Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:23, реферат
В то время, как балетный Петербург сотрясали грандиозные перемены и перестановки, на базе петербургского Театра балета имени Якобсона состоялся черновой прогон новой работы Г.Д. Алексидзе «Библейские сны». 18-ти частная хореографическая сюита на сюжеты из Ветхого Завета словно «выросла» из серии номеров, представленных на творческом вечере балетмейстера в Малеготе. Пластическое воплощение образов Священного Писания волнует балетмейстера, по его собственному признанию, уже давно, но лишь теперь на свет в муках творческих появляются наброски, эскизы задуманного большого полотна.
Идеи и образы Ветхого завета в отечественном балете.
В
то время, как балетный Петербург сотрясали
грандиозные перемены и перестановки,
на базе петербургского Театра балета
имени Якобсона состоялся черновой прогон
новой работы Г.Д. Алексидзе «Библейские
сны». 18-ти частная хореографическая сюита
на сюжеты из Ветхого Завета словно «выросла»
из серии номеров, представленных на творческом
вечере балетмейстера в Малеготе. Пластическое
воплощение образов Священного Писания
волнует балетмейстера, по его собственному
признанию, уже давно, но лишь теперь на
свет в муках творческих появляются наброски,
эскизы задуманного большого полотна.
«Библейские сны» поставлены
на музыку Александра Кнайфеля, нашего
именитого современника. В его авангардном
сочинении доминантой выступает вокальная
партия в духе религиозных песнопений.
Звуки создают потрясающую атмосферу
суровой архаики. Пластика героев «сновидений»
Алексидзе нарочито угловатая, словно
первобытная. «Вытаптывание» земли (почти
как у Нижинского), глухие удары, скупые
движения, резкие скачки.
В библейском балете, по
сути, нет Бога. Грозный ветхозаветный
Саваоф, являющий свою волю, карая за грехопадение
или оказывая милость, у Алексидзе словно
«отошел в тень». Тщетно взывают люди к
небесам – в ответ лишь глухое молчание.
Божественное присутствие мы ощущаем
посредством двух сквозных персонажей
– Белого Ангела (Ольга Зайцева) и Падшего
Ангела (Игорь Шалаев). Эти вечные антагонисты
не раз появляются в ткани балета, влияют
на ход действия, невидимыми нитями скрепляют
повествование.
Основная масса «снов»
несёт в себе печать безысходности и исступлённого
страдания. Перед нами длинный трагический
ряд: Обречённая на смерть Избранница
в руках жестоких фарисеев (Мария Якшанова,
Максим Ткаченко, Сергей Токарев), пророк
Иеремия, побитый камнями за свои праведные
речи (Анастасия Кадрулёва), несчастный
Самсон, воистину «ослеплённый страстью»
к Далиле (Владимир Дорохин, Алиса Свешникова).
Замечательно поставлено
«Поклонение Золотому Тельцу». Главным
действующим лицом в нём становится Идол
– шар в руках Падшего Ангела. К концу
номера становится непонятным – кто кому
подчиняется. Золотой кумир, как кошка
с мышью, играет со своим обожателем, «поглощает»
его, сливаясь в единое целое в алчном
экстазе.
Трагедия братоубийства
в истории Каина и Авеля у Алексидзе получает
новое прочтение. Здесь нет «божьих любимцев»,
оба брата равны перед пустой громадой
неба, и только зависть и злоба правит
свой кровавый бал.
Но наряду с таким «негативом»
Алексидзе даёт блестящую картину величия
и силы человеческого духа в «Давиде перед
Голиафом» (Иван Зайцев), таинств любви
в «Адаме и Еве» (Олеся Гапиенко, Нуржан
Кулыбаев) и «Соломоне и Суламифи» (Анастасия
Любомудрова, Иван Зайцев), человеколюбия
и веры у Ноя (Максим Ткаченко). Добро и
зло в мироощущении балетмейстера находятся
в постоянной борьбе, на тонкой грани света
и тьмы.
Балетмейстер не зря дает
балету трогательно-оптимистичный финал.
В аллегоричный Эпилог, кроме высших сил,
словно по невидимому мосту, переходят
из начала балета Адам и Ева. Благословляемые
Ангелом, они соединяются, чтобы не угас
род человеческий, символом которого выступает
прелестная девчушка, идущая по авансцене
с букетиком полевых цветов.
Остаётся надеяться, что
«Библейские сны» со временем перерастут
эскизные рамки и из репетиционных залов
явятся на большой сцене новым полнометражным
балетом хореографа Г.Д.Алексидзе.
Одноактный балет «Блудный сын». Русский балет Дягилева, Театр Сары Бернар, Париж. В основу сюжета положена библейская притча о Блудном сыне - уход его из дома, вопреки уговорам Отца и сестёр, навстречу приключениям и соблазнам; пьяное пиршество в компании мнимых друзей - гуляк и Соблазнительницы (Куртизанки), которые обирают его до нитки и уплывают в морскую даль; возвращение Блудного сына в отчий дом.
Информация о работе Идеи и образы Ветхого завета в отечественном балете