Искусствоведение г Ярославля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 16:44, отчет по практике

Краткое описание

Ярославль – один из красивейших русских городов, входящих в созвездие городов Золотого кольца России. Основан город был в 1010 году князем Ярославом Мудрым на неприступном берегу в месте слияния двух рек – Волги и Которосли. Согласно легенде Ярослав Мудрый убил медведя, которому поклонялись местные племена. С этих событий и началась история Ярославля. Поэтому с XVII в. на гербе Ярославля - изображение медведя с секирой.

Файлы: 1 файл

отчет по практике искусствоведения.doc

— 1.84 Мб (Скачать)

              

3.Ярославская  иконопись XII-XVII вв.

         В числе основных художественных богатств Ярославля – иконы. Рассмотрим некоторые из них.

Спас  Вседержитель – нач. XIII в. Единственная ярославская икона домонгольского периода. Стоит  особняком среди ранних ярославских икон. Они импульсивны, охристого коричневого цвета. Здесь – более светлые тона, созерцательность. Сочетание цветов на иконе гармонично.           По краям сохранились углубления, видимо, следы от драгоценных камней, которыми была украшена икона. Напоминает произведения, связанные с владимирской традицией, очевидно, что мастер, ее создававший, ориентировался на греческие и владимирские образцы. Устная легенда утверждает, что икона принадлежала ярославским князьям 13 века Василию (1238 – 1249) и Константину (1249 – 1257, погиб на Туговой горе), ведущим свой род от Всеволода Большое Гнездо, великого владимирского князя, Сына Юрия Долгорукого, внука Владимира Мономаха. Может быть, эта икона привезена кем-то из членов семьи из Владимира. Начиная с 1380 года, когда

ярославская дружина выступила на Куликовом поле под знамением Дмитрия

Донского, Ярославль попадает в сферу московской политики. В 15 веке он вошел в состав Московского княжества.

     Богоматерь Толгская с житием – 17 век.  

 

            Как Владимир чтил Богоматерь  Владимирскую 12 века, Новгород –  Богоматерь Знамение 12 века, так  покровительницей Ярославль считалась  эта икона.

              «Сказание об иконе Толгской  Богоматери» рассказывает, что в  1314 году ростовский архиепископ Трифон ехал из Ростова в Ярославль, но неподалеку от Ярославля заночевал на берегу Волги. Ночью все уснули. Около 12 ночи он проснулся от сильного свечения, вышел из шатра и обнаружил, «столп огненный, сияющ неизреченным светом от земли и до небеси. И мост устроен некако Божиим повелением, преславно утвержден через великую Волгу реку»… Он перешел через мост, там увидел икону на пять локтей над землей. Он молился, а потом ушел обратно и никому ничего не сказал. Но утром оказалось, что у него пропал посох, и нигде не могли его найти. Он понял, что это знак о том, что нельзя скрывать свое видение, и обо всем рассказал. Посох нашли там, где и икону. На этом месте был заложен храм, а потом и монастырь, где хранилась икона, от которой было много чудес. Потом – в музей, потом – опять в монастырь. Первоначальный образ 14 века возвращен Толгскому монастырю.

        Лик, изображенный на иконе, полон драматизма – сумрачно-смуглый лик, запавшие глаза, печальные губы. Печаль и скорбь – как и во всем искусстве периода монголо-татарского ига.

       С иконы был выполнен   спискок в 17 веке. В нем проявились черты зрелой ярославской школы. Образ умиротворенный, спокойный, в клеймах изображена история одноименной иконы 14 века, начиная с ее явления. Сцены из жизни Толгского монастыря изобилуют деталями. В нескольких клеймах показаны монастырские постройки, Ярославль, обнесенный рубленой деревянной стеной. В повествовании о чудесах – реалистичность. Мужик тонет в полынье, а другой в красной рубахе ползет к нему.

            В трех последних клеймах изображен  крестный ход в городе по  случаю мирового поветрия 1652 года. То есть эта икона – не  только священный предмет, памятник  живописи, но еще и исторический  документ.

   Богоматерь Корсунская – сер. XVII в. Происходит из церкви Димитрия Солунского в Ярославле.  
Реставрировалась в 1950 году Д. М. Тюлиным.

   Эпитет «Корсунская» происходит от названия византийского города Херсонес в Крыму, который на Руси был известен под именем Корсуни. «Корсунскими» в XVI–XVII веках именовались древние святыни византийского и русского происхождения, появление которых связывали с эпохой князя Владимира, захватившего Корсунь и принявшего крещение в этом городе. Предания сообщают о нескольких иконах Богоматери с таким названием (празднование в их честь совершается 9/22 октября). Одна из них была принесена из Корсуни в Киев князем Владимиром. Затем ее поставили в новгородском Софийском соборе, а позже перенесли в Успенский собор Московского Кремля. Другая Корсунская икона, копия чудотворного образа, находившегося в Эфесе, хранилась в Торопце и, согласно легенде, была написана в XII веке для княжны Ефросинии Полоцкой. Еще одна Корсунская икона Богоматери находилась в нижегородском Благовещенском монастыре.

Несмотря на общее название, эти иконы принадлежали к разным иконографическим типам. Чаще всего Корсунскими назывались иконы Богоматери Умиление, близкие к публикуемой иконе из Ярославля. Отличительной чертой таких икон является оплечное изображение Богоматери и Младенца. Как правило, иконы Богоматери Корсунской были домашними образами небольшого размера. Ярославский памятник — редкий пример крупной иконы с таким изображением, предназначенной для местного ряда иконостаса.

Композиция иконы  из церкви Димитрия Солунского сосредотачивает  внимание зрителя на ликах и жестах Богоматери и Младенца. В подчеркнуто крупном образе воплощена идея покровительства и любви Богоматери к миру. Возможно, что графичность ликов, миндалевидный разрез глаз, форма носа с изгибом на конце и рисунок полной нижней губы передают черты греческого прототипа иконы. Выразительны жесты красивых рук с тонкими гибкими пальцами. Пальцы правой руки Младенца, сжимающей свиток, сложены в жесте, напоминающем именословное благословение, левой рукой он держит край мафория Богоматери. Руки Богоматери заключают Младенца в нежные объятья: левая рука с согнутым мизинцем видна из-под укрывающего Младенца края мафория, а правая простерта в молитвенном жесте.

Икона «Богоматерь  Корсунская» принадлежит к одному из направлений ярославской живописи первой половины XVII века, для которого характерна монументализация образцов, созданных в предшествующие десятилетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Ярославское  искусство XVII - XIX вв.

     Одной из красивейших площадей Ярославля считается Ильинская площадь. Три эпохи Ярославля гармонично соединились в ее строениях. В 17 веке был построен храм Ильи Пророка, в 19 веке – здания присутственных мест, в 20 веке современное здание, предназначенное для обкома Коммунистической партии, а сейчас – здание, где размещается правительство Ярославской области.

    Ильинская церковь построена  в 17 веке купцами гостиной  сотни Вонифатием и Иоаникием  Скрипиными, переселившимися в Ярославль  из Новгорода. Торговля жемчугом, драгоценными камнями, пушниной  приносила им огромные доходы. Храм они обустроили с русским купеческим размахом. В его облике отразились все особенности сложившейся к тому времени местной школы архитектуры и живописи. Построена церковь в честь православного святого пророка Ильи. Расписывали храм художники Гурий Никитин и Сила Савин.

     Пятиглавый, на высоком подклете, окруженный широкой двухэтажной галереей с большим нарядным крыльцом, при полной асимметрии объемов, он поражает своим изяществом и гармоничностью. Под стать внешнему виду и внутреннее убранство церкви, в котором роскошь удивительным образом соединилась с чувством меры. Интерьер Ильинского храма сохранился до наших дней практически без изменений. Великолепный резной иконостас, молельные места для царя и патриарха деревянная кружевная напрестольная сень в алтаре, свидетельствуют о высочайшем мастерстве ярославских резчиков по дереву.

    Все внутреннее пространство храма покрыто многоцветными росписями. Они были созданы за два летних сезона (1680-1681г) бригадой из 15 художников во главе со знаменитыми костромичами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Композиции расположены в шесть ярусов, главное место в них занимает подробное описание жизни пророков Ильи и Елисея. Главной святыней церкви была частичка ризы Господней, подаренная храму царем Михаилом Федоровичем и патриархом Иосифом в знак благословения новой церкви и признания заслуг скрипиных, хранимая в специальном Ризоположенском приделе. Самую большую известность из всего фрескового ансамбля Ильинской церкви получила композиция из деяний пророка Елисея, которая в искусствоведении именуется «Жатвой». В ней идет речь о смерти и воскрешении Елисеем сына сонамитянки. Но житийный сюжет о чуде, сотворенном пророком, занимает второстепенное место: он расположен в нижнем правом углу. На основном плане разворачивается картина сельского труда. Жнецы красочно выписаны в нарядных одеждах на фоне золотистого поля ржи. Фрескист любуется их легкими фигурами, плавными движениями. Сцена тяжелого крестьянского труда полна лирического пафоса. Острота наблюдательности мастера фрески сочетается со своеобразной поэтизации сельского труда. Фасады галерей, крыльца, шатровые покрытия придела и колокольни поражают разнообразием декоративных элементов

Великолепное  декоративное убранство — еще  одно достоинство церкви Ильи Пророка в Ярославле.

Стены храма почти не имеют украшений, традиционно разделены на три  части широкими выступами — лопатками, а окна оставлены без наличников. Зато в убранстве галерей, крылец, приделов, расположенных ближе к  зрителю, в полной мере проявилось стремление к узорочью и красочности, характерное для местного зодчества второй половины XVII века.

Разнообразной формы наличники, арки четко прорисованы  и придают живописность памятнику. Фасад паперти, крыльца-всходы обильно  украшены ширинками, бусинами и белокаменными резными вставками. Фантазия зодчего проявилась в необычайном разнообразии каждой, даже самой малой, архитектурной детали.

Особенно  хороши ряды богато профилированных  ширинок - квадратных углублений, украшенных резными белокаменными вставками с изображением фантастических зверей и птиц. Искусный мастер вырезал двуглавого орла, цветок "розан", крылатого грифона и птицу "неясыть пустынную", как в старину называли пеликана. Края шириночных впадин выложены из тесаного кирпича.

Каждый  фасад имеет индивидуальный облик, наиболее нарядно декорированы западный и северный фасады, восточный и  северный оформлены строже.

     В облике церкви Ильи Пророка сочетаются в органическом единстве простота и живописная декоративная асимметричность архитектуры 17 в. 

            
 

5.Парковая  архитектура XVIII- XIX вв.

     Образцом парковой архитектуры 18-19 веков является  музей-усадьба Н.А. Некрасова Карабиха.

     На рубеже ХVIII-ХIХ вв. селом владел ярославский губернатор князь М.Н. Голицын, брат известного фаворита Александра I. По его заказу неизвестным архитектором и была выстроена усадьба — одна из самых крупных в Ярославской губернии. Дворянство губернии было в большинстве мелкопоместным. Большие, богатые усадьбы здесь редкость. Старший сын М.Н. C Голицына, Николай, погиб во время Бородинской битвы; младший, Валериан, был арестован за участие в движении декабристов и в 1826 г. осужден на бессрочную ссылку в Сибирь.

   Оставшись без хозяина, усадьба обветшала. Некрасов решил приобрести усадьбу для летнего отдыха в 1861 г. Хозяйственные заботы взял на себя поселившийся с Некрасовым его брат Федор. Десять летних сезонов провел здесь поэт. Здесь им были созданы поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», здесь он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В последний раз Некрасов посетил Карабиху в 1875 г. В этот приезд он навестил могилу матери в Аббакумцеве, осмотрел основанную им школу. Побывал в Грешневе, где на пепелище старого некрасовского дома, сгоревшего незадолго перед тем, его брат открыл трактир. Больше Некрасов сюда уже не возвращался.

      "Карабиха" - единственный в Ярославской области усадебный комплекс второй половины XVIII - начала XX веков, сохранивший свой архитектурный облик. Он принадлежит к числу усадеб дворцового типа, с характерным делением на жилую и хозяйственную зоны, с регулярным и пейзажным парками. Основным архитектурным ансамблем усадьбы является симметричная трехчастная композиция центрального дома и двух флигелей, которые раньше соединялись с домом двухъярусными галереями.( Галереи не сохранились). Облик центрального дома типичен для архитектуры классицизма. Двухэтажный главный дом возвышается на высоком холме над Которослью. Он имеет два фасада: парадный и парковый. Дом соединялся крытой двухъярусной галереей (не сохранилась) с расположенными по сторонам флигелями. Нижний парк, спускающийся по склону холма, был устроен в живописном «английском» стиле, верхний — в геометрическом, «французском». В парке был пруд с традиционным островком уединения.     Облик центрального дома типичен для архитектуры классицизма. Главный усадебный дом представляет собой двухэтажное каменное здание с фронтонами на колоннах, бельведером и верандами. Сразу за домом - отлогий спуск к реке Которосли. Интерьер Большого дома сохранил элементы оформления, относящиеся к концу XVIII – началу XIX века. Флигели, в свою очередь, сохранили элементы, свойственные более раннему архитектурному периоду – фрагменты барочных наличников, полуциркульное завершение оконного проема в Восточном флигеле. Все это свойственно более раннему периоду ( XVII – началу XVIII века). Конный двор, располагавшийся на территории усадьбы, был построен в начале XIX века изначально представлял собой симметричную композицию, состоявшую из трех частей - центрального здания и двух флигелей - каретников. В начале XX века на месте северного каретника был построен двухэтажный жилой дом.

    Верхний  парк расположен перед домом.  Здесь все деревья и кустарники  аккуратно подстрижены, расположены  геометрически четко. Нижний парк расположен за домом. Это парк английского типа: создается впечатление дикой природы, но каждое дерево растет на определенном запланированном месте. Есть два пруда – Верхний и Нижний и каскад «Гремиха»- ручей, огибающий Нижний парк и образующий мелкие пруды.

В 1928 году к 50-летию  со дня смерти Н.А. Некрасова губернское музейное управление подняло вопрос об объявлении усадьбы Карабиха государственным  заповедником.

В 1940 году Отдел охраны памятников Управления по делам искусств ходатайствовал о  создании в Карабихе Государственного заповедника с музеем типа "Ясной Поляны". 5 декабря 1946 года Советом Министров СССР было принято постановление "О мероприятиях по увековечению памяти Н.А. Некрасова в связи с 125-летием со дня его рождения", что предусматривало создание музея в бывшей усадьбе поэта в селе Карабиха.

Информация о работе Искусствоведение г Ярославля