История оригами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………………3
2.Возникновение оригами……………………………………………………………….4
3.Первые книги по оригами……………………………………………………………..5
4.Оригами шагает по миру………………………………………………………………6
5.Заключение…………………………………………………………………………….8
6.Использованная литература………………………………………………………….9

Файлы: 1 файл

Контрольная оригами.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Введение

Оригами - это  самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа  бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и  как были выработаны его неписаные  правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

С древних времен оригами выполняло разную роль в  жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало  придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утончённого вкуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Возникновение оригами.

     История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Официальная дата "появления" бумаги - 105 г. н.э., когда китайский чиновник Цай Лунь сделал  доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги, но, несмотря на запрет,  вывезли за границу секретную технологию. В 610 году странствующий буддийский монах Дан-Хо добирается до Японии и передает секрет. 

     Эта технология производства бумаги сохраняется в Японии и по сей день. Рядом с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги, соседствуют маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельные и дорогие листы бумаги "Васи". Они очень прочны - выдерживают несколько тысяч сгибов, и поэтому часто используются вместо стекол в японских домах. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания.  

     В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую "многоликой" и "тысячерукой" богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства.  
     Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Ведь "ори" означает "сложенный", а "ками" - "бумага" и "бог" одновременно.  В периоды Камакура (1185 - 1333) и Муромати (1333 - 1573) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Придворные, аристократия и монахи должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания бумаги. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка были символом дружбы или доброго пожелания. Одним из признаков хорошего образования и изысканных манер стало умение "складывать". Знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. 

     В период Адзути - Момояма (1573 - 1603) и Эдо (1603 - 1867) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпрепровождения. Было изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них - японский журавлик (цуру) - традиционный символ счастья и долголетия.

 

4

Первые книги по оригами.

 

     Первым японским изданием по оригами считается книга «Семба-цуру ориката», которая вышла в свет в 1797 г. Перевод ее названия «как сложить тысячу журавлей» явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели — журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Для складывания такой конструкции делают заготовки из полос или прямоугольников с недоведенными до конца надрезами, которые превращают заготовки в наборы квадратиков. Автором «Сембадзуру ориката» считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу «Чашингура ориката», в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы «Чашингура».

     В 1845 г. в Японии издается книга «Кан-но-мадо», что в литературном переводе означает «зимнее окно», или точнее «окно середины зимы». Она включает инструкции, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в «Кан-но-мадо» впервые печатается схема складывания базовой формы «лягушка» и самой фигурки на этой основе. Появление этой книги в период Токугава (1603 – 1867 гг) не случайно. Именно это время характеризуется началом «демократизации» оригами — превращения этого занятия из ритуально-храмового действа в популярный досуг. Название книги указывает на оригами как на занятие, с помощью которого можно приятно скоротать длинный зимний вечер. Но есть и иное толкование названия – как намек на свет скромных знаний, которые можно из нее почерпнуть.

     В 1879 г директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маеньких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок. В 1885 г Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами «Ориката», которая позже была переведена на английский язык.

 

5

Заключение

    Главный фактор возрастания популярности искусства оригами — это энтузиазм его приверженцев. Оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей.

     Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки. 
     Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом),  вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

     Оригами – искусство, призванное дарить людям радость.

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Оригами шагает по миру.

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Бурное развитие оригами началось только после второй мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно известного мастера-оригамиста Акиры Йошизавы. 
     Этот удивительный человек родился в 1911 году. Во время второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному в Японии искусству складывания новое звучание. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки. 
     Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. 
     В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. 
     Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.

6

Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается.

Во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии. Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своим культурой и традициями.  
     В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться складывать чужое, встретиться с друзьями, услышать новости.  
     В Америке дела обстоят точно так же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают большой дружной командой. Но суть остается прежней: оригами - повод для общения. 
      В Голландии оригами восприняли как чисто прикладное искусство. Оригами в стране тюльпанов сродни вышиванию подушечек и плетению ковриков.  
     В России большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Оригами распространяется среди педагогов и рассматривается как прием обучения и развития детей..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Использованная литература.

1.Жихарева О.М. Оригами для дошкольнивов. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. – М,; издательство ГНОМ, 2011.

2.Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – 8-е издание - М.;Айрис-пресс,2008.

4.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами [текст, образцы, схемы]- М.: –“АРИС –ПРЕСС”, 2004. 

 

5.http: // little-kinder.ru /pages/view/703.html 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

ГБОУ СПО «Калужский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная работа 
по дисциплине: 
«Практикум по художественному и ручному труду и изобразительному искусству». 
Тема: «История оригами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         студента заочного отделения

                                                              2 курса

 

преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калуга, 2012 г.

 

Содержание

Стр.

1.Введение…………………………………………………………………………………3

2.Возникновение  оригами……………………………………………………………….4

3.Первые книги  по оригами……………………………………………………………..5

4.Оригами шагает  по миру………………………………………………………………6

5.Заключение…………………………………………………………………………….8

6.Использованная литература………………………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким. Руки становятся не только более сильными, но и значительно более подвижными , ловкими. Координация. Точность движения быстро растет. Многие выполняемые ребенком движения и действия стали подконтрольными его сознанию. Это говорит о возросших возможностях 6-7 летних детей.

     У них совершенствуется мыслительная деятельность, включенная в процесс восприятия. Они анализируют предложенные им предметы, выделяют общие для них признаки и находят индивидуальные особенности.

Базовая форма  – двойной треугольник. Поделки: корзина, головастик и жук.

Базовая форма  – конверт. Поделки: пароход, петушок.

Базовая форма  – воздушный змей. Поделки: слон, лебедь, гусь, осел.

Базовая форма  – рыба. Поделки: акула, пингвин, пескарь.

Базовая форма  – двойной квадрат. Поделки: жаба. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

     Дети в 6 лет менее возбудимы. У них более уравновешены возбудительные и тормозные процессы коры головного мозга. Эти физиологические особенности оказываются благоприятным условием для успешного развития у детей сосредоточенности, наблюдательности, внимания.

     У ребенка этого возраста продолжается процесс окостенения скелета и развития крупной и особенно мелкой мускулатуры. Главным движением старших детей является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не только процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей выполнению различных мелких движений в рисовании, штриховке, плетении, вышивании, сгибании бумаги и др. Об этом необходимо помнить и включать в работу с детьми данного возраста названные виды деятельности. В этом возрасте дети учатся складывать фигурки на основе нескольких базовых форм. Перед определенной серией поделок предлагается складывание той или иной базовой формы. Прежде чем перейти к изготовлению поделки, отрабатывайте с детьми технику складывания базовых форм.

Информация о работе История оригами