Формирование нравственных идеалов и ценностных ориентиров учащихся средствами изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:03, доклад

Краткое описание

Во все времена искусство, художественное освоение мира представляло собой важную составляющую часть жизни человеческого общества. Столь же незаменимо в жизни каждого ребенка образование в области искусства. Все другие знания почти исключительно обращены к рациональной стороне психики человека. И только искусство может развивать чувства ребенка: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственные ценности. В занятии рисованием легче всего приобретается ранний опыт успешного творчества от зарождения до осуществления собственного замысла. Это является благоприятным условием сохранения психического здоровья ребенка и залогом будущей успешной самореализации в любой сфере деятельности.

Файлы: 1 файл

Эстет.воспит.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Формирование нравственных идеалов и ценностных ориентиров учащихся средствами изобразительного искусства

 

«Мир будет счастлив, если каждый человек душой будет художником».

Огюст Роден

Во все времена искусство, художественное освоение мира представляло собой важную составляющую часть жизни человеческого общества. Столь же незаменимо в жизни каждого ребенка образование в области искусства. Все другие знания почти исключительно обращены к рациональной стороне психики человека. И только искусство может развивать чувства ребенка: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственные ценности.  В занятии рисованием легче всего приобретается ранний опыт успешного творчества от зарождения до осуществления собственного замысла. Это является благоприятным условием сохранения психического здоровья ребенка и залогом будущей успешной самореализации в любой сфере деятельности. Как приблизиться к интересам ребенка? Как понять его проблемы, найти ключик к той волшебной двери, за которой открываются бескрайние просторы детских тайн постижения мира? Как, не навязывая своего взрослого отношения к миру, постичь чистоту детского восприятия, научиться у них открытости и искренности, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка? Заинтересованный педагог постоянно задает себе эти вопросы.

Учебные программы по изобразительному искусству не ставят своей целью  профессиональную подготовку детей. Главная  задача предмета заключается в эстетическом воспитании. Обучение изобразительному искусству – прежде всего процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Эстетическое воспитание базируется на приоритетном индивидуально-личностном развитии внутреннего мира ребенка и постепенном овладении им техническими основами изобразительного искусства. Осознавая значимость и важность данного направления работы в развитии подрастающего поколения, на занятиях должна царить благоприятная эмоциональная атмосфера творчества, присутствовать умелое стимулирующее использование оценки знаний, проводиться интересная беседа, звучать классическая музыка, повествоваться сказка, проходить игра, здоровьесберегающие моменты, т.е. необходимо создать условия для развития художественной, духовно-нравственной культуры учащихся. Содержание преподаваемого материала должно быть подобрано на принципах научности и доступности, тесной связи теории с практикой, носить выраженный развивающий и воспитывающий характер, направлено на развитие, становление и самоопределение личности ребенка, на сохранение его психологического здоровья. Очень важен демократический стиль взаимно заинтересованного общения с учащимися на весь период обучения.

«Что есть красота и почему ее обожествляют люди?»

Вся  жизнь человека соприкасается с истинной красотой, которую нужно уметь видеть и чувствовать. Искусство способно действовать на состояние души, настроение, психику человека. Чтобы прекрасное произведение искусства вывело его к надежде, к нравственным идеалам, человек с детства должен быть подготовлен к восприятию искусства. Это не таблица умножения — за два дня не выучишь. К пониманию искусства ведут только глубинная работа души, знания: они дают импульс чувствам, определенному эмоциональному настрою. К сожалению, мы потеряли уже не одно поколение людей, для которых все, что лежит в сфере чувств, остается чуждым. Люди очерствели, в них как ватой забиты все каналы — подходы к чувствам. Эти каналы не пробиваемы для сочувствия, переживания, доброты. А меж тем мир эмоций— огромный мир! И восприятие жизни обязательно должно идти через эмоции, впечатление, а не только через законы и формулы. Подлинная картина – связь веков, движение кисти, дыхание художника, которое можно почувствовать. Доля истины есть в мысли «только красота спасет мир», так как через красоту, прекрасное можно возвыситься. Духовно богатый человек никогда не потеряет свой облик.   

Как   развивать   умение   чувствовать?

Не все ведь взрослые обладают достаточной подготовкой. Значит, нужно сейчас приобщать детей к искусству. Рост культуры личности и психофизическое становление человека реализуется под влиянием произведений искусства и видов художественной деятельности, многообразных эстетических объектов и явлений реальности. Искусство влияет на мироощущение и миропонимание, характер общения и творческий потенциал формирующейся личности.

Пока существует искусство, меняются различные направления и течения: ренессанс, барокко, импрессионизм, кубизм, сюрреализм, абстракционизм и так далее. Все эти течения отражали изменения в самой жизни и в художественной сфере. Менялась жизнь, менялись вместе с ней способы и формы ее познания. Сегодня в очень непростое время современному обществу соответствует абстрактное искусство, закодированное в условных знаках, символах и обозначениях. Оно тоже говорит нам о нас и о мире, в котором мы живем. И оно необходимо. Человек ведь тянется к идеалам. Он нуждается в оздоровлении — физическом и духовном, в пище, богатой витаминами, в свежем чистом воздухе и в очень насыщенной, обогащенной пище духовной. Чтобы любить, ценить современное искусство и искусство прошлых столетий, нужно его понимать.

                                    

                     "Искусство есть одно из средств общения между людьми".

                                                                                                                               Г. В. Плеханов

     На протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи и скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства. Помощь в познании мира через эмоциональное восприятие его, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека — функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой.

Советский психолог Л. С. Выготский  писал: "Искусство есть социальное в нас... — есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа". Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадывает тайны бытия, с помощью системы художественных объектов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизует к действию наши духовные силы.

     История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновение форм и традиций, не знающих временных и географических границ. Человек, изменяясь из века в век, творит новое, нечто отличное от прежнего, и передает своим потомкам. В человеческой фантазии и творчестве не существует границ.

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.

Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, чувство гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).

     Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в программе по изобразительному искусству, которая  в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса.

Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!

Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства. В нынешних непростых условиях, во времена антипатриотических настроений, потери нравственных и культурных основ в воспитании младших школьников именно обращение к искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формирует нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

     Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного образования. Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить три задачи нравственного воспитания:

а) формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические  ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка;

б) развитие нравственных качеств  таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие, любовь к животному и растительному миру и др.;

в) формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро и т.д.).

     Представленные задачи можно решить в ходе учебного процесса, особенно при преподавании изобразительного искусства. Изучение изобразительного искусства в школе направлено на воспитание художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, красоте окружающего мира, эмоционально-ценностного отношения к искусству, уважения к истории, традициям, культуре разных стран мира.

Кроме уроков по изобразительному искусству  на формирование нравственных идеалов  и ценностных ориентиров учащихся также  влияют различные проводимые конкурсы и выставки тематических рисунков и плакатов, поздравительных газет.

     Эстетическое воспитание направлено на содействие раскрытию диапазона эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), её потребностей, эмоционально-чувственных, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии и анализе).

     Эстетическое развитие личности проходит ряд этапов: эмоционально-стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, сотворческий, личностно-рефлексивный, творческий, аналитико-интегративный и др., определяемые по преобладающему характеру эстетического сознания и отношения. Первые три уровня отражают стадии возрастного становления от дошкольного детства до подросткового периода, когда возникает опасность «застывания». Последующие уровни представляют в благоприятных условиях возможности дальнейшего эстетического развития.

     Наиболее перспективна  ориентация, определяющая процесс  эстетического воспитания на  основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства.

     Существует традиция  обучения эстетическим ориентирам  посредством наблюдений над разнообразием в природе, непосредственно в труде, ремёслах и правилах общения.

     Цель эстетического  воспитания ребенка – развитие  «не вышколенных воспитанников  правил с плоским, лишенным  выразительности обликом», а развитие  гармоничной личности, свободно  творящей прекрасное и наслаждающейся им.

     В современном образовательном  процессе с возрастанием социальной  роли личности как носителя  национально-художественной культуры  уделяется особое внимание народному  декоративно-прикладному искусству, национальным традициям и обрядам.

     Результаты эстетического  воспитания, закрепляясь в личностных  качествах, обогащают все формы  познания, общения, практической, игровой  деятельности каждого школьника.  Эстетическая восприимчивость и  отзывчивость углубляют развитие сенсорного восприятия, образного и логического мышления, творческих способностей человека, позитивно влияют на характер самооценки, рефлексии, ориентации на ценности культуры.                                               

     Ориентация на современный характер процесса эстетического воспитания требует от педагога и школьников активного саморазвития, личного художественно-эстетического потенциала, эмоционально-чувственного сознания, творческой деятельности в сфере искусства и реальности. Существенное влияние на настроение, поведение ребенка оказывает окружающая предметная среда. Пропорции, формы, цветовые сочетания в природе, их динамика вызывают у детей эстетические переживания, чувства, радость открытия мира, формируют умение видеть, любить и ценить прекрасное и выразительное в каждом явлении.

Информация о работе Формирование нравственных идеалов и ценностных ориентиров учащихся средствами изобразительного искусства