Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:31, реферат
Романское искусство, стиль архитектуры и других отраслей искусства, возникло в Западной Европе в X веке. Романская эпоха – время возникновения общеевропейского архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной Европы.
Формирование западноевропейской романской культуры из-за непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке, в Византии, но протекало более динамично. Главная особенность романской эпохи – открытость внешним влияниям.
Введение
1. Романский стиль в Западноевропейской архитектуре
2. Секреты готического мастерства
2.1 Основные типы искусства готики
2.2 Скульптура готики
Заключение
Библиографический список
Переживало расцвет искусство книжной миниатюры. Миниатюры XIII в. отличает изысканный ритм линий, яркие узорчатые фоны; страницы обрамляют изображения птиц, животных, цветов, насекомых и «дролери» – забавные сценки. На рубеже XIV–XV вв. на смену условности приходит интерес к светотеневой моделировке лиц и фигур, к передаче реальных жизненных наблюдений («Малый часослов герцога Беррийского», ок. 1380–85 гг.)
Декоративно-прикладное
искусство эпохи готики
2.2 Скульптура готики
Готика – период
расцвета монументальной
Все чаще появляется
постановка фигуры по так
Вырабатывается определенный
канон композиции, определенные
сюжеты предназначены для
В Шартрском соборе можно проследить эволюцию от раннеготической скульптуры к периоду зрелой готики. Западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали, статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Но и при скованности поз, при лаконизме форм поражает выразительность пластики, сдержанное величие образов, индивидуализация облика (св. Иероним, св. Георгий, св. Мартин, портал южного фасада трансепта).
Со второй половины XIII в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры – подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения исполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека. В таких сценах, как времена года и знаки зодиака, все чаще дают о себе знать реальные жизненные наблюдения (Амьенский собор).
Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225–1240 гг.) явственны отзвуки античного искусства. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. 1270 г.), но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству.
Скульптурный декор в немецких храмах применяется больше в интерьере, чем снаружи, он разнообразнее по материалу: не только камень, но и дерево, бронза. Самыми характерными чертами немецкой монументальной скульптуры являются индивидуализация образов и драматизм повествования. Французское влияние не заслонило своеобразия немецкой пластики, соединившей черты подлинного реализма с экспрессивностью и экзальтацией.
Самой знаменитой еще в романский период была скульптурная мастерская Бамберга. На портале западного фасада Бамбергского собора изображены основатель храма император Генрих II и его жена Кунигунда (ок. 1240 г.).
Статуи Марии и Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы с явной антикизацией образов. Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первых конных изображений – статуя императора Оттона I на коне для площади Магдебурга. Это первый гражданский конный монумент средневековья, так как за целое тысячелетие, со времен Марка Аврелия, не известно ни одного подобного памятника. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств.
Самым знаменитым циклом
немецкой скульптуры периода
готики, без сомнения, по справедливости
считается декор собора в
В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний».
Готическая скульптура Англии
имеет чисто декоративный характер
и совершенно подчинена архитектуре.
В период «украшенного» и «
Обогащенная элементами
мавританского стиля, готика
Готическое искусство представлено также памятниками архитектуры Нидерландов (ратуши в Брюгге 1376–1421 гг., Брюсселе 1402–1450 гг., Лувене 1448–1563 гг.); Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор св. Стефана в Вене, 1304 г. – середина XV в.); Венгрии (церковь Матьяша, середина XIII – вторая половина XIV в., перестроена в конце XIX в.); Польши (Вавельский собор под Краковом, XIV–XV вв., Мариацкий костел в Кракове XIV–XV вв. с витражами XIV в. и резным алтарем Вита Стоша, 1477–1489); Скандинавии (собор в Турку, XIII–XIV вв.).
Заключение
Искусство средневековья,
просуществовав тысячелетие,
История искусства
– это постоянное
Формы изображения могут быть разными, от иносказательных до жизнеподобных, но в своих высоких художественных достижениях искусство так или иначе выражает проблемы и идеи своего времени, помогает познать человеку самого себя и свое место в системе мироздания.
Средневековое искусство
создало грандиозные
Однако условность
как основной закон
Библиографический список
1. Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. – М., 1999.
2. Балицкая Т.В. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. – М., Росмэн – Пресс, 2007.
3.Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. – С-Пб., Кольна, 2005.
4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., Академия, 2000.
5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., Высшая школа, 2000.
6. Климова Р.Б., Никонова И.И. Всеобщая история искусств. Энциклопедия. Т. II, кн. 1. – М., Искусство, 2002.
7. Крыжановская М.Я. Искусство западного средневековья. – М., 2003.
8.Лясковская О.А. Французская готика XII–XIV веков. – М., 2002.
9.Радугин А.А. Культурология. – М., 2006.
10. Тяжлов В.Н. Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 2004.
реферат По теме «Готическое искусство»
Оглавление
Введение
Архитектура
Готический собор
Франция
Германия
Англия
Испания
Италия
Скульптура
Живопись
Витраж
Миниатюра
Лиможская эмаль
Заключение
Литература
Введение
Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Готика» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10—12 вв. был принят термин «романский стиль», были ограничены хронологические рамки готики, в которой, в свою очередь, были выделены ранняя, зрелая (высокая) и поздняя фазы.
В идеологии и культуре
времени готика сохранялись феодально-