписи встречались не часто. Изготовление плитки происходило при помощи гончарного круга, потом она оттискивалась в деревянных формах. Позже терракотовые плиты перемещаются "внутрь" помещений, становясь, таким образом, украшением интерьера. Ими, например, украшены печи в особняке Клодта.
Название следующего типа изразцов происходит от названия глазури, использовавшейся для их покрытия – муравы (свинцовая глазурь). Техника изготовления муравы известна с глубокой древности. Впервые на Руси ее стали применять в древнем Киеве, а затем в конце XV века - в Пскове. Муравленые изразцы получили широкое распространение, как в наружном декоре зданий, так и в интерьере.
Рельефные многоцветные изразцы появляются на Руси в 1653 году. Организатором производства стал патриарх Никон, который в ту пору был настоятелем Иверского святоозерского монастыря. Производство началось с выделки печных изразцов, которые не только использовались в самом монастыре, но также дарились и продавались. В 1666 году Никона лишают сана, а гончарных дел мастера переводятся согласно царскому указу в Оружейную палату Московского кремля. Тогда в Москве впервые появляются рельефные многоцветные изразцы. Они хорошо сочетались с пышным наружным декором церковных и светских зданий, так называемым узорочьем, получившим широкое распространение в XVII веке.
Производство плитки быстро распространяется по всей территории Российского государства. Так, Аптекарский приказ и Монетный двор в Москве были украшены многоцветной керамикой. Многоцветные печи украшали интерьеры храмов, трапезных и парадных боярских палат.
XVII век вносит большие изменения в сюжеты изразцов: единороги, грифы и лучники уступают место сценкам из жизни и портретам. Под сюжетными зарисовками теперь становится модным делать надписи. Многоцветье заменяется синей росписью, вместо гладких все чаще опять начинают выпускать рельефные изразцы.
В 1709 г. указом Петра I два пленных шведа (один из них — мастер Ян Флегнер) были направлены в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь для изготовления гладких «кафлей» (нем. Кachel — блюдце, плошка) с росписью синим кобальтом. В 1710 г. первую пробную партию отправили в Петербург. Такие же мастерские действовали в Стрельне и Ямбурге, в них работали русские и иностранные мастера.
Во дворце А. Меньшикова сохранилось четыре комнаты (известно, что в начале XVIII в. таких комнат было тринадцать), стены и потолки которых покрывают бело-синие расписные плитки – так называемые дельфтские изразцы. В отличие от экономных голландцев русские мастера покрывали плитками сплошь потолок и стены.
Мастера Москвы также начали изготавливать изразцы по новой методике - гладкие с синей росписью. Но одноцветная синяя роспись, видимо, не отвечала вкусам древней столицы, и мастера Москвы вновь перешли на полихромию. Изразцы расписывались эмалями пяти цветов: белой, желтой, коричневой, зеленой и синей. Белой эмалью покрывался, как правило, фон изразца. Желтую эмаль в виду ее большой стоимости старались экономить. Большинство плиток расписывались тремя цветами: белым, коричневым и зеленым.
Нельзя не отметить разнообразие сюжетов, предлагаемых изразцами: мужчины и женщины в костюмах 17 века и античных одеждах, всадники, воины, охотники, домашние животные и дикие звери, птицы и цветы. Многочисленные сценки из городской и сельской жизни, а также бытового, нравоучительного, любовного и шуточного характера. Иногда можно было увидеть даже достаточно легкомысленные картинки светского содержания.
В период елизаветинского рококо выдающийся архитектор Ф. Б.Растрелли Младший (1700-1771) по требованию императрицы Елизаветы устраивал большие «русские» изразцовые печи в дворцовых интерьерах. Ныне они восстановлены в Петергофе и Царском Селе. Эти печи сейчас называют «растреллиевскими». Но в XVIII в. они именовались «гамбургскими». Они действительно похожи на печи, которые делались в Германии. Их вид повторяет барочную архитектуру. «Растреллиевские» печи складывали мастера-немцы, но в росписи заметны иные, чем в гамбургских, мотивы, своеобразно трансформирующие барочные картуши и рокайли. В русской провинции во второй половине XVIII в. под влиянием столичных образцов изготавливались похожие печи, они не были связаны с творчеством самого Растрелли, но именовались уже не «гамбургскими», а «растреллиевскими». В росписи изразцов также заметно своеобразное преломление западноевропейских и русских мотивов.
С середины XVIII в. в связи с распространением моды на классицизм расписные изразцовые печи постепенно вытеснялись белыми кафельными, декорированными легкой тонкой росписью либо рельефами «под антики». Многие из таких печей делались по рисунку архитектора Н. Львова (1751-1803). В XIX в. оригинальное искусство русских изразцов угасает. Производство изразцов переходит в цеха предприятий химической промышленности и становится на поток.
ГОЛЛАНДСКИЙ ИЗРАЗЕЦ.
Ранние "голландские" изразцы имеют
монохромные рисунки, выполненные синей
кобальтовой краской по белому фону. Более
поздние образцы изразцов приобрели яркости
и декоративности благодаря использованию
в росписях разноцветных гончарных красок.
Из подобных изразцов сооружались отопительные
приборы - печи довольно причудливой формы: на фигурных
арках, с угловыми колонками-балясинами,
с зубчатым завершением.
Композиция рисунков "голландских"
изразцов строится по четкой схеме: центральное
изображение (фигура человека или группа
лиц, животных или пейзаж, цветок в вазоне)
расположено в картуше, обрамленном широкой
декоративной рамкой с украшенными углами.
Элементы такой рамки (цветы, бутоны, "сетки",
ломаные линии, раковины, завитки-волюты)
типичны для художественного стиля "барокко"
и "рококо".
Комплекты таких изразцов стоили недешево,
их заказывали за границей и ввозили в
Россию представители российской казацкой
старшины и общественной элиты. Однако
вскоре украинские мастера начали изготавливать
аналоги дорогого "голландского"
кафеля, который, возможно, несколько уступал
прототипам по качеству, однако был намного
дешевле. Эта новация вызвала настоящий
"бум" на сооружение в помещениях
рядовых российских живописных
печей и печек, изготовленных из местных расписных
разноцветными красками изразцов с типично
российскими сюжетами изображений.
Российским подражанием таких
привозных образцов можно считать большинство
бело-синих изразцов из коллекции Нима.
Роскошная печь "синих" изразцов
в помещении королевского дворца существовала
еще в начале 18-го века. Центральная фигура
вписана в широкие декоративные рамки
- фигурного "картуша". Углы пластины
изразца декорированы "сетчатым"
мотивом, характерным для отечественных
и зарубежных "голландских" изразцов
первой половины XVIII века и с помощью которого
каждый из изразцов стилистически-единственного
печного комплекта композиционно "сочетался"
с четырьмя изразцами, примыкавшими к
нему.
Следующим шагом в развитии производства
"голландских" изразцов было появление
полихромных образцов. С 1740-х годов в России
сформировался тип многоцветных изразцов
с рисунками, созданными по канонам народного
искусства. На нем изображалась мужская
фигура, идущая к огромному цветку (васильку
или гвоздике), у которого расположено
дерево - ель. Контуры рисунка выполнены
сиреневой и коричневой красками, ветви
ели окрашены зеленым цветом.
Изразцы московского или калужского производства
имели более сложную композицию изображения
и богатую цветовую палитру: зеленую, коричневую,
желтую, сиреневую, вишневую краски.
Полихромные голландские изразцы отличаются
более сдержанной цветовой палитрой и
лаконичными композициями рисунка, приближенного
к народной живописи. Их центральное изображение
помещено не в сложный картуш, а в простую
овальную или ступенчатую рамку, украшенную
вверху и внизу изображением раковины
в стиле "рокайль".
А кроме украшенной "панорамы
с городом", в этот стиль входили и изразцы с изображением
кораблей и пейзажей. Все они выполнены
желтой, коричневой сиреневой и зеленой
красками на фоне со светло-фиолетовой
"сеточкой".
Центральные изображения каждого изразца
ограничены ступенчатой рамкой, в которой
можно узнать очень упрощенное изображение
"голландского" картуша. Композиции,
размещенные по краям каждой "лицевой
пластины" изразца, служат для соединения
отдельных изразцов в единую "ковровую"
композицию.
Росписи голландских изразцов XVIII века
поражают многообразием и ни разу не повторяются.
Это конные казаки, солдаты в европейских
мундирах того времени, пейзажи (бытовые,
сказочные и гротескные сценки). Эти изразцы
расписаны красками зеленого, коричнево-лилового
и черного (для создания контура) цветов.
Их центральные изображения обрамлены
однотипными овальными рамками, которые
значительно уступают роскошным "московским"
прототипам на тот период. Вверху и внизу
каждая рамка завершается "рокайльной"
раковиной, а слева и справа размещены
"половинчатые" барочные "растительные"
композиции, соединяющие каждый из изразцов
с расположенным рядом.