Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:05, биография
Гельвеций родился в Париже в семье придворного врача. Под влиянием отца, который мечтал, чтобы его сын стал чиновником налогового ведомства, Гельвеций избрал для себя карьеру финансиста. Однако, несмотря на то, что отец приобрел для него должность генерального откупщика (сборщика налогов), приносившую большой доход, Гельвеций скоро разочаровался в этой работе и через некоторое время отказался от нее.
Клод Адриан Гельвеций
родился 31 января 1715, французский философ,
яркий представитель эпохи
Гельвеций родился в Париже в семье придворного врача. Под влиянием отца, который мечтал, чтобы его сын стал чиновником налогового ведомства, Гельвеций избрал для себя карьеру финансиста. Однако, несмотря на то, что отец приобрел для него должность генерального откупщика (сборщика налогов), приносившую большой доход, Гельвеций скоро разочаровался в этой работе и через некоторое время отказался от нее.
Оставив карьеру, он полностью посвятил себя философскому и литературному творчеству. Посещая в течение нескольких лет парижские салоны, Гельвецию пришла мысль об открытии своего собственного салона, где образованные и умные люди могли бы общаться друг с другом. Именно в салоне Гельвеция любили вращаться люди, составившие позже известное общество энциклопедистов.
Первым опубликованным произведением Гельвеция был его труд "Об уме", работа над которым продолжалась более 20 лет. Эта книга за свои скандальные идеи произвела эффект разорвавшейся бомбы в почтенных кругах Парижа и ее приговорили к сожжению. Самому автору пришлось два раза отказываться от нее. Осуждение книги "Об уме" повлияло также на решении о запрете "Энциклопедии", одним из самых активных участников которой был Гельвеций.
По воззрениям Гельвеция, материя представляет собой лишь слово, обозначающее свойства. В его теории окружающий мир понимался как объективно существующий, бесконечный и находящийся в постоянном движении. В вопросе о человеческом познании Гельвеций склонялся к мнению, что познание имеет чувственно-эмпирическую основу.
Именно из чувственности
он выводил разум, а сознание полагал
высшим этапом познания природы, подчеркивая
связь становления сознания с
трудовой деятельностью людей. Подобно
другим просветителям Гельвеций
был одержим верой в
Человеческие заблуждения Гельвеций делил на два разряда: природные, которые выражаются в невежестве, и приобретенные, которые возникают в силу следования ложным идеям. Гельвеций пытался создать "науку о нравственности". По его мнению, из двух чувств любви к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье чувство любви к себе.
Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.
Деятельность Гельвеция сыграла значительную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца 18 в., в идейной подготовке утопического социализма начала 19 в. и развитии философской мысли.
Сочинения Гельвеция оказали влияние
на многих известных мыслителей и
деятелей конца XVIII-начала XIX вв. В Великобритании
его считали прямым предшественником
утилитаристов — И.Бентама и Дж
Клод Адриан Гельвеций (Claude
Adrien Helvetius; 31 января 1715, Париж — 26 декабря
1771, Париж) — французский литератор и философ-материалист
утилитарного направления; идеолог французской
буржуазии эпохи Просвещения.
Родился в семье придворного врача Жана
Клода Адриена Гельвеция (1685—1755), (его
фамилия изначально была Schweitzer — Швайцер,
что, как Хельвециус, означает в переводе
«Швейцарец», «Швейцарский»).
Окончил иезуитский коллеж Луи-ле-Гран,
где его готовили к финансовой службе,
но при этом ещё с молодости увлекся поэзией
(к 1740 к поэзии охладел).
Окончив колледж, служил в Кане помощником
своего дяди, сборщика налогов.
В 1738 получил должность генерального
откупщика (сборщика налогов) благодаря
влиянию своего отца. На этом посту сколотил
целое состояние, хотя и не был, как большинство
генеральных откупщиков 17-18 вв., коррумпированным
и бездеятельным чиновником.
После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль
д’Отрикур в 1751, оставил должность. С женой
проводил время в замке в Воре близ Ремалара
и в своем парижском особняке на улице
Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые
угодья и считался радушным хозяином;
в Париже его салон получил известность
как место, для выражения свободомыслия.
Входил в кружок Дидро и Гольбаха.
Сблизившись с Монтескьё и Вольтером,
с 1751 г. посвятил себя научным занятиям
и литературе.
Одно из главных его сочинений, «Об уме»
(De l’esprit, 1758; рус. пер. 1917, 1938), было осуждено
папой Климентом XIII, парижским парламентом
и теологическим факультетом Сорбонны,
и сожжено.
В 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению
Фридриха II — Пруссию. В 1766 вместе с астрономом
Лаландом основал Масонскую ложу наук,
которая впоследствии объединяла наиболее
известных ученых того времени. К 1769 Гельвеций
закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл.
1772, посм.).
Страдал тяжелой формой подагры и умер
в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря
1771 г. в Париже. Полное собрание его сочинений
было выпущено в Париже в 1818 г.
Воззрения
Мир материален, бесконечен во времени
и пространстве, материя находится в постоянном
движении. Мышление и ощущение являются
свойствами материи, её наиболее сложными
образованиями. Выступал против агностицизма
и идеи божественного происхождения мира.
Гельвеций пытался создать «науку о нравственности».
По его мнению, из двух чувств любви к удовольствию
и отвращения к страданию, возникает третье
чувство любви к себе. Именно любовь к
себе он считал первичным импульсом всех
действий человека. Любовь к себе порождает
в свою очередь страсти, стремление к счастью
и интересы.
Являлся сторонником учения о решающей
роли среды в формировании личности, считал
страсти человека главной движущей силой
общественного развития.
В сфере политики и экономики выступал
за полную ликвидацию феодальных отношений
и феодальной собственности. Был сторонником
просвещённого абсолютизма, поскольку
считал республиканскую форму правления
непригодной для больших государств.
Сочинения Гельвеция оказали влияние
на многих известных мыслителей и деятелей
конца XVIII-начала XIX вв. В Великобритании
его считали прямым предшественником
утилитаристов — И.Бентама и Дж. Милля.
Цитаты
- Глубокие идеи похожи на те чистые воды,
прозрачность которых затемнена их же
глубиной.
- Мы выступаем против неба, давшего нам
желания, которые мы не удовлетворяем.
- В школе классы полны милых детей, но
свет полон глупых людей.
- Из всех плодов наилучшие приносит хорошее
воспитание.
- Если хочешь быть богатым, не помышляй
увеличить свое имущество, а только умерь
свою жадность.
- Знание некоторых принципов легко возмещает
незнание некоторых фактов.
- Знание немногого существенного освобождает
от знания многих частностей.
- Люди не рождаются, а становятся теми,
кто они есть.