Идеи и образы Ветхого завета в отечественном балете

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:23, реферат

Краткое описание

В то время, как балетный Петербург сотрясали грандиозные перемены и перестановки, на базе петербургского Театра балета имени Якобсона состоялся черновой прогон новой работы Г.Д. Алексидзе «Библейские сны». 18-ти частная хореографическая сюита на сюжеты из Ветхого Завета словно «выросла» из серии номеров, представленных на творческом вечере балетмейстера в Малеготе. Пластическое воплощение образов Священного Писания волнует балетмейстера, по его собственному признанию, уже давно, но лишь теперь на свет в муках творческих появляются наброски, эскизы задуманного большого полотна.

Файлы: 1 файл

Идеи и образы Ветхого завета в отечественном балете.doc

— 27.00 Кб (Скачать)

Идеи и образы Ветхого завета в отечественном  балете.

 

В то время, как балетный Петербург сотрясали грандиозные перемены и перестановки, на базе петербургского Театра балета имени Якобсона состоялся черновой прогон новой работы Г.Д. Алексидзе «Библейские сны». 18-ти частная хореографическая сюита на сюжеты из Ветхого Завета словно «выросла» из серии номеров, представленных на творческом вечере балетмейстера в Малеготе. Пластическое воплощение образов Священного Писания волнует балетмейстера, по его собственному признанию, уже давно, но лишь теперь на свет в муках творческих появляются наброски, эскизы задуманного большого полотна.  
«Библейские сны» поставлены на музыку Александра Кнайфеля, нашего именитого современника. В его авангардном сочинении доминантой выступает вокальная партия в духе религиозных песнопений. Звуки создают потрясающую атмосферу суровой архаики. Пластика героев «сновидений» Алексидзе нарочито угловатая, словно первобытная. «Вытаптывание» земли (почти как у Нижинского), глухие удары, скупые движения, резкие скачки.  
В библейском балете, по сути, нет Бога. Грозный ветхозаветный Саваоф, являющий свою волю, карая за грехопадение или оказывая милость, у Алексидзе словно «отошел в тень». Тщетно взывают люди к небесам – в ответ лишь глухое молчание. Божественное присутствие мы ощущаем посредством двух сквозных персонажей – Белого Ангела (Ольга Зайцева) и Падшего Ангела (Игорь Шалаев). Эти вечные антагонисты не раз появляются в ткани балета, влияют на ход действия, невидимыми нитями скрепляют повествование.  
Основная масса «снов» несёт в себе печать безысходности и исступлённого страдания. Перед нами длинный трагический ряд: Обречённая на смерть Избранница в руках жестоких фарисеев (Мария Якшанова, Максим Ткаченко, Сергей Токарев), пророк Иеремия, побитый камнями за свои праведные речи (Анастасия Кадрулёва), несчастный Самсон, воистину «ослеплённый страстью» к Далиле (Владимир Дорохин, Алиса Свешникова).  
Замечательно поставлено «Поклонение Золотому Тельцу». Главным действующим лицом в нём становится Идол – шар в руках Падшего Ангела. К концу номера становится непонятным – кто кому подчиняется. Золотой кумир, как кошка с мышью, играет со своим обожателем, «поглощает» его, сливаясь в единое целое в алчном экстазе.  
Трагедия братоубийства в истории Каина и Авеля у Алексидзе получает новое прочтение. Здесь нет «божьих любимцев», оба брата равны перед пустой громадой неба, и только зависть и злоба правит свой кровавый бал.  
Но наряду с таким «негативом» Алексидзе даёт блестящую картину величия и силы человеческого духа в «Давиде перед Голиафом» (Иван Зайцев), таинств любви в «Адаме и Еве» (Олеся Гапиенко, Нуржан Кулыбаев) и «Соломоне и Суламифи» (Анастасия Любомудрова, Иван Зайцев), человеколюбия и веры у Ноя (Максим Ткаченко). Добро и зло в мироощущении балетмейстера находятся в постоянной борьбе, на тонкой грани света и тьмы.  
Балетмейстер не зря дает балету трогательно-оптимистичный финал. В аллегоричный Эпилог, кроме высших сил, словно по невидимому мосту, переходят из начала балета Адам и Ева. Благословляемые Ангелом, они соединяются, чтобы не угас род человеческий, символом которого выступает прелестная девчушка, идущая по авансцене с букетиком полевых цветов.  
Остаётся надеяться, что «Библейские сны» со временем перерастут эскизные рамки и из репетиционных залов явятся на большой сцене новым полнометражным балетом хореографа Г.Д.Алексидзе.

 

Одноактный балет «Блудный сын». Русский балет Дягилева, Театр Сары Бернар, Париж. В основу сюжета положена библейская притча о Блудном сыне - уход его из дома, вопреки уговорам Отца и сестёр, навстречу приключениям и соблазнам; пьяное пиршество в компании мнимых друзей - гуляк и Соблазнительницы (Куртизанки), которые обирают его до нитки и уплывают в морскую даль; возвращение Блудного сына в отчий дом.


Информация о работе Идеи и образы Ветхого завета в отечественном балете