Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 22:33, реферат
Древнюю Италию населяло множество племен и народностей, одними из которых были латиняне. Они обосновались в нижнем течении реки Тибр, в местности под названием Лациум. В 753 году до н. э. они основали город Рим, ставший впоследствии их столицей.
С конца VI века до н. э. Рим был аристократической республикой, во главе которой находился сенат, состоящий из знатных римских граждан. Их называли «нобили». В отличие от греческих городов-государств в Риме рядовые граждане (плебеи) не имели никаких политических прав. В I веке до н. э. там установилась военная диктатура, а потом империя. Это произошло из-за того, что в аристократической республике постепенно стали разоряться мелкие землевладельцы и ремесленники, обострились классовые противоречия и выросло количество рабов.
Древнеримский театр
Древнюю Италию населяло множество
племен и народностей, одними из которых
были латиняне. Они обосновались в
нижнем течении реки Тибр, в местности
под названием Лациум. В 753 году до
н. э. они основали город Рим, ставший впоследствии
их столицей.
С конца VI века до н. э. Рим был аристократической
республикой, во главе которой находился
сенат, состоящий из знатных римских граждан.
Их называли «нобили». В отличие от греческих
городов-государств в Риме рядовые граждане
(плебеи) не имели никаких политических
прав. В I веке до н. э. там установилась
военная диктатура, а потом империя. Это
произошло из-за того, что в аристократической
республике постепенно стали разоряться
мелкие землевладельцы и ремесленники,
обострились классовые противоречия и
выросло количество рабов.
По своему культурному развитию этруски
и греки намного превосходили римлян.
Этруски познакомили римлян с греческой
мифологией и алфавитом. К III веку до н.
э. римляне хорошо знали всех греческих
богов, но дали им свои имена.
Что касается литературы и искусства,
то римляне просто позаимствовали у греков
многое. Но в римской культуре были и свои,
присущие только ей одной черты, берущие
начало в глубокой древности. Да и то, что
было взято у греков, они кардинально переработали
и адаптировали к потребностям и вкусам
римской публики4.
Римский театр и драма так же, как и в Греции,
берут свое начало в сельских празднествах
по случаю сбора урожая. Еще в то время,
когда латиняне жили в Лациуме небольшой
общиной, после окончания жатвы они устраивали
праздники. На народных гуляньях люди
распевали веселые, немного непристойные
песни с грубоватыми шутками и насмешками,
которые назывались «фесциннины». В этом
принимали участие обычно два полухория,
между которыми, собственно, и происходил
обмен язвительными колкостями.
Фесциннины зародились при родовом строе,
пережили много перемен в обществе и существовали
несколько веков. В этих песнях находила
отражение социальная борьба между патрициями
и плебеями. Римская знать пыталась обуздать
фесциннинские насмешки, но это ей плохо
удавалось. Поэтому в Риме был издан закон
и установлено строгое наказание тому,
«кто будет порицать другого в злобных
стихах».
Кроме фесциннин, существовала еще одна
форма представлений – сатура. Ее можно
считать истоком римской драмы, которая
испытала на себе влияние культуры этрусков.
Возникновение этого театрального жанра
довольно интересно описал римский историк
Тит Ливий в I веке до н. э. Он рассказал,
что в 364 году до н. э. Рим постигло большое
несчастье. Кто-то из путешественников
завез инфекционное заболевание. Началось
моровое поветрие. Для того чтобы боги
смилостивились к римлянам, было решено
устраивать на улицах сценические игры,
«дело новое для воинственного народа,
так как до этого зрелища ограничивались
только конскими бегами».
Для этих целей пригласили актеров-этрусков.
Они были плясунами, исполнявшими свои
танцы под аккомпанемент флейты. После
того как этруски дали несколько представлений,
им стала подражать римская молодежь.
Молодые римляне добавили к пляскам жестикуляцию
и шуточные диалоги, которые были написаны
стихами без рифмы. Так постепенно появилась
сатура, что в переводе означает «смесь».
Сатуры представляли собой сценки бытового
и комического характера, состоявшие из
диалога, пения, музыки и танцев. О том,
что на формирование римского театра большое
влияние оказала этрусская культура, говорит
тот факт, что слово «гистрион» имеет этрусские
корни. Этим словом в Риме стали называть
тех людей, которые развлекали народ. Это
название перешло и в средневековый театр.
Помимо сатур, в Риме существовал еще один
вид комических представлений, который
называли «ателлана». В римский театр
такого рода комедии попали во время многолетней
войны в Южной Италии. Там был небольшой
городок под названием Ателла, в котором
жили племена ос-ков. Люди из этих племен
во время народных гуляний разыгрывали
небольшие комические сценки, весьма понравившиеся
римлянам. Сыновья римских граждан увлеклись
такими сценками, они довольно быстро
прижились в Риме. Видимо, по названию
местности, откуда представления были
привезены в Рим, их стали называть «ателлана».
Участие в представлении ателланы не считалось
зазорным, но, когда у римлян появилась
литературная драма, профессия актера
стала позорной.
В ателлане имелось четыре постоянных
персонажа, которых звали Макк, Буккон,
Папп и Доссен
Это были комические персонажи. Макк представал
перед публикой всегда в ипостаси дурака,
которого все били и обманывали. Он был
тем не менее очень влюбчивым. Имелся у
него большой недостаток – он был обжорой.
Внешний вид его был такой: лысый, с крючковатым
носом, ослиными ушами и в короткой одежде.
Буккон – это парень с раздутыми щеками
и отвислыми губами, любитель хорошо поесть.
Но губы у него отвисли не из-за большого
количества потребляемой пищи, а от частой
болтовни. Но в отличие от Макка Буккон
не был дураком. Папп представлял собой
богатого, скупого и глупого старика, Доссен
– хитрого горбуна, невежду и шарлатана,
который своей ученой болтовней умел заморочить
необразованным людям голову и внушить
таким образом уважение к собственной
персоне.
Текстов для ателланы не писали никогда,
поэтому во время представления актеры
могли импровизировать, как угодно.
На основе народной драмы возник также
и мим, который пришел в римский театр
из Греции. В мимах разыгрывались небольшие
сценки из повседневного быта, а иногда
и на мифологические темы, т. е. в сатирическом
виде представлялись боги и герои. Отсюда
видно, что в Риме имелись такие же обрядовые
игры, что и в Греции.
Но дальше ателланы и мимических плясок
дело не пошло. Это можно объяснить консервативным
укладом римской жизни и мощным сопротивлением
жрецов. Поэтому в Риме и не было такой
насыщенной поэтическими образами мифологии,
которая в Древней Греции стала сокровищницей
греческого искусства (трагедии и драмы).
После завоевания городов в Южной Италии
в Риме появилось множество пленных, заложников,
дипломатических представителей, учителей,
которые были греками по национальности.
Римляне стали изучать греческий язык,
более близко знакомиться с культурой,
литературой, театром.
В 235 году до н. э. в Риме появился свой драматург
– Гней Невий, принадлежавший к плебейскому
роду. От греческих драматургов он отличался
тем, что писал не только трагедии, но и
комедии. Его трагедии были результатом
переделки греческих произведений. Невий
не только перерабатывал греческие трагедии
на мифологические темы, но и сочинял свои
на сюжеты из римской истории. Такие произведения
римляне называли «претекста». Это слово
в переводе означает «тога с пурпурной
каймой», которую носили в Риме высшие
сановники. Порой претексты Невий писал
и на современные темы. Но самая большая
слава пришла к Невию через комедии5.
Таким образом, большое влияние на театр
древнего Рима оказала Греция. Но преобразовав
его для римской публики, театр Рима внес
определенную лепту в культуру античного
времени.
Заключение
Понятие античного театра включает
в себя историю театра античной Греции,
театра эпохи эллинизма и театра
древнего Рима.
Древнегреческий театр генетически восходит
к культовым обрядам глубокой древности
(охота, земледелие, проводы зимы, заупокойный
плач). При всей примитивности и простоте
древних игровых обрядов в них уже можно
было заметить ростки будущего театрального
действия - сочетания музыки, танца, песни,
слова. Основная тема развития первых
периодов античного театра – это борьба
между обрядовой игрой народа и профессиональным
актерским мастерством. Проследить этапы
этой борьбы на драматургии, архитектуре,
технике и организации театра, – значит,
рассказать историю греческой сцены за
первые четыре столетия ее существования.
Театр эллинистического периода существенно
отличался от театра эпохи демократических
Афин. Деятели литературы и искусства,
в частности театр, в связи с монархическим
строем, не могли уже критиковать общественный
уклад жизни или хоть чем-то касаться священной
особы монарха. Поэтому театральное искусство
того времени круто поменяло тематику
пьес. Теперь драматурги писали не на общественно-политические,
а на бытовые и семейные темы.
В отличие от театра эллинского и эллинистического,
на протяжении ряда столетий развивавшегося
самостоятельно, римский театр является
первой в истории ареной столкновения
и борьбы зачатков национального сценического
искусства с могущественным натиском
сложившихся и ставших классическими
иноземных форм.
Театр античного мира стал неотделимой
частью духовного опыта всего человечества,
заложив многое в основу того, что мы сегодня
зовём современной культурой.
^
Список литературы
1 Смирнова Л.Н., Гальперина Г.А.
Популярная история театра - М.: «Посвящение»,
2008.
2Козьякова М.И. История.
3 Смирнова Л.Н., Гальперина Г.А.
Популярная история театра - М.: «Посвящение»,
2008.
4 Смирнова, Л.Н., Гальперина, Г.А. Популярная
история театра: М., - 2008.
5Козьякова М.И. История.