Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:07, доклад
описание школ и стилей икебаны
ИКЕБА́НА (япон. Ikebana — живые цветы; второе рождение цветов), японское искусство составления композиций из живых или засушенных растений, получившее признание во всем мире. Задача икебаны — создать собственный микромир, подчеркнуть красоту и совершенство природы, внести гармонию в помещение, где стоит композиция, и повлиять на настроение людей. Для того чтобы заниматься икебаной, надо иметь хороший вкус (как считают японцы, «абсолютное зрение», по аналогии с абсолютным слухом), умение видеть красоту в изгибах ветвей, слышать музыку цветов. Мастера икебаны учатся всю жизнь. На становление оказали влияние синтоистские верования и эстетико-философские воззрения буддизма.
История
Искусство икебаны возникло из индийского
обычая подносить богам цветы и появилось
в Японии в 6 веке. Первые композиции подносились
к алтарю Будды в больших роскошных вазах
и отличались некоторой помпезностью.
Конструктивную основу первых икебан
составляли две основные ветки, символизирующие
свет и тьму, противостояние земли и неба.
Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий
человека. Разные школы икебаны в разной
мере отражают влияние различных школ
буддизма , а также другой традиционной
японской религии, синтоизма . В икебане
до 15 века господствовал стиль рикка (стоящие цветы) —
большие композиции, в которых линии растений
устремлялись вверх, причем стебли ни
в коем случае не должны были касаться
стенок сосуда. Для создания этих композиций
применялись ветви бамбука, деревьев хвойных
пород, для чего требовались большие усилия,
поэтому риккой занимались мужчины. Ныне
композиции рикка сохранились как храмовые,
ими иногда аранжируют большие помещения.
Но основу всех стилей икебаны заложили
все же композиции рикка. Необычайной
простотой отличаются композиции стиля тябана (икебана одного
цветка), появившиеся в 16 веке. Для них
требуется всего 1—2 цветка и лист. Такие
композиции сопровождали чайную церемонию.
Тябана развилась из популярного среди
простых людей стиля нагеирэ (цветы, брошенные
в воду), не имеющего определенных правил.
Как нечто среднее между нагеирэ и рикка
в начале 18 века появился стиль сейка, который сочетал
в себе простоту нагеирэ и благородство
рикки. В 1897 появляется совершенно новый
стиль морибана — композиции
из растений в плоских вазах, удерживаемые
с помощью специальных наколок. Интересно,
что большинство европейцев считает именно
морибану типично японским стилем. После
модернизации в Японию попали невиданные
до тех пор розы, гвоздики, тюльпаны и другие
роскошные цветы. Их стали также включать
в композиции.
Школы. Самой древней была школа Икенобо, основатель которой
культивировал стиль рикка. В этой школе, единственной
ныне, сохраняют этот стиль. Но наряду
с этим используют и все остальные стили,
нагеирэ и морибана. В настоящее время
школа Икенобо возглавляется представителем
45-го поколения семьи Икенобо.
Школа Охара основана У. Охара
в 1880-х годах. Основатель школы создал
стиль морибана и включал в свои
аранжировки невиданные западные цветы.
Школа Охара практикует стили морибана
и нагеирэ. В настоящее время Охара имеет
филиалы по всему миру, во главе ее стоят
члены семьи Охара.
Школа Согецу была основана в
1926 С. Тэсигахара, который происходил из
семьи потомственных преподавателей школы
Икенобо. Школа отвергает устоявшиеся
канонизированные формы, использует для
композиций камни, металл, пластик, бумагу,
перья, а от растений берет не только цветы
и ветви, но и корни, коряги, обрубки стволов,
лозы лиан. Природный материал допустимо
подкрашивать, обрабатывать вывариванием.
Школа Согецу имеет свои филиалы и в России.
В моей композиции основой
построения икебаны и показателем ее стиля
служат форма и характер выбранного сосуда.
Он включает в себя листья пальмы, папоротника
и водной кувшинки, цветы, травы. Японцы
считают все элементы икебаны активными
и обладающими жизненной силой, что также
является одним из ее признаков. Большую
роль играет правильное расположение
элементов икебаны, что позволяет более
полно выразить жизненную силу растения.
Листья пальмы являются как бы продолжением
вазы и играют роль ствола, питающего живительной
силой каждый элемент композиции; ветка
папоротника олицетворяет гармонию противостоящих
сил, равновесие; воплощает жизнь растения
живые соки, идущие по листьям пальмы.
Основу икебаны составляет композиция
линий. Японцы любят чистоту линий, их
изящество и выразительность и часто используют
в композициях ветки с цветами. Надо отметить,
что характерной особенностью икебаны
является асимметрия. Элементы, составляющие
такую композицию, имеют разную высоту
и устанавливаются под разными углами.
Отличает икебану трехмерность, поэтому
в композиции в основном используют три
линии. Эти линии символизируют взаимоотношения
человека, неба и земли и располагаются
по принципу «трех плоскостей»: одна линия
А: символ неба, руководящее начало («син»),
другая линия В — человек («соэ») и третья
линия С : символ земли («хикаэ»). Главные
элементы букета «син», «соэ» и «хикаэ»
составляют данную композицию. Эти линии
могут быть ветками или цветами. Я постаралась использовать
стиль Нагэирэ. Для Нагэирэ используются
высокие, вазы, а растительный материал
крепится с помощью различных приспособлений
(расщепленных веток, крестовины и др.)
При составлении композиции ветви размещаются
так, чтобы сохранить баланс в разных частях
аранжировки. В то же время, во избежание
монотонности, необходимо уделить внимание
контрастам. Эффектность придают группы
листьев красивой формы и достаточно больших
по размеру, а также цветы в центре.