Федот Иванович Шубин

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:15, реферат

Краткое описание

Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития искусства больших гражданственных идей, масштабных проблем, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос – каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой след в искусстве.

Файлы: 1 файл

Федот Шубин.docx

— 56.07 Кб (Скачать)

     Время от времени появляются публикации новых находок, ценность каждой из которых неоспорима: они расширяют сюжетный репертуар шубинского наследия, персоналию изображенных лиц, открывают неведомые ранее грани его таланта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шубин Федот Иванович – скульптор портретист

Его работы относят к жанру классицизма.

Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.

Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Работал в гипсе, бронзе, янтаре, камне, но большинство работ выполнены в мраморе.

Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785) и пр.

Являлся мастером-косторезом холмогорской резной кости.

 

 

В 70-е годы мастер создал очень много портретов, при этом работал быстро — не менее одного бюста в месяц. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы.

За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной (середина 1770-х) проскальзывают холодность, властность и высокомерие; знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777) изображён в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. Более того — скульптор сумел выявить в нём черты сильной и значительной натуры.

Совсем иной характер раскрыт в портрете В. Г. Орлова (1778). Аристократичная осанка, пышная драпировка — вся импозантность внешнего вида получила под рукой скульптора оттенок иронии. Прост и строг по композиции бюст богатого промышленника И. С. Барышникова (1778). В этом представителе нарождающейся буржуазии Шубин видит умного и расчётливого дельца; блестяще слиты воедино индивидуальные и социальные черты.

Сокровенные движения души раскрывает скульптор в удивительно поэтическом облике молодого человека — «Портрет неизвестного» (середина 1770-х). Спокойная композиция, мягкая моделировка помогают ощутить состояние глубокой задумчивости портретируемого.

Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандоры для большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа. Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже.

Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II — законодательница» (1789—1790). Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром».

Со временем интерес к Шубину угасает. Выполненные без прикрас, портреты все меньше нравятся великосветской публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Меньше становится заказов, падает и оплата. Художник вынужден обратиться к Г.А. Потёмкину, и тот ходатайствует перед президентом Академии художеств И. И. Бецким о зачислении Шубина на должность адъюнкт-профессора в скульптурный класс.

От себя скульптор тоже подает прошение в Совет Академии и просит предоставить ему платную должность. Оба письма остаются без ответа. Тогда в 1792 г. Шубин обращается к Екатерине. Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места.

Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Но Шубин не перестает работать. Произведения, относящиеся к 1790-м годам, свидетельствуют о способностях скульптора глубоко и полно раскрывать характер человека.

добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ),

генерал-фельдцейхмейстер Платон Зубов (1796)

петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792) и др.

В 1792 г. Шубин по памяти создает портрет М. В. Ломоносова (ГРМ). В отличие от других, этот портрет глубоко демократичен, прост, но композиции и трактовке формы, насыщен глубокой интеллектуальностью и в нем нет никаких элементов парадности и официальности.

Шедевром портретного искусства является бюст Павла I (1797, мрамор, ГРМ). Шубин раскрывает в нем всю сложность образа: надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась.

С каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее. В 1797 он обращается за помощью к Павлу, а через год подает прошение Академии с просьбой «не оставить дачею хотя одной казенной квартиры с дровами и свечами». Но и это осталось без внимания. Шубину не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 сгорели его дом и мастерская с работами, которые там находились.

Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. В одной из последних работ — бюсте Александра (1801) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Александр все же выказал милость — пожаловал скульптору бриллиантовый перстень.

Вынуждена была проявить внимание к Шубину и Академия, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили, наконец, адъюнкт профессором с жалованием по штату. Но здоровье было вконец подорвано, и 12 (24) мая 1805 Шубин умер. Смерть скульптора прошла почти незамеченной.

 

 


Информация о работе Федот Иванович Шубин