Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 09:06, реферат
Целью нашего реферата является изучить историю развития западноевропейского театра от эпохи Средневековья до великого Возрождения.
В процессе написания работы, нами были выдвинуты следующие задачи:
1. рассмотреть зарождение средневекового западноевропейского театра;
2. проанализировать театр эпохи Возрождения;
3. изучить деятельность итальянского, английского, испанского театров, а также зарождение и развитие театра Германии.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕАТР ВО ВРЕМЕНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. 5
2. ТЕАТР ПЕРИОДА ВЕЛИКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. 12
3. ИТАЛЬЯНСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 16
4. ТЕАТР АНГЛИИ, ИСПАНИИ И ГЕРМАНИИ. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
В 1870-е в победившей и объединенной Италии возникает новое художественное направление веризм. Теоретики веризма, Луиджи Капуана и Джованни Верга, утверждали, что художник должен изображать только факты, показывать жизнь без прикрас, он должен быть беспристрастным и воздерживаться от своих оценок и комментариев. Большинство драматургов весьма строго следовали этим правилам, и, быть может, именно это лишило их творения подлинной жизни.
В целом, однако, достижения драматургии были более чем скромными; итальянский XIX в. остался в истории театра как век актерский. Высокая трагедия великих творений в драматургии не дала. Но трагическая тема в театре все же прозвучала, была услышана и получила мировое признание.
XIX в. – время расцвета диалектальной культуры. Наибольшего развития она получает в Сицилии, Неаполе, Пьемонте, Венеции, Милане. Диалектальный театр – детище комедии дель арте, от нее он воспринял многое: импровизационный характер игры по заранее составленному сценарию, любовь к буффонаде, маски. Спектакли исполнялись на местном диалекте. Во второй половине XIX в. диалектальная драматургия только начинала обретать свою литературную основу.
Театр английского Возрождения своим расцветом обязан Уильяму Шекспиру (1564-1616). В его пьесах перед зрителем разыгрывались истории борьбы за власть и предательства ("Гамлет", "Король Лир"), всепобеждающей любви и разрушающей ненависти ("Ромео и Джульетта"), кровавых преступлений, безумия и раскаяния ("Ричард III", "Макбет"), Актёры играли и упоение радостями бытия, и страдание от "распавшейся связи времён".
Светлые, жизнеутверждающие комедии ("Укрощение строптивой", "Много шума из ничего") и философские пьесы ("Гамлет","Король Лир"), приправленные горе чью мудрости, разделяют всего не сколько лет. Однако именно эти перемены в драматургии великого англичанина отразили эволюцию идей Возрождения: от безоглядной радости до трагического осознания, что "век вывихнут" и обрушил на человека "целое море бед".
Большое значение имела в театре Шекспира музыка, актёры играли на различных музыкальных инструментах: гобоях, скрипках, барабанах, лютнях, тамбуринах. В действие включались пение и танцы - это украшало спектакли, придавало представлениям праздничность11.
Но главным в английском театре эпохи Возрождения оставался актёр. Его голос, пластика, мимика, темперамент завораживали зрителей, заставляли поверить в истинность происходящего на сцене. Своим искусством актёры пробуждали воображение публики, заражали неподдельным весельем или, напротив, заставляли испытывать гнев и со страдание.
Театр Шекспира стал вершиной развития художественной культуры Англии конца XVI – начала XVII в. Именно в английском театре был преодолен разрыв между литературной драмой и сценой, в отличие от театра итальянского, где эта про пасть сохранялась долгие годы12.
Профессиональный театр Испании возник в 30х гг. XVI в. Театральные труппы на первых порах оставались кочевыми, переезжали из города в город. Репертуар был пестрым: играли смешные сценки, перемежавшиеся музыкальными но мерами и танцами; выступали и актеры мимы, игравшие без слов. Пьесы шли в публичных театрах и на придворной сцене, на городских площадях и в деревнях во время сельских праздников. Жизнерадостные и поэтичные комедии внушали веру и оптимизм, утверждали – в духе идей Возрождения – способность человека к героизму и самопожертвованию независимо от происхождения.
Зрители сочувствовали гордым крестьянам пьесы "Овечий источник" ("Фуэнте Овехуна"), так и не поступившимся своей честью и достоинством, а на представлении комедии "Собака на сене" смеялись над притворщицей Дианой: они понимали, что, в конце концов, любовь победит спесь и отбросит все предрассудки.
Испанский театр доказывал, что именно в повседневной жизни рож даются сильные, светлые и высокие чувства – и герои отстаивали право на эти чувства, прибегая к всяческим уловкам, играя и плутуя.
Главный персонаж – древне римский актёр играет по приказу императора роль мученика христианина, а затем решает сам стать таким мучеником и идёт на страшную казнь. Актёр не может лишь притворяться, страдания героя должны статьи "страстями актёрской души".
Испанские
актёры выполняли пожелания
Католическая цензура стала вмешиваться в театральные дела очень настойчиво – на каждом спектакле обязательно присутствовал представитель властей, он следил за по рядком на сцене и среди зрителей. К 1625 г. в Мадриде остался лишь один театр, а спустя некоторое время спектакли разрешили играть только раз в неделю.
Магию преображения жизни испанский театр эпохи Возрождения завещал потомкам. Этот период раз вития испанской сцены называли "золотым веком".
В Германии новый, отличный от средневекового, театр связан с именем Ганса Сакса13. Энтузиастами театрального дела в немецких землях были мейстерзингеры. Они принимали участие в представлениях на библейские сюжеты. Постепенно появились спектакли на сюжеты из греческой мифологии, разыгрывались бытовые сценки.
Ганс
Сакс написал свыше двухсот
Персонажи брались из повседневной жизни: недоучившийся школяр вздумал поиграть с самим дьяволом – и, конечно, проиграл; священник, который не хотел лишать себя вполне мирских удовольствий, терял паству. Взяточники и пройдохи осмеивались и осуждались: эти персонажи вы глядели нелепо, были даже уродливыми.
Диалоги в пьесах Ганса Сакса всегда остроумны, персонажи полны энергии, весёлые и озорные. Действие развивалось стремительно, и в этой стремительности и жизнелюбии героев ощущался дух нового времени, южные, средиземноморские влияния.
Любимым персонажем немецкой публики стал шут – Ганс Вурст, что переводится как "Ганс колбасник". Постепенно Ганс колбасник заимствовал черты итальянского Арлекина, он стал менее грубым, тоньше шутил, немного похудел. Сакс сам ставил свои пьесы; со хранились его указания и советы актерам любителям – подробные, иногда забавные.
Так, драматург рекомендовал участникам спектаклей не топать громко ногами, а если что-то не удаётся - ругаться про себя. В германских городах во времена Сакса не существовало специальных театральных зданий – представления разыгрывались на деревянных площадках, построенных на скорую руку, иногда в харчевнях, часто и просто на улицах - в отгороженном месте. Никакого оформления не предполагалось, чаще всего даже за навес отсутствовал.
Зрители смотрели спектакли преимущественно стоя, реагировали на происходящее на сцене живо и горячо, как в Испании. Немецкий театр эпохи Возрождения в последующие века был почти забыт. Трагические события – сначала Крестьянская война (1524-1526 гг.), потом Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) – потрясли самые основы жизни: средь бедствий войны, "средь ужасов и горя" было не до сцены14.
Театральное искусство европейского Возрождения вошло в историю как великая эпоха развития сцены. Пьесы Шекспира и Лопе де Беги стали основой репертуара мирового театра. Их трагедии и комедии заставили современников и потомков признать, что драматургия - полноправный род литературы.
Театр эпохи Возрождения – одно из самых ярких и значительных явлений в истории всей мировой культуры; это мощный исток европейского театрального искусства – на все времена. Новый театр родился из потребности перелить молодую энергию в действо. И если задать себе вопрос, в какую сферу искусств должно было вылиться это действо, это море веселья, то ответ ясен: конечно, в сферу театра. Карнавальная игра, уже не могла оставаться на своей прежней стадии стихийной самодеятельности и вошла в берега искусства, став творчеством, обогащённым опытом древних и новых литератур.
В Италии – впервые в Европе – на сцену поднялись актёры-профессионалы и поразили мир яркой, сильной игрой, рождающейся тут же, на глазах у зрителя, и чарующей своей свободой, азартом, блеском и остроумием. Так в Италии было положено начало театральному искусству нового времени. Произошло это в середине XVI века.
Своей
вершины театр Возрождения
Надо сказать, что на раннем этапе развития нового театра взаимоотчуждённость сцены и драмы пошла обеим на пользу. Драма оказалась свободной от примитивов фарсовой сцены, а сцена, то есть исполнительское искусство, лишённое драмы и предоставленное самому себе, получила возможность интенсивно развивать собственные творческие ресурсы.
Для того, чтобы гуманистическая мысль проникла в драму нужен был решительный разрыв драмы со сценой. Задача заключалась в том, чтобы поднять драматургический жанр до художественного уровня литературы и, открыть драме ход в современную жизнь, насытить её реализмом.
Деятельность итальянских гуманистов XV века сыграла чрезвычайно плодотворную роль в возрождении античных знаний и искусства и во многом помогла формированию европейской культуры.
Творчество
Шекспира было итогом развития национального
английского театра. В то же время оно
в известной мере суммировало достижения
всей предшествующей поэтической, драматической
и сценической культуры древнего и нового
времени.