Искусство Беларуси 20века. Театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 18:09, реферат

Краткое описание

Еще весной 1917 г. было создано Первое белорусской товарищество драмы и комедии, которое действовало до середины 1920 г. под руководством Флариана Ждановича, именно на базе участников этого товарищества будет создан Белорусский государственный театр в 1920 г. Товарищество ставило пьесы Купалы, Голубка, который пришел в него как актер и режиссер. Параллельно с товариществом выступала труппа “Белорусского народного театра” под руководством Франтишка Аляхновича. После освобождения Беларуси от поляков Аляхнович уехал в Вильно.

Файлы: 1 файл

Искусство Беларуси 20века.docx

— 17.45 Кб (Скачать)

Искусство Беларуси 20века. Театр. 

Еще весной 1917 г. было создано Первое белорусской товарищество драмы и комедии, которое действовало до середины 1920 г. под руководством Флариана Ждановича, именно на базе участников этого товарищества будет создан Белорусский государственный театр в 1920 г. Товарищество ставило пьесы Купалы, Голубка, который пришел в него как актер и режиссер. Параллельно с товариществом выступала труппа “Белорусского народного театра” под руководством Франтишка Аляхновича. После освобождения Беларуси от поляков Аляхнович уехал в Вильно.

В сентябре 1920 г. состоялось открытие Первого Белорусского государственного театра (Белорусский академический театр им. Я. Купалы”). На открытии давали “Рысь” Э. Ажешки, “Свадьбу” Чехова и еврейскую пьесу “Люди” Шолом-Алейхема. С первых же постановок в театре присутствовал национальный репертуар из произведений Я. Купалы, Е. Мировича (“Машэка”, “Кастусь Каліновскi”, “Каваль-ваявода”.

 Этот  театр одновременно являлся и  центром музыкальной жизни, он  имел хор, симфонический оркестр  и балетную труппу. Этими силами  проводились симфонические концерты  и музыкальные спектакли. Руководил  театром Е. Мирович. В этом  театре выросли талантливые актеры  национальной сцены, среди них,  такие как Ольга Галина, Глеб Глебов, Генрих Григонис, Владимир Крылович, Екатерина Миронова, Борис Платонов, Лидия Ржецкая, Владимир Владимирский и др.

В августе 1920 г. в Минске открылся театр под  руководством В. Голубка, который в 1926 г. был переименован в Белорусский  государственный передвижной театр. Среди первых актеров театра были В. Голубок, его жена Ядвига Александровна, белорусские писатели А. Дудар, В. Сташевский, М. Чарот и др. Спектакли, которые давались по всей Беларуси, были яркими, с национальными музыкой, песнями, танцами. Театр пользовался любовью у зрителей, а Голубку в 1928 г. было присвоено звание народного артиста БССР, первому в республике.

Для подготовки актеров в сентябре 1921 г. в Москве была основана белорусская драматическая  студия. В 1926 г. студию закончили 34 человека. На базе этого выпуска был создан Второй Белорусский государственный театр в Витебске (театр им. Я. Коласа). В его труппу вошли такие актеры, как Янина Глебовская, Александр Ильинский, Алена Лаговская, Павел Молчанов, Константин Санников, Стефания Станюта и др.

 Театр  ставил пьесы В. Дунина-Марцинкевича, К. Каганца, М. Грамыки, Я. Купалы и др. Не нужно говорить, что в государственных театрах осуществлялся прямой контроль со стороны партийных органов. Театрам необходимо было выполнять все рекомендации сверху, среди которых было требование ставить пьесы русских авторов в переводе на белорусский язык (“Разлом” Лавренева, “Бронепоезд 14—69” Вс. Иванова и др.). Постепенно национальный репертуар стал вытесняться идеологически “правильными” пьесами.

В начале 30-х гг. расширилась сеть театров по направленности и географии. Создаются ТРАМы(театры рабочей молодежи), ТЮЗы (театры юного зрителя), кукольные театры, чуть позже стали возникать колхозно-совхозные театры, Театр музкомедии и т. д. Массовый характер стала приобретать художественная самодеятельность и драматическая в том числе. В 1935 г. статус государственных имели 3 белорусских театра (в Минске, Витебске и Гомеле), еврейский театр в Минске, польский передвижной театр в Минске, русский театр в Бобруйскае, детский театр в Минске, театр рабочей молодежи.

В 30-е  гг. в национальную драматургию приходят Рыгор Кобеў, Виталь Вольский, Илья Гурский, Михась Климович и др. Венцом всего сделанного драматургами была сатирическая комедия Кондрата Крапивы “Хто смяецца апошнiм” (1939).

В годы войны  многие театрально-музыкальные коллективы распались. Но несколько из них не остановили свою работу и продолжали театральную деятельность в эвакуации. Первый Белорусский государственный  театр работал в Томске, Второй — в Уральске, Государственный  еврейский театр — в Новосибирске, Государственный театр оперы  и балета — в Горьком (Нижний Новгород).

С 21 декабря  театр стал называться именем Я. Купалы. В октябре 1944 г. в Витебск вернулся Второй Белорусский государственный театр, 21 декабря театру было присвоено имя Якуба Коласа. Уже в 1945 г. в республике работало 12 театров.

В первые послевоенные годы в театральной  сфере развернулась кампания за “чистоту”  репертуара, за избавленье от зарубежных пьес, которые по мнению политического руководства, осуществляли буржуазное влияние на советского зрителя и не отвечали задачам воспитания трудящихся. Это было не случайно, так как солдаты-победители, воевавшие в Европе, увидели буржуазную действительность отличной от официальной пропаганды.

Эта театральная  чистка проводилась в рамках общей  кампании борьбы с космополитизмом. Из репертуара начала исчезать зарубежная классика и появляться пьесы русских  советских авторов Б. Лавренева  “За тех, кто в море!”, А. Фадеева  “Молодая гвардия”, К. Симонова “Русский вопрос” и др. В 1947 г. был объявлен конкурс на лучшую белорусскую пьесу  на современную тему.

Борьба  с космополитизмом ударила по театральным деятелям еврейской  национальности Льву Марковичу Литвинову (1899—1963), главному режиссеру театра им. Я. Купалы, Виктору Яковлевичу Галавчинеру (1905—1961), художественному руководителю Государственного еврейского театра (1942—1946), а потом и главному режиссеру Государственного русского театра, Евгению Степановичу Романовичу (1905—1979), зав. литературной частью Белорусского театра им. Я. Купалы, они обвинялись в том, что преклонялись перед западом и не пропускали на сцену советские и белорусские пьесы.

 Еврейский  театр был расформирован и  некоторые его артисты были  репрессированы. То же случилось  с Могилевским областным драматическим  театром, театром комедии. 

Шла тотальная  критика всех. В этих условиях было трудно творить, главным было выжить, не загубить работу. В 1947 г. из Гродно в  Минск перевели Государственный  русский театр, который начал  театральный сезон в Доме офицеров, а после расформирования еврейского театра перебрался в его здание.

Театр продолжал  работать. После расправы, как водится, раздавались награды. 350 работников искусств получили медали и ордена, многие — звания народных и заслуженных  артистов республики, Владимир Владимирский и Лидия Ржецкая получили звания народных артистов СССР.

В 60—70-е  гг. идеологический прессинг перестал носить откровенно репрессивный характер, идеологически рамки расширились, но сохранились. Неотъемлемой частью репертуаров  большинства театров были пьесы  о Ленине. Ставились спектакли “Шестое июля” М. Шатрова, “Третья патетическая” и “Кремлевские куранты” М. Погодина, “Брестский мир” К. Губаревича и др.

На театральную  сцену пришла белорусская драматургия. Большинство театров ставили  “Начное дзяжурства” А. Дялендика, “Таблетку пад язык” и “Святая прастата” А. Макаенка, “Брама неўміручасці” К. Крапивы, “Трывога” А. Петрашкевича, “Званы Вицебска” В. Короткевича, инсценировались произведения И. Мележа, И. Шамякина, А. Адамовича, С. Граховского и др.

Почетное  место в репертуарах отводилось военной тематике. Ставилась русская  классика Островского, Гоголя, Горького, Чехова, Л. Толстого, зарубежная классика Шекспира, Шиллера и др.

В 70—80-е  гг. Значительно улучшился национальный репертуар. Драматургия Макаенка, Дударева, Петрашкевича позволила создавать глубокие театральные постановки. Спектакль А. Дударева “Радавыя” в постановке художественного руководителя театра им. Я. Купалы Валерия Раевского был удостоен Государственной премии СССР 1985 г.

В последнее  время театральная жизнь стала  разнообразной, появился дух творчества, появились альтернативные театры, театры-студии, в том числе белорусскоязычные, ставятся необычные спектакли, пишутся нетрадиционные пьесы (фарс-абсурд И. Сидарука “Галава” и др.), проводятся театральные фестивали разных уровней.

Дух возрождения  стал смыслом работы Национального  академического театра им. Я. Купалы (название изменилось в 1994) под руководством Валерия  Раевского, который 25 лет руководит  театром и удостоен звания Народного  артиста Республики Беларусь в 1994 г., и многих других театров Беларуси. В репертуар стали возвращаться пьесы В. Дунина-Марцинкевича (“Идиллия”  театр им. Я. Купалы) и других первых белорусских драматургов. 

Информация о работе Искусство Беларуси 20века. Театр